Разработка урока по теме «Неметаллы»
Куцапкина Людмила Васильевна
Учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-Петербурга
Цели и задачи урока
Задачи урока:
- обобщить и актуализировать знания по данной теме;
-сформировать устойчивый интерес к изучаемой теме;
- мотивировать учебную деятельность учащихся;
- создать условия для обобщения и целостного осмысления информации;
- побудить учащихся к активной работе на уроке и дома;
Цели урока:
Образовательные
- рассмотреть положение неметаллов в ПСХЭ Д.И.Менделеева и обеспечить усвоение знаний об особенностях строения их атомов и на основе строения сделать вывод о физических и химических свойствах неметаллов;
- актуализировать знания учащихся о явлении аллотропии (сравнить с металлами)
Воспитательные
- вызвать интерес к предмету;
-развивать чувство самостоятельности, дисциплинированности, поиска;
Развивающие
- прививать навыки самостоятельной и коллективной работы.
Здоровьесберегающие
-учитывать возрастные особенности детей;
- выстраивать модель здоровьесберегающего урока;
-избегать перегрузок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Стадия вызова.
Учитель: (демонстрация слайдов)
Химических элементов-неметаллов всего 16. Совсем немного, если учесть, что известно 114 элементов. Два элемента-неметалла составляют 76% от массы земной коры. Это кислород (49%) и кремний (27%). В атмосфере всодержнтся 0,03% от массы кислорода в земной коре. Неметаллы составляют 98,5% от массы растений, 97,6% от массы тела человека. Шесть неметаллов— С, Н, О, N, Р и S — биогенные элементы, которые образуют важнейшие органические вещества живой клетки: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В состав воздуха, которым мы дышим, входят простые и сложные вещества, также образованные элемента ми-неметаллами (кислород О2, азот, углекислый газ СО2, водяные пары Н2О и др.).
(Сообщение цели и задачи урока и обсуждение их с учащимися -показ слайда
Учитель: «Тема сегодняшнего урока «Неметаллы». Давайте постараемся провести сравнительную характеристику неметаллов на примере углерода, азота, кислорода и серы».
Вспомним:
- Где в ПСХЭ Д.И. Менделеева находятся неметаллы?
- Какое строение имеют атомы неметаллов?
- Какой тип химической связи у неметаллов?
- Какие кристаллические решетки имеют неметаллы? В чем особенность свойств веществ с разной кристаллической решеткой?
Учащиеся, работая в парах, записывают свои выводы. Демонстрация слайдов и исправление ошибок. Обсуждение и выводы.
Учитель демонстрирует образцы неметаллов: серы, графита, фосфора и активированного угля. Просмотр слайдов.
Учитель:« Какие химические свойства мы можем предположить у неметаллов : кислород, азот, углерод? ( рассмотрите все свойства с точки зрения ОВР и сделайте выводы»
Каждая колонка учащихся класса работает над своим неметаллом (кислород, азот, углерод) – работа в парах
Сравнительная характеристика неметаллов
на примере углерода, азота и кислорода
Параметры сравнения |
Углерод |
Азот |
Кислород |
|
Строение атомов неметаллов |
|
|
|
|
Электронная схема и графическая формула, количество электронов на внешнем энергетическом уровне |
|
|
|
|
Возможные степени окисления |
|
|
|
|
Размер радиуса атома |
|
|
|
|
Формулы простых веществ. Аллотропия |
|
|
|
|
Строение простого вещества |
|
|
|
|
Химическая связь |
|
|
|
|
Кристаллическая решетка |
|
|
|
|
Физические свойства |
|
|
|
|
Агрегатное состояние |
|
|
|
|
Окраска неметаллов |
|
|
|
|
Температура плавления |
|
|
|
|
Химические свойства:окислительные |
|
|
|
|
Химические свойства:восстановительные |
|
|
|
|
( сдаем работы и обсуждаем)
Какие химические свойства более характерны для неметаллов?Почему?
В заключение стадии вызова подробно рассматривается понятие аллотропии и выясняется причина аллотропии неметаллов.
1) Что такое аллотропные модификации?
2) Чем отличаются аллотропные модификации?
В процессе беседы акцентируется внимание учащихся на различие физических и химических свойств аллотропных модификаций, демонстрируются слайды аллотропных модификаций углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен) и кислорода (кислород, озон) и фосфора (черный, белый, красный ).
III. Стадия осмысления.
Учитель: «… Итак, состав определяет строение, а строение − свойства. Эти понятия неразрывно связаны между собой, их невозможно рассматривать одно без другого».
IV. оценивания и самооценивания, коммуникативные.
Итог урока: Проводится рефлексия (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы ,пользуясь слайдом презентации:: сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…) .
(УУД- познавательные, коммуникативные, регулятивные).
V.домашнее задание: ( с выбором уровня сложности):
1.Знать общую характеристику неметаллов и явление аллотропии (уметь приводить примеры аллотропии 3-4 неметаллов и знать свойства различных аллотропных модификаций).
2. Уметь давать сравнительную характеристику серы и кислорода, азота и фосфора, углерода и кремния (ОВР). Сделайте вывод об изменении свойств.