Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методические разработки дидактических материалов

по химии для 10 классов

Индивидуальный контроль знаний

 

Самохвалов Андрей Сергеевич ,

учитель химии , биологии , изо  ГБОУ СОШ №336 Невского района Санкт-Петербурга

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Цель данного пособия– помочь учителю в проверке качества усвоения учащимися материала по выборочным темам курса органической химии: "Теории химического строения органических веществ. Изомерии. Гомологии" , "Углеводородам (алканам , алкенам , алкадиенам , алкинам)" , "Природным источникам углеводородов (нефти) и способам её переработки" , "Генетической связи между алканами , алкенами , алкадиенами и алкинами".

Данный раздел пособия включает в себя комплект проверочных работ по органической химии для общеобразовательных школ (для проверки знаний учащихся , изучающих химию на базовом уровне). Соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Может быть использовано в комплекте с любыми учебниками.

Комплект дидактических материалов включает 7 проверочных работ , каждая из которых состоит из 4 вариантов , содержащих по 4 задания. Расчётные задачи дают возможность отработать следующие умения:

а). вычисление относительной плотности газов (тема 1);

б). вычисления объёмов газов по уравнению реакции (тема 2);

в). вычисления  массовой  доли  химического   элемента   в   формуле   вещества

     (тема 3);

г). вычисление  массы  ,  объёма  ,  количества  вещества  по  известной  массе  ,

     объёму и количеству исходных веществ и наоборот (тема 4);

д). вычисление  массы  или  объёма  продукта  реакции  по  известной массе или

     объёму  исходного  вещества , содержащего  определённую  массовую  долю

     примесей (тема 5);

е). вычисление массовой доли выхода продукта реакции (тема 6);

ж). расчёты по термохимическим уравнениям (тема 7).

Проверочные работы имеют различное дидактическое назначение и предназначены для текущего контроля за качеством знаний учащихся и умений их применять , а также может быть использовано при обобщении и повторении изученного материала по выборочным темам курса органической химии.        Это кратковременные работы , охватывающие содержание конкретных вопросов темы. Предполагается , что ответы на них учащиеся дают в течение  20 – 25 минут. С помощью задач проверочных работ выясняется , насколько учащиеся знают основные понятия и умеют решать расчётные химические задачи.

Пособие адресовано учителям химии и учащимся 10 классов , желающим повысить уровень знаний по изучаемому предмету.

 

 

 

-1-

Тема 1.  Теория химического строения органических веществ.

Изомерия. Гомология

 

Вариант I

1.    Сформулируйте основные положения теории химического строения        А. М. Бутлерова.

2.    Какие типы органических соединений (по происхождению) вы знаете? Приведите примеры.

3.    Сколько изомеров может иметь вещество состава C4H12O?  Составьте структурные формулы этих изомеров и дайте им названия.

4.    Рассчитайте относительную плотность пропана (C3H8) по водороду и по воздуху.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант II

1.    Что такое изомеры?  Какие виды изомерии вам известны?

2.    Каковы особенности органических веществ (в сравнении с неорганическими)?

3.    Сколько изомеров может иметь вещество состава C5H12?  Составьте структурные формулы этих изомеров и дайте им названия.

4.    Рассчитайте , во сколько раз пентан (C5H12) тяжелее метана.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант III

1.    Какие вещества называют гомологами?  Приведите примеры.

2.    Какой тип кристаллической решётки и вид химической связи наиболее характерны для большинства органических веществ?

3.    Составьте структурные формулы всех изомеров для вещества состава C5H10.  Дайте им названия.

4.    Рассчитайте , какой объём (при н. у.) будут занимать 580 г  бутана (C4H10)?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант IV

1.    Как , используя знания об изомерии и гомологии , объяснить многообразие соединений углерода?

2.    В чём разница между молекулярными и структурными формулами?

3.    Составьте структурные формулы всех изомеров для вещества состава C4H8.  Дайте им названия.

4.    Рассчитайте относительную плотность гексана (C6H14) по водороду и по азоту.

