Лекарственные препараты
Рунова Наталья Мартиевна,
учитель химии и биологии ГБОУ
школы № 558 Санкт-Петербурга
Данная методическая разработка реализована на уроке химии в 9 классе.учитель химии и биологии ГБОУ
школы № 558 Санкт-Петербурга
Цель: активизировать интерес учащихся к предметам естественно-научного цикла в процессе ознакомления с историей, свойствами и применением лекарственных препаратов.
Задачи:
- образовательные: расширение кругозора учащихся, формирование умения применять полученные знания в жизни;
- развивающие: развитие
- умения использовать межпредметные связи (химия, биология, история, география),
- личностных качеств личности, а именно - умения работы в группе (умение выслушивать товарищей, логически мыслить, делать выводы, совместно выполнять мини-проект и защищать его);
- формирование патриотических чувств при изучении биографий ученых;
- воспитание культуры поведения;
- воспитание чувства собственного достоинства в процессе выполнения общественно-значимой работы.
Оборудование: презентация Power Point, компьютер, экран, проектор, образцы лекарственных препаратов, автомобильная аптечка, канцелярские принадлежности, заготовки информационных плакатов, комплекты информационных материалов.
Поэтапная деятельность на занятии.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Вступительное слово. Актуализация темы урока. Конкретизация целей урока. | Учитель актуализирует тему урока и намечает цели урока. Передает слово ведущему. | Учащиеся - активные слушатели. Ученик – организатор работы с компьютером. |
2. Информационная часть урока | Консультационная. | Ведущий – ученик. Чтение докладов с использованием презентации. |
3. Вывод основных правил использования лекарственных препаратов. | Консультационная. | Ведущий в процессе беседы с учащимися формулирует основные правила использования лекарственных средств. |
4. Работа в группах по заданиям. | Консультационная | Работа в группах: создание информационных плакатов (создание мини-проектов), выполнение теоретического задания, оценка результатов – самоанализ. |
5. Представление результатов работы группы перед классом. | Консультационная | Презентация работ |
6. Подведение итогов. | Консультационная | Ведущий в процессе беседы с учащимися подводит учащихся к выводу по итогам работы. |
Заключительное слово | Учитель: оценка работы учеников. |
- Познакомиться со свойствами, историей открытия лекарственных препаратов.
- Познакомиться с применением некоторых лекарственных средств при использовании автомобильной аптечки.
- Сформулировать основные правила пользования лекарствами.
- Создать информационные плакаты
1. Организационный момент. Вступительное слово. Актуализация темы мероприятия. Конкретизация целей.
СЛАЙД 1.
Учитель. Вступительное слово.
- Здравствуйте, уважаемые учащиеся и коллеги! Темой нашей встречи является «Лекарственные препараты».
Насколько актуальны вопросы, связанные с лекарствами?
СЛАЙД 2
Давайте ответим на вопросы :
1. Знаете ли вы, что такое лекарства?
2. Применяли ли вы лекарства в своей жизни хотя бы один раз?
- Согласны ли вы с тем, что необходимо получать больше знаний о веществах, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни?
СЛАЙД 3
Цели занятия:
- Познакомиться со свойствами, историей открытия лекарственных препаратов.
- Познакомиться с применением некоторых лекарственных средств при использовании автомобильной аптечки.
- Сформулировать основные правила пользования лекарствами.
- Создать информационные плакаты.
- Лека́рственные сре́дства - вещества, или смесь веществ синтетического или природного происхождения в виде лекарственной формы (таблетки, капсулы, раствора и т.п.).
Уже в глубокой древности люди пытались спасти свою жизнь, используя различные природные лекарственные вещества. Чаще всего это были растительные экстракты, но применялись и препараты, которые получали из сырого мяса, дрожжей и отходов животных. Первые ученые инстинктивно чувствовали, что во многих живых организмах находятся вещества, которые могут помочь в борьбе с болезнями, но лишь по мере развития химии люди убедились, что лечебный эффект таких веществ заключается в избирательном воздействии на организм определенных химических соединений. Прошло еще какое-то время, и такие соединения стали получать в лабораториях путем синтеза.
Перед употреблением в медицинской практике лекарственные средства должны проходить клинические исследования и получать разрешение к применению для профилактики, диагностики, либо лечения заболеваний
Лекарства как химические вещества, способные купировать всевозможные патологические состояния организма, приобретают все большее значение в жизни общества. Сейчас известно уже более 12 тысяч таких препаратов.
Качество лекарственных средств в России контролирует Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), подчиненный Министерству здравоохранения и социального развития РФ.
