Методическая разработка урока (2 часа)
Расчёты по химическим уравнениям
Хапугина Полина Ивановна,
учитель химии ГБОУ СОШ 277
Кировского района Санкт-Петербурга
Цели урока: Научить восьмиклассников производить расчёты по химическим уравнениям: находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, объёму и массе исходных веществ.
Ход урока:
Прежде чем перейти к изучению новой темы нам необходимо вспомнить уже известные вам величины и формулы. Вспомнить типы химических реакций. А также вы уже умеете составлять химические уравнения и уравнивать их. Давайте проверим ваши знания, для этого выполним следующий тест на оценку. (содержание теста можно посмотреть на моём личном сайте в папке файлы и фотографии )
Объяснение учителя:
1. Прежде чем научиться производить расчёты по химическим уравнениям необходимо ещё раз вспомнить уже известные нам формулы нахождения количество вещества, массы и объёма веществ, за одно вы сможете проверить себя, после выполненной вами работы. Для этого обратимся к следующей презентации, которая поможет восстановить наши знания в памяти. Презентация №1. (презентацию можно посмотреть на моём личном сайте в папке файлы и фотографии)
Запишите уже известные вам формулы в тетрадь:
n– количество вещества (моль)
m– масса вещества (г)
М – молярная масса (г/моль)
V– объём газа (л)
Vm- молярный объём = 22,4 л/моль
n = m/M ; m = n•M
n = V/Vm; V = n•Vm
2. Теперь, мы должны понять, что химическое уравнение показывает не только качественную (превращение веществ) сторону процесса, но также и количественную сторону его. Для этого обратимся к следующей Презентации№2(презентацию можно посмотреть на моём личном сайте в папке файлы и фотографии)
Запишите в тетрадь:
Коэффициент в уравнении реакции указывает на число частиц, а число частиц в свою очередь определяет количество молей!
2Н₂ + О₂ = 2Н₂О
Число частиц 2 молекулы 1 молекул 2 молекулы
Количество ↓ ↓ ↓
вещества, n 2 моль 1 моль 2 моль
2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
↓ ↓ ↓
n= 2моль 1моль 3моль
3. Следующий этап, который мы должны разобрать – это умение составлять по уравнению реакции пропорцию, а также решить её. Для этого обратимся к следующей Презентации 3. (презентацию можно посмотреть на моём личном сайте в папке файлы и фотографии)
Запишите в тетрадь:
Известно по условию: 2 моль Х моль (числитель)
4P + 5O₂ = 2P₂O₅
Известно по уравнению: 4 моль 5 моль 2 моль (знаменатель)
Составим и решим пропорцию:
2 моль Х моль
_______ = _______
4 моль 2 моль
Х моль = 2 моль • 2 моль = 1 моль
4 моль
Х = n(P₂O₅)= 1 моль
4. Переходим к решению задач с использованием уравнений химических реакций.Для того чтобы решить расчетную задачу по химии, необходимо воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов. Презентация 4. (презентацию можно посмотреть на моём личном сайте в папке файлы и фотографии) Учебник стр. 101
В тетрадь:
Учащимся раздаётся уже готовый алгоритм решения, для вклейки в тетрадь.
Алгоритм решения расчётных задач с использованием уравнением химических реакций:
1. Составить уравнение химической реакции(т.е. обязательно – расставить коэффициенты!)
2. Над соответствующими формулами в уравнении записать количественные данные о веществах с единицами измерения, которые известны или их можно рассчитать, исходя из условия задачи, и искомую величину Х также с единицами измерения.
3. Под этими формулами записать соответствующие количественные величины, задаваемые самим уравнением, также с единицами измерения.
4. Составить и решить пропорцию.
5. Оформить ответ.
5. Решим задачу.
Рассчитайте массу воды, которая образуется в результате взаимодействия 0,5 моль оксида алюминия с серной кислотой при нагревании.
- Прочитайте задачу.
- Запишите условие задачи. ( Дано, найти.)
- Далее решаем задачу согласно, имеющемуся у вас алгоритму.
В тетрадь: (учащиеся записывают решение под объяснения учителя согласно Презентации 5) (презентацию можно посмотреть на моём личном сайте в папке файлы и фотографии)
Дано:
n(Al₂O₃)=0,5 моль
_________________
Найти:
m(H₂O) - ?
Решение:
n=0,5 моль Х моль
Al₂O₃+3H₂SO₄=Al₂(SO₄)₃+3H₂O
n= 1 моль 3 моль
М = 102 г/моль 18 г/моль
Расчет молекулярной массы:
Мr(Al₂O₃)= 2•27+3•16= 54+48=102
Мr(H₂O)= 2•1+16=18
Составить и решить пропорцию.
0,5 моль = Х моль
1 моль 3 моль
Х моль = n(H₂O) = 0,5 моль • 3 моль = 1,5 моль
1 моль
Найдём массу воды.
m(H₂O) = n(H₂O) • M(H₂O)
m(H₂O) = 1,5 моль•18 г/моль = 27 г
Ответ:m(H₂O)=27 г
6. Решите задачи самостоятельно.
Два учащихся вызываются к доске, для решения на оценку.
1. Определите объѐм хлора (н.у.), необходимый для получения 634 г хлорида алюминия по уравнению: 2Al + 3Cl2= 2AlCl3. Ответ: 159, 6 л
2. Рассчитайте количество вещества и массу лития, необходимого для реакции с кислородом массой 128 г по уравнению: 4Li + O2= 2Li2O Ответ: 16 моль, 112 г
7. Домашнее задание.
§28, упр 3.
Задача.
Найти массу оксида цинка, который образуется при взаимодействии 13г цинка с кислородом.