Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальность формирование методологических знаний
при изучении химии в средней школе в рамках реализации ФГОС

Дашдамирова Алина Владимировна
         Сегодняшняя нагрузка на ребенка в полтора-два раза выше, чем это было тридцать лет назад. Перегрузки в школе негативным образом сказываются на здоровье детей. Перегрузка детей приводит и к снижению качества знаний. Официальные данные таковы, что 50% детей не усваивают и половины содержания в области химии, физики, биологии. Основной причиной перегрузки является множество фактов, примеров, цифр в содержании образования; конспективное, не обобщенное изложение учителем важного теоретического материала, без показа исторического пути развития идеи. Попытка вместить в содержание школьного обучения как можно больше фактологического материала без тщательного анализа его научной и практической ценности приводит к колоссальной перегрузке детей и несоблюдению главного критерия развития мышления — осознанности операций и приемов мыслительной деятельности. Известно, что «одно собрание фактов, даже и очень обширное, одно нахождение их, даже и бескорыстное, даже и знание общепринятых начал не дадут еще метода обладания наукою, и они не дают еще ни ручательства за дальнейшие успехи, ни даже права на имя науки в высшем смысле этого слова. Здание науки требует не только материала, но и плана, и оно воздвигается трудом, необходимым как для заготовки материала, так и для кладки его и для выработки самого плана». Перефразируя Менделеева, можно образно сказать, что обладающий фактами будет иметь кучу сваленных в беспорядке кирпичей; обладающий же методами познания - сможет построить из них красивый дом. Преодоление проблемы перегрузки учащихся путем формирования у них методологических знаний увеличило бы вклад образования во всестороннее развитие личности, в воспитание школьника и сохранение его здоровья.
         Таким образом, методологические знания являются одним из условий, необходимых для реализации основных принципов дидактики: систематичности, сознательности, научности; методологические знания формируют научное мировоззрение; являются важным условием реализации межпредметных и метапредметных связей в обучении и подготовки к дальнейшему самообразованию; являются средством устранения перегрузки и формализма знаний учащихся; способствуют повышению интереса к учению. В содержании образования методологические знания выполняют образовательную, развивающую и воспитательную функции.
         Причиной сложившегося неудовлетворительного состояния дел в школьной действительности в области формирования методологических знаний может быть сравнительная «молодость» проблемы формирования методологических знаний как отдельного направления научного исследования. Даже в философии проблема методологии отдельных наук стала разрабатываться сравнительно недавно. У методистов школьных предметов не было необходимого философского материала для преобразования его в учебный процесс. Практически не разработаны средства, необходимые для реализации поставленной задачи в процессе обучения. Большинство исследователей рассматривают методы познания вне соотнесенности с содержанием образования, в результате чего проблема формирования методологических знаний решается на уровне интуитивного опыта учителей.
При изучении предмета химии нет общепринятых ответов на следующие вопросы:
- Какой комплекс знаний о знаниях необходимо включить в содержание обучения химии?
- Каковы пути и способы рационального сочетания предметных и методологических знаний?
- Как оценивать степень овладения методологическими знаниями?
- Какова роль логической структуры знаний изучаемых учебных предметов ?
- Какова степень влияния знаний учащихся о предметах и явлениях внешнего мира на знания о действиях, и наоборот ?
         В последнее время исследуемая проблема начинает находить все большее отражение в методической литературе и нормативных документах. Ей уделяется большое внимание при разработке направлений модернизации современной школы.
Результаты теоретического исследования дают основание утверждать, что успешное формирование у учащихся методологических знаний при обучении химии может быть достигнуто при использовании целостной методической системы, включающей:
- принципы определения комплекса знаний о знаниях, формируемых у учащихся при обучении химии;
- комплекс методологических знаний;
- структурирование содержания выявленного комплекса методологических знаний;
- поэтапное формирование методологических знаний у учащихся, при котором методы научного исследования (общелогические, теоретические, экспериментальные) и понятия (закон, гипотеза, теория, научный факт) изучаются в целостной, постепенно усложняющейся системе, отвечающей логике научного познания;
- уровневое формирование методологических знаний;
- принципы отбора и рационального применения дидактических средств (комплекса организационных форм и методов, системы заданий), целенаправленных на формирование методологических знаний учащихся;
- диагностические методики, позволяющие контролировать эффективность формирования методологических знаний учащихся.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»