Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение игровых технологий на уроке химии в 8-м классе

Кондратенко Наталья Александровна
          В 8 классе средней школы обучающиеся начинают изучение нового предмета химия, который на первый взгляд является довольно сложным для усвоения в рамках времени, отводимого  программой образовательного учреждения. Но используя игровые технологии для изучения данного предмета,  можно достигнуть более глубокого понимания.
            В начале учебного года, когда обучающиеся на первом уроке знакомятся с техникой безопасного поведения в кабинете, происходит введение такого понятия как гидроксиды и кислоты, совершенно непонятного для детей, впервые столкнувшихся с химией. Как правило, обучающиеся имеют представления о таких элементах как кислород, водород (с которыми ученики познакомились на уроках природоведения) и азот ( изучение проходило на уроках биологии), и имея уже такие знания, мы предлагаем обратиться к таблице, которая висит перед всем классом ( Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева) и найти эти три элемента. У детей возникает интерес, потому что начинается игра, в ходе которой ребята видят новые слова (углерод, натрий, гелий (всем знаком, потому что им надувают воздушные шары)), и проявляется живая заинтересованность и много вопросов по типу: «А что это?».
В этот момент можно предложить детям выбрать любой элемент с номерами от 1 до 30 (в зависимости от количества человек в классе). Каждый обучающийся получает бэйдж с выбранным элементом, на котором обозначен химический символ, название, порядковый номер и относительная атомная масса выбранного химического элемента.
В дальнейшем, при изучении любой темы в классе будут ученики-элементы, которые будут «наглядно демонстрировать» различные процессы. Например, на первом же уроке, при изучении правил техники безопасности, на столе у учителя стоят следующие вещества: серная кислота, соляная кислота, азотная кислота, гидроксид натрия, гидроксид лития – все соединения являются опасными веществами. И на первом же уроке уже можно затронуть тему «Кислоты» и «Щелочи», которая по тематическому планированию будет изучаться только в январе. Обучающимся предлагается разделиться на две команды (у элементов металлов – бэйдж синего цвета, у неметаллов – зеленого, согласно цветовой гамме таблицы Д.И.Менделеева, помещенной на форзаце учебника для 8 классов под редакцией Рудзитиса), дети сами решают по какому принципу будет происходить разделение, учитель только предлагает открыть периодическую таблицу химических элементов в учебнике. Как только класс поделился на две команды, учитель, поднимая сосуд с соляной кислотой, на которой написано HCl – соляная кислота, просит детей найти в таблице элементы, которые указаны на этикетке: водород и хлор. После выполнения задания, к доске выходят ребята, которые выбрали себе элементы водород и хлор, в том порядке, в каком элементы помещены в названии вещества на этикетке сосуда с кислотой и каждый из учеников пишет знак своего химического элемента на доске, таким образом на доске появляется химическая формула первого вещества с которым познакомился класс – соляной кислотой. Затем команды выдвигают свои «элементы» для написания следующих веществ: серная и азотная кислоты, гидроксиды лития и натрия. Как только на доске появятся пять названий различных веществ, классу предлагается разделить эти вещества на два класса и попробовать назвать полученные группы веществ (кислоты и гидроксиды). После правильного выполнения задания, обучающимся предлагается найти различия и схожесть в составе веществ каждого класса. Например, ребята заметили, что когда речь шла о кислотах, к доске обязательно выходил «водород» и всегда был на первом месте, тогда как другие элементы не все участвовали в написании формул на доске, два раза к доске выходил «кислород», а «азот», «хлор» и «сера» - по одному разу, в этом классе не участвовали игроки из команды «Металлы». В классе «гидроксиды» на первом месте всегда находится атом из команды «Металлы», в состав каждого вещества из класса «гидроксиды» входит парочка друзей «кислород» и «водород».  Заканчивая урок, на доске выписываются основные схемы урока: «опасные вещества», «кислоты», «гидроксиды». Таким образом дети находятся в постоянном движении на уроке, не только при изучении техники безопасности, но и в дальнейшем, при изучении каждой темы, например, в теме «Периодическая таблица» дети делятся на группы элементов «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», «галогены» и т.д. При раздаче химических элементов в начале учебного года открывается большое количество вариантов проведения различных игр и театральных постановок на уроках химии.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»