Проектная деятельность на уроках химии
Ратушная Ольга Евгеньевна
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. В свете ФГОС нового поколения основная задача школы – развитие личности ученика. В связи с этим происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения, особое внимание уделяется тем, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся. На первый план, наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. Особую актуальность приобретает использование в школьном обучении проектной технологии, которая позволяет не только успешно работать с новой информацией, но и открывает возможности вариативности учебной деятельности, способствует её индивидуализации и дифференциации Системное применение данной технологии позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и выстроить образовательную систему, в которой обучающийся становится активным и равноправным участником учебной деятельности.
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что каким – либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.
Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.
Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто.
Проектная работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Тем более с 2019 года при допуске учащихся 9 класса к экзаменам необходимо сдать проект по одному из предметов. Для того чтобы учащиеся могли выбрать направление своей деятельности и успешно сдать проект так же был введен предмет «Проектно-исследовательская деятельность.»
Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.
система проектной работы может быть представлена двумя подходами:
1. Связь проекта с учебными темами (на уроке).
2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).
Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:
8 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций.
9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества.
10 класс – классы органических веществ, нефтяная промышленность
11 класс – строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества.
Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.
Проекты некоторых ребят были выбраны для отчета на Недели Науки в прошлом учебном году. Очень интересна была работа ученицы 9 класса Аслановой А. по теме «Шоколад - вред или польза» где было изучено наличие веществ в шоколаде, выявлено вещество вредное в больших количествах, это теобромин. Изучена зависимость количества теобромина от количества какао в плитке.
Также группа ребят разрабатывала программу выступления на дне естественных наук, где были продемонстрированы наиболее эффектные опыты не из школьной практики. Ребята с удовольствием решали мини проекты, при подготовке к выступлению. Подбирали вещества, учились находить возможные альтернативные вещества в аптеках. К нашей работе активно подключились родители, которые видели, с каким удовольствием работают дети.
В результате подготовки было много повторений школьной программы и изучено много нового, но это дало возможность ребятам еще больше заинтересоваться предметом, и успешно сдать экзамены. Хотя многие ребята в начале года не блистали знаниями по химии. Что очередной раз доказывает, что нет не заинтересованных детей, просто их интерес лежит не в том направлении, и учитель должен по возможности скорректировать это направление.
Для проектной деятельности на уроках химии, можно использовать следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов можно проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.
Проектная деятельность способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Метод проектов на уроках химии, стимулирует познавательную активность учащихся, способствует поддержанию стойкого интереса к предмету. Многие их моих выпускников выбрали химию для своей будущей профессии.
Литература
1. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е Обучение химии. Модернизация общего образования. – СПб: КАРО,2003.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М.,2000.
3. Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования. – М., 2007.