 

 

-2-

Тема 2.  Предельные углеводороды. Алканы

 

Вариант I

1.  Составьте формулы двух изомеров и двух гомологов для вещества:

CH3 ‒ CH2 ‒ CH (CH3) ‒ CH2 ‒ CH3 .

     Дайте названия всем веществам.

2.  Составьте структурные формулы следующих веществ:

           а). 2,4-диметил-3,4-диэтилоктан;                        б). 2,3-дихлорбутан;

           в). 3-метилпентан.

3.  Составьте уравнения химических реакций:

        а). горения гексана;    б). бромирования метана;    в). дегидрирования этана.

4.  Какой объём воздуха потребуется для полного сгорания  448 л  пропана (при

     н. у.)?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант II

1.  Составьте формулы двух изомеров и двух гомологов для вещества:

CH3 ‒ CH2 ‒ C (CH3)2 ‒ CH2 ‒ CH3 .

     Дайте названия всем веществам.

2.  Составьте формулы следующих веществ:

     а). 2-бром-1-фторпропан; б). 2,3-диметилпентан;  в). 2,2,4,4-тетраметилоктан.

3.  Составьте уравнения химических реакций:

     а). горения пентана; б). хлорирования этана;  в). полного разложения метана.

4.  Какой объёмоксида углерода (IV) выделится при горении 10 л бутана (н.у.).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант III

1.  Составьте формулы двух изомеров и двух гомологов для вещества:

CH3 ‒ CH2 ‒ CH2 ‒ CH2 ‒ CH3 .

     Дайте названия всем веществам.

2.  Составьте формулы следующих веществ:

     а). 2,4,6-трихлорнонан;                б). изобутан;                в). 2,2-диметилпентан.

3.  Составьте уравнения химических реакций:

     а). дегидрирования пентана;    б). горения этана;    в). бромирования пропана.

4.  Какой  объём  хлора  потребуется  для  получения  трихлорметана   из  11.2 л

     метана (при н. у.)?

 

 

 

 

 

 

 

-3-

Вариант IV

1.  Составьте формулы двух изомеров и двух гомологов для вещества:

CH3 ‒ CH (Br) ‒ CH2 ‒ CH2 ‒ CH3 .

     Дайте названия всем веществам.

2.  Составьте формулы следующих веществ:

     а). 1,2-дихлорэтан;              б). 3-метилгептан;              в). 2,4,6-триметилдекан.

3.  Составьте уравнения химических реакций:

     а). горения метана;                                          б). неполного разложения метана;

     в). полного разложения метана.

4.  Какой объём кислорода  потребуется  для сгорания 2 л  метана и 4 л  пропана

     (при н. у.)?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Тема 3.  Алкены. Этилен

 

Вариант I

1.  Какие  соединения  называют  непредельными?  Чем их состав отличается от

     состава предельных углеводородов?  Приведите примеры.

2.  Составьте  уравнения  получения  этилена  из  этанола.   Как  называется  эта

     реакция , при каких условиях она протекает?

3.  Составьте структурные формулы следующих веществ:

           а). 2-метилбутен-1;                                             б). 3,3-дибромпентен-1.

4.  Рассчитайте массовую долю водорода в молекуле этена.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант II

1.  Сравните   общие   формулы   и   номенклатуру  (на   конкретных   примерах)

     алканов  и  алкенов.

2.  Составьте уравнения гидрирования этена и пропена.

3.  Дайте названия веществам по любой из номенклатур:

     а).  CH3 ‒ CH = CH ‒ CH3;       б).  H2C = CH ‒ CH2 ‒ CH2 ‒ CH2 ‒ CH3.

4.  Найдите массовую долю углерода в молекуле бутена-1.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант III

1.  Какие виды изомерии встречаются у алкенов?  Приведите примеры изомеров

     (с названиями).

2.  Составьте   уравнения   гидратации   этена.  Какое   промышленное  значение

     имеет этот процесс?