Фармацевтический бизнес считается третьим по прибыльности после торговли оружием и наркотиками. Это привлекает к нему недобросовестных предпринимателей. В России до 1991 года проблема фальсификации лекарств практически отсутствовала
Продажа лекарственных средств (в отличие от биологически активных добавок) осуществляется только аптечными учреждениями (аптеки, аптечные киоски) имеющих соответствующую лицензию.
- Давайте познакомимся со свойствами некоторых известных нам лекарств.
2. Информационная часть
СЛАЙД; 4
Аспирин и парацетамол
Слово ученику, который подготовил сообщение на тему «Аспирин и парацетамол»
СЛАЙДЫ 5-10
- Слово антибиотики известно нам с детства. Что же это такое?
Слово ученику, который подготовил сообщение на тему «Антибиотики. Удивительное открытие»
СЛАЙДЫ 11 -13
Автомобильная аптечка.
- Многие наши родители и знакомые водят автомобили. Через несколько лет может быть и мы окажемся за рулем. Грамотный и ответственный водитель всегда имеет автомобильную аптечку. В ней тоже есть лекарственные препараты.
Слово ученику, который подготовил сообщение на тему «Автомобильная аптечка».
3. Вывод основных правил использования лекарственных препаратов
Ведущий:
- Давайте сформулируем основные правила использования лекарственных средств.
СЛАЙД 14
Правила использования лекарственных средств:
- Использовать только те лекарства, которые приобретены в аптеке.
3. Строго соблюдать инструкцию по применению лекарства.
4. Работа в группах по заданиям
Ведущий.
- Приобретая знания надо всегда делится ими с другими людьми. Поэтому сегодня мы создадим информационные плакаты для школьной выставки ученических работ. А также каждая команда получает задание по теме.
СЛАЙД 15
Работа в группах (1, 2, 3, 4).
ЗАДАНИЕ 1,
- Закончите оформление плаката.
- Представьте свою работу, сформулировав идею работы в 1-2 предложениях.
- Ответьте на вопросы:
- Антибиотики – небелковые тела изначально природного происхождения, обладающие антимикробными свойствами. Антибиотики , продуцируемые растениями, называются фитонцидами.
ЗАДАНИЕ 2.
- Закончите оформление плаката.
- Представьте свою работу, сформулировав идею работы в 1-2 предложениях.
- Ответьте на вопросы:
- Издавна при лихорадке люди использовали кору ивы, из которой в 1827 году было выделено вещество, ставшее источником получения салициловой кислоты, а в 1899 году в медицинскую практику вошел аспирин.
Но есть и негативные последствия:
Образование язв желудка и токсичное влияние на почки.
Как максимально снизить эти негативные последствия?
ЗАДАНИЕ 3.
1. Закончите оформление плаката.
2. Представьте свою работу, сформулировав идею работы в 1-2 предложениях.
3. Ответьте на вопросы:
- Какой неметалл при обычных условиях – твердое вещество с металлическим блеском, растворяется в спирте, используется как обеззараживающее вещество?
- Почему этим веществом можно обрабатывать только края раны, но не саму рану?
1. Закончите оформление плаката.
2. Представьте свою работу, сформулировав идею работы в 1-2 предложениях.
3. Ответьте на вопросы:
Формула аспирина – С9Н8О4
Определите массовую долю содержания углерода в молекуле.
5. Представление результатов работы группы перед классом
По окончании работы в группах каждая команда представляет отчет по работе.
6. Подведение итогов.
Ведущий.
- Внимание. Наша встреча заканчивается. Подведем итоги:
1. Узнали ли вы новое о лекарственных препаратах?
2. Согласны ли вы с тем, что наши ученые вносят огромный вклад в развитие медицины?
3. Верно ли, что знания о лекарственных препаратах помогут нам жить на более качественном уровне?
СЛАЙД 16.
Выводы и результаты:
1. Узнали новое о свойствах и истории лекарственных препаратов.
2. Наши ученые вносят огромный вклад в развитие медицины.
3. Знания о лекарственных препаратах и умение их правильно их применять помогут нам жить на более качественном уровне.
4. Создали информационные плакаты.
Заключительное слово учителя.:
1. Оценка работы учащихся.
2. Здоровье – это наше богатство, полученное от природы. Наша задача – сохранить его. Только грамотное использование лекарственных средств поможет нам в этом.
Определите степень участия каждого ученика в группе (заполняют учащиеся каждой группы):
Ф.И. | % участия |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |