Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока химии

Химические свойства металлов

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: Химические свойства металлов.

Методическая разработка представляет собой урок изучение нового материала по теме «Химические свойства металлов».

Цели урока:

  • Образовательные - используя межпредметные связи, сформировать знания о способности металлов взаимодействовать с простыми и сложными веществами;
    - определить взаимосвязи химических свойств металлов со строением их атомов.

  • Развивающие - формирование навыков анализировать и делать выводы, проводить химический эксперимент; формирование научного типа мышления, владения химической терминологией.
    - продолжить формирование у учащихся способности к самостоятельной образовательной, учебно-исследовательской деятельности, навыков разрешения проблем.

  • Воспитательные - продолжить формирование умения продуктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности;

    Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, набор реактивов для проведения опытов (набор металлов, растворы соляной, серной, азотной кислот, концентрированная серная кислота, раствор сульфата меди (II) химическая посуда).

Ход урока

I. Организационная часть урока.

Учитель приветствует класс, подчеркивает значение металлов для современных отраслей промышленности, повседневной жизни людей и вместе с учащимися определяет тему и цели урока. Тему и цель вывести на экран (Слайд №1, №2)

2. Повторение пройденного материала

1. Актуализация знаний по теме “Положение металлов в ПСХЭ и особенности строения их атомов. Способы получения металлов и нахождение  металлов в природе.”.

  1. Работа по группам. Класс разделен на 3 ряда, где выбираются по одному отвестственному. Возможные задания:

Задание для ряда № 1

Выполнение  теста. Один ученик выполняет его у доски. Ответы не видны классу. Остальные ученики выполняют работу  в тетради.

Тест.

  1. На наружном энергетическом уровне у атомов металлов обычно находится…..электронов. (от 1 до 3);
  2. Атомы металлов в отличие от атомов неметаллов легко ……..свои электроны.(отдают)
  3. Какие подвижные частицы кристаллической решетки обеспечивают физические свойства металлов? (электроны);
  4. Какую плотность имеют легкие металлы (менее 5 г/см3);
  5. Самый легкий металл? (литий);
  6. Связь, которую осуществляют относительно свободные электроны между ионами металлов называют……..(металлической).
  7. Самый распространенный металл в земной коре? (алюминий)
  8. Металлы в ПСХЭ расположены  …..(ниже диагонали В-At).
  9. Металлы 1-2 групп главных подгрупп относятся к семейству….- элементов (s- элементов)

Задание для ряда № 2

Задание  по теме “Способы получения металлов”(ученики получают карточки с задачей).

1.Сколько килограммов меди получается из 120 т обогащенной горной породы, содержащей 20% сульфида меди (I), если выход меди составляет 90% от теоретически возможного.

Задание для ряда № 3.

Учащиеся получают образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.

На выполнение заданий отводится не более 5 минут. После чего происходит проверка результатов.(около10 мин.) Форма доклада - ответ старшего каждой группы).

3. Формирование новых знаний.

Учитель проговаривает основные задачи урока (принцип целеполагания):

Мы должны к заключению урока:

  • знать общие химические свойства металлов;
  • уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;
  • получить навыки проведения химических реакций.

Нужно подчеркнуть, для чего необходимо изучать химические свойства металлов.

При объяснении материала используется презентация с видеофрагментами опытов.(Виртуальная лаборатория СD)

Химические свойства металлов.

Новый материал можно излагать, используя диалог с учениками: каковы принципы составления уравнений химических реакций, что такое ОВР, свойства основных классов соединений, ряд напряжений металлов. Всё это необходимо вспомнить из курса химии 8 класса для изучения химических свойств металлов. На протяжении объяснения нового материала можно использовать СD «Видеоопыты»

1. Взаимодействие с неметаллами.( с кислородом воздуха, с хлором, с серой, с фосфором).

Просматривается видеофрагменты и записываются уравнения реакций. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления. Обратим внимание, что щелочные металлы кроме лития с кислородом образуют пероксиды.

2. Взаимодействие с водой.

С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2

Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа. Металлы должны находиться в раскаленном виде. Обратим внимание на оксид железа- железную окалину, смесь двух оксидов.

3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2

3. Взаимодействие с кислотами

Перед учащимися-  ряд напряжений металлов.

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

  1. Металлы, стоящие левее водорода вытесняют водород из раствора кислоты, а стоящие правее -не вытесняют водород.
  2. Полученная соль должна быть растворимой;
  3. Правило не распространяется на щелочные металлы, т.к. они реагируют с водой.
  4. Азотная кислота любой концентрации  и концентрированная серная кислота реагируют с металлами по – особому.

Далее просматриваются видеофрагменты взаимодействия меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций. Реакцию с алюминием и соляной кислотой можно проделать демонстрационно.

2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

4. Взаимодействие с солями

с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся правее него в ряду напряжений и сам может быть вытеснен металлами, расположенными левее. Правило соблюдается при условии образования растворимой соли и не распространяется на щелочные металлы.

Просматривается видеофрагмент взаимодействия цинка с хлоридом меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции:

Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu

Общий вывод по химическим свойствам металлов учащиеся формулируют самостоятельно. Делают вывод о взаимодействии металлов  с неметаллами, водой, кислотами, солями.

4. Закрепление изученного материала. Выполнение лабораторных опытов.

Каждый ряд делится на 6 групп. Цель: каждая группа закрепляет знания по химическим свойствам, обсуждает результаты и записывают в тетрадь.

Приборы и материалы: медь (порошок), цинк (порошок), железо (порошок), раствор соляной кислоты, раствор хлорида меди (II).

Задание: Проделать возможные химические реакции.

5. Подведение итогов (рефлексия).

А) Что мы узнали о химических свойствах металлов?

Б) Для чего нужно знать химические свойства металлов?

В) Какие бы еще вопросы хотелось бы изучить по данной теме?

6. Домашнее задание с комментариями

  • Изучить § 37 учебника Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман.
  • Выучить химические свойства металлов.
  • Ответить на вопросы № 10-12 с. 112.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»