3.  Составьте структурные формулы следующих веществ:

             а). пентен-1;                                               б). 2,3-диметилгексен-1.

4.  Рассчитайте массовую долю водорода в молекуле пентена-1.

 

-4-

Вариант IV

1.  Что такое полимеры?     Приведите пример реакции полимеризации.     Какое

     вещество в этой реакции является мономером?

2.  Какие   реакции   являются   качественными   реакциями  на  кратную  связь? 

     Опишите внешние признаки этих реакций.

3.  Дайте названия следующим веществам:

     а). CH3 ‒ CH2 ‒ C (CH3) = CH ‒ CH2 ‒ CH3;           б). H2C= CBr‒ CHBr‒ CH3.

4.  Рассчитайте массовую долю углерода в молекуле пропена.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Тема 4.  Алкадиены. Каучуки

 

Вариант I

1.  Сравните  состав  и  строение  алкадиенов  и  алкенов.   Приведите   примеры

     веществ (с названиями).

2.  Напишите  реакцию  полимеризации   бутадиена-1,3.     Какое   практическое

     значение она имеет?

3.  Какой алкадиен является  мономером  природного  каучука?   Напишите  его

     структурную формулу. Приведите примеры двух его изомеров.

4.  Рассчитайте массу бутана , которую можно получить из 540 г  бутадиена-1,3.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант II

1.  Какие   вещества   называют   алкадиенами?     Какова  их  общая  формула  и

     особенности  номенклатуры?

2.  Составьте   уравнения   реакции   получения   бутадиена-1,3   из  бутана.  Как

     называется  эта  реакция?

3.  Напишите реакцию полимеризации изопрена. Назовите продукт реакции.

4.  Рассчитайте , сколько  граммов  пентадиена-1,2  потребуется  для  получения

     720 г  пентана?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант III

1.  Какой    процесс    называют    вулканизацией?     В    чём    его   сущность   и

     практическое значение?

2.  Составьте уравнение полимеризации хлоропрена (2-хлорбутадиена-1,3).

3.  Чем     отличается     реакция     гидрирования     бутадиена-1,3    от    реакции

     гидрирования  бутена-1?   Составьте  уравнения  реакций.

4.  Рассчитайте  ,  какой  объём   водорода (при н. у.) потребуется   для   полного

     гидрирования  112 л   бутадиена-1,3.

 

 

 

-5-

Вариант IV

1.  Сравните  эбонит  и  резину  по  составу , физическим  свойствам и областям

     применения.

2.  Составьте два уравнения последовательного бромирования бутадиена-1,3.

3.  Изомером     каких    алкадиенов    является    бутин-1  [HC≡ C‒ CH2‒ CH3]?

     Составьте  структурные  формулы  этих  веществ.

4.  Рассчитайте  объём   кислорода  ,  который   потребуется   для   горения  10 л 

     пропадиена.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Тема 5.  Алкины. Ацетилен

 

Вариант I

1.  Какие вещества называют алкинами?    Каковы общая формула ряда алкинов

     и особенности их номенклатуры?

2.  Назовите   основные   способы   получения  ацетилена.  Запишите  уравнения

     соответствующих  химических  реакций.

3.  Дайте названия следующим веществам:

     а).  HC ≡ C ‒ CH2 ‒ CH3;                              б).  H3C ‒ CH2 ‒ C ≡ C ‒ CH2 ‒ CH3;

в). H3C ‒ CH (CH3) ‒ C ≡ CH.

4.  Технический  карбид  кальция  ,  содержащий   20%   примесей  ,  растворили

     в воде. Сколько литров ацетилена выделилось?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант II

1.  Назовите области применения ацетилена.

2.  Составьте    формулы    изомеров   алкинов   и   алкадиенов   состава  C4H6   и

     дайте им названия.

3.  Составьте  уравнения химических реакций последовательного бромирования

     этина.

4.  Какая   масса  технического  карбида  кальция  с  массовой  долей  CaC2  90%

     потребуется для получения 112 л  ацетилена?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант III

1.  Сравните состав , строение и номенклатуру алкинов и алкенов.

2.  Напишите уравнение реакции Кучерова. При каких условиях она протекает?

3.  Назовите    области    применения    продукта    реакции   гидрохлорирования

     ацетилена.

4.  Сколько  граммов   воды   потребуется   для   реакции   с   50 г   технического

     карбида  кальция  ,  содержащего  8%  примесей?

 

 

-6-

Вариант IV

1.  Перечислите  основные  химические свойства ацетилена.  Ответ подтвердите

     уравнениями химических реакций.

2.  Распределите следующие углеводороды по трём классам (алканы , алкены ,

     алкины):           C2H6, C6H12, C3H8, C6H14, C4H6, C4H10, C5H10, C3H4, C5H12,

     C3H6, C5H8.            Формулы  углеводородов  запишите  в  нижеприведённую

     таблицу:

    

Алканы

Алкены

Алкины

 

 

 

 

3.  Дайте названия следующим веществам:   

     а).  HC ≡ C (CH3) ‒ CH2 ‒ CH3;                                          б).  H3C ‒ C ≡ C ‒ CH3;

в).  Cl ‒ CH2 ‒ CH2 ‒ C ≡ C ‒ CH2 ‒ CH2 ‒ Cl.

4.  Технический   карбид   кальция  массой  20 г   обработали  избытком  воды  и

     получили   7.3 г   ацетилена.   Найдите  массовую  долю  примесей  в  данном

     образце карбида.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Тема 6.  Арены. Бензол

 

Вариант I

1.  Какие вещества относят к классу аренов?    Каковы их общая формула ряда и

     номенклатура?

2.  Напишите уравнение реакции нитрования бензола.   При каких условиях она

     протекает?

3.  Запишите  уравнения  реакций  ,  с  помощью  которых  можно   осуществить

     следующие  превращения:

CH4  →  HC≡ CH  →  C6H6  →  C6H5Cl

4.  В  реакции  тримеризации из 260 г  ацетилена получено 702 г  бензола.  Чему

     равна массовая доля выхода продукта реакции?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант II

1.  Какие свойства бензола лежат в основе его применения?

2.  Напишите   уравнение   реакции    хлорирования    бензола    в    присутствии

     катализатора.

3.  Запишите  уравнения  реакций  ,  с  помощью  которых  можно   осуществить

     следующие превращения:

CaC2  →  HC ≡ CH  →  C6H6  → C6H5NO2

4.  Сколько  литров  водорода  потребуется  для   получения   из   бензола  38.7 г

     гексана , если выход гексана составляет  90%  от теоретически возможного?

-7-

Вариант III

1.      Сравните характер пламени горящих:  метана , ацетилена и бензола. Как объяснить различия?

2.      Напишите уравнение реакции горения бензола.

3.      Запишите уравнения реакций , с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

H3C ‒ (CH2)3 ‒ CH = CH3  →  C6H14  →  C6H6  →  C6H5Br

4.      Сколько граммов бензола можно получить из 780 г  ацетилена , если выход бензола составляет 85%  от теоретически возможного?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант IV

1.    Какие химические свойства характерны для бензола?

2.    Напишите уравнение реакции бромирования бензола в присутствии катализатора.

3.    Запишите уравнения реакций , с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

H2C= CH2  →  HC≡ CH  →  C6H6  → C6H14

4.    Из 5 моль  бензола получено 553.5 г  нитробензола.  Рассчитайте выход нитробензола от теоретически возможного.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Тема 7.  Нефть и способы её переработки. Генетические связи между алканами , алкенами , алкадиенами и алкинами

 

Вариант I

1.    Каков состав нефти?  Какие физические свойства компонентов нефти лежат в основе её перегонки?

2.    Запишите уравнение реакции крекинга декана (C10H22).

3.    Запишите уравнения реакций , с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

CH4  →  HC ≡ CH  →  H2C = CH2  →  Cl ‒ CH2 ‒ CH2 ‒ Cl

4.    По термохимическому уравнению:

C2H2  +  2.5O2  =  2CO2  +  H2O  +  1300кДж

           рассчитайте количество теплоты , которое выделится при сжигании 60 м3

           ацетилена.

 

 

 

 

 

 

 

-8-

Вариант II

1.    Что такое:  бензины , октановое число (и как его повышают)?

2.    Запишите уравнение реакции крекинга эйкозана (C20H42).

3.    Запишите уравнения реакций , с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

C4H10  →  H2C = CH ‒ CH = CH2  →  Br ‒ CH2 ‒ CH = CH ‒ CH2 ‒ Br  →

     →  Br ‒ CH2 ‒ CHBr ‒ CHBr ‒ CH2 ‒ Br

4.    По термохимическому уравнению:

CH4  +  2O2  =  CO2  +  2H2O  +  880 кДж

     рассчитайте , сколько  моль   метана  вступило  в  реакцию  горения , если

     при этом выделилось 2200 кДж  тепла.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант III

1.         Какие процессы происходят в ректификационной колонне?  Какие продукты при этом получаются?

2.         Запишите уравнение реакции крекинга додекана (C12H26).

3.         Запишите уравнения реакций , с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

CaC2  →  HC ≡ CH  →  H2C = CH2  →  CH3 ‒ CH2 ‒ OH

4.     По термохимическому уравнению:

C2H2  +  2.5O2  =  2CO2  +  H2O  +  1300 кДж

        рассчитайте массу ацетилена , вступившего в реакцию горения , если

        при этом выделилось 2000 кДж  тепла.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Вариант IV

1.    Что такое крекинг нефтепродуктов и с какой целью его проводят?

2.    Запишите уравнения реакции крекинга октадекана (C18H38).

3.    Запишите уравнения реакций , с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

H3C ‒ CH3  →  H2C = CH2  →  HC ≡ CH  →  CO2

4.    По термохимическому уравнению:

     CH4  +  2O2  =  CO2  +  2H2O  +  880 кДж

     рассчитайте  количество  теплоты , которое  выделится при сжигании 20 л

     метана.

 

 

 

 

 

 

 

-9-

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.      Воловик В. Б. , Крутецкая Е. Д.  Органическая химия. 10 – 11 классы: упражнения и задачи. Пособие для абитуриентов и старшеклассников. – Санкт-Петербург: Оракул , 2012. – 132 с.

 

2.      Гара Н. Н. , Зуева М. В.  Контрольные и проверочные работы по химии. 10 – 11 классы: методическое пособие. – 5-е изд. , перераб. и доп. – М.: Дрофа , 2012. – 156 с. , ил.

 

3.      Каверина А. А. , Иванова Р. Г. , Корощенко А. С.  Химия. 10 – 11 классы: дидактические материалы для основной общеобразовательной школы. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС , 2012. – 202 с.

 

4.      Радецкий А. М. , Горшкова В. П. , Кругликова Л. Н.  Дидактические материалы по химии для 10 – 11 классов: пособие для учителя. –             7-е изд. – М.: Просвещение , 2011. – 84 с.

 

5.      Ширшина Н. В.  Химия. 10 – 11 классы: индивидуальный контроль знаний. – Волгоград: Учитель , 2011. – 274 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-10-

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Предисловие ………………………………………………………………………... 1

Тема 1.  Теория химического строения органических веществ. Изомерия.

               Гомология ………………………………………………………………… 2

Тема 2.  Предельные углеводороды. Алканы ……………………………………. 3

Тема 3.  Алкины. Этилен ………………………………………………………….. 4

Тема 4.  Алкадиены. Каучуки ……………………………………………………... 5

Тема 5.  Амины. Ацетилен ………………………………………………………… 6

Тема 6.  Арены. Бензол …………………………………………………………..... 7

Тема 7.  Нефть и способы её переработки. Генетическая связь между

               алканами , алкенами , алкадиенами и алкинами ………………………. 8

Список используемой литературы ………………………………………………. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-11-

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»