Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование технологии критического мышления
в практике преподавания органической химии в 10 классе

Сильченко Инна Николаевна
Групповые и парные формы работы в классе – одни из самых сложных в образовательном процессе. Это связано с тем, что не только маленьким детям, но и старшеклассникам (и даже взрослым) не всегда просто действовать совместно с другим человеком (когда они выполняют задание, например, им сложно прислушиваться к чьим-то словам; или ученики часто, отвечая, повторяют уже сказанное до них); не все школьники умеют самоорганизовываться (самостоятельно распределять роли в малой группе, планировать совместную работу, рассчитывать силы и время); к тому же некоторые ребята – незаметно для себя – могут отвлекаться от основной цели работы.
Коллеги из других стран по-разному переводили термин jigsaw, название этой стратегии, данное ей ее автором Робертом Славиным в 1992 году. Кто-то перевел как «Мозаика», кто-то – «метод Р.Славина». В России нечто похожее называли коллективными способами обучения методом групп сменного состава. Наше восприятие так устроено, что мы склонны находить в новом старое (так легче – тогда не нужно искать различия), поэтому какие-то моменты будут выглядеть схожими, но все же «Зигзаг» имеет свою структуру и свои особенности. (Название «Зигзаг» нам кажется более точным переводом, так как подразумевает нелинейный, зигзагообразный характер работы с информацией.)
Для каких же целей предназначена эта стратегия?
Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
  • анализировать текст совместно с другими людьми;
  • вести исследовательскую работу в группе;
  • доступно передавать информацию другому человеку;
  • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Самым главным достоинством «Зигзага», с моей точки зрения, является овладение навыками совместного критического анализа. Во взрослой жизни человек часто сталкивается с необходимостью работы в коллективе, где приходится отвечать не только за свой участок работы, но и за то, чтобы сотрудники также усвоили определенную информацию, определенные сведения. В процессе совместного анализа проблемы, совместного изучения какого-то вопроса учащемуся нужно проявить еще целый комплекс различных умений, кроме названных выше: задавать разноуровневые вопросы; уточнять, переформулировать как свои высказывания, так и высказывания собеседника; выражать свои чувства и мысли в понятной для других форме; генерировать (создавать) идеи в группе и много другое.
Именно для достижения всех этих целей и предназначена стратегия «Зигзаг».
Общая схема реализации стратегии «Зигзаг»
В основе этой учебной стратегии лежит идея взаимообучения. После объявления темы занятия учащиеся делятся на малые группы по 4–6 человек в каждой. Перед каждой группой ставится задача в результате работы на этом занятии: им нужно совместно создать некий текст, написанный в определенном стиле и обобщающий различные аспекты изучаемой темы. Условно назовем эти группы рабочими.
После того, как каждая группа определит основные ключевые идеи (опорными словами, планом и т.п.) будущего текста, то есть, то, что в их будущем тексте должно отразиться, учащиеся пересаживаются в новые группы, которые называются экспертными. Это делается обычно путем простого расчета на первый-четвертый. Затем – первые номера рассаживаются в первую экспертную группу, вторые – во вторую и т. д. Каждая экспертная группа работает с отдельным текстом, являющимся частью изучаемой темы.
Итак, в каждой экспертной группе над текстом работают по одному - два представителя от каждой рабочей группы. После того, как эксперты поработают над текстом, они возвращаются в свои рабочие группы и – теперь уже вместе – создают общий текст. Поскольку в каждой такой группе есть специалист по каждому аспекту изучаемой темы, то для каждого эксперта возникает необходимость в некотором обучении других членов рабочей группы. Он должен разъяснить своим сотрудникам суть изученного им в экспертной группе вопроса так, чтобы они уяснили ключевые аспекты этой части текста и затем смогли их учесть при составлении общего связного текста по теме.
После составления текста учащиеся представляют его всему классу.
Описание процесса реализации учебной стратегии «Зигзаг»
Итак, условия заданы — требуется за урок освоить большой пласт материала.
  • Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько — см. условия ниже).
  • Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.
Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.
  • Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную "выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.
  • Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.
Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.
  • После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
  • Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу.
На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.
"Зигзаг-2", или облегченный вариант
Этот прием можно использовать для изучения текста меньшего объема или, например, при изучении художественного произведения. Так, прием "Зигзаг" можно использовать и в начальной школе, а его облегченный вариант и на уроках литературы.
В этом случае текст изучается каждым учеником полностью.
  • Для деления на группы учитель изначально предлагает определенное количество вопросов.
  • Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер и проч.
  • Далее также следует работа в экспертных группах, которая решит, чья презентация наиболее объективна.
  • Работа в рабочих группах проводится, как и в "Зигзаге-1", только презентуются уже ответы на вопросы по тексту.
  • Итоговая работа — общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся.
Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. Прием "Зигзаг" только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро втягиваются в процесс, так как работа в группах активизирует элемент соревнования.  
Практическое применение технологии критического мышления на уроках органической химии
Название приема Деятельность учителя и учащихся в терминах технологии Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС)
Работа в группах «Зигзаг», Аронсон, Джонсон, Холубек, Каган Прием основан на принципе взаимообучения: члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы, обучают других участников по своим вопросам. Позволяет изучить и систематизировать материал большого и среднего объема
  1. Рабочая группа получает материал и просматривает его.
  2. Группе предлагается ряд вопросов по данному тексту.
  3. Специалисты по отдельным вопросам объединяются в экспертные группы
  4. Экспертная группа обсуждает вопрос и готовит сообщение для рабочей группы.
  5. Вернувшись в рабочие группы, эксперты отвечают на свои вопросы.
  6. Ответы на вопросы озвучиваются для всей аудитории.
Ученик получит возможность научиться:
  • вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения конструктивно разрешать конфликты;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивная, личностная, познавательная, коммуникативная деятельность
 
Урок химии в 10 классе по теме: «Крахмал»
Вопросы по тексту:
  1. Верите ли вы, что только часть молекул крахмала растворяется в горячей воде?
  2. Знаете ли вы, что для образования молекул крахмала нужен фотосинтез?
  3. Верите ли вы, что зерна крахмала имеют слоистую структуру?
  4. Верите ли вы, что в организме животных тоже образуется крахмал?
  5. Верите ли вы, что масса молекул крахмала может достигать нескольких миллионов?
  6. Верите ли вы, что крахмал разрушается при нагревании?
  7. Верите ли вы, что крахмал может выполнять структурную функцию в живом организме?
  8. Верите ли вы, что крахмал применяют в производстве бумаги?
Текст для изучения:
Крахмал - это белый порошок, нерастворимый в холодной воде и образующий коллоидный раствор (крахмальный клейстер) в горячей воде. Существует в двух формах: амилоза – линейный полимер, растворимый в горячей воде, амилопектин – разветвлённый полимер, не растворимый в воде, лишь набухает. Крахмал – основной источник резервной энергии в растительных клетках – образуется в растениях в процессе фотосинтеза и накапливается в клубнях, корнях, семенах:     
             
6CO2 + 6H2O     свет, хлорофилл →     C6H12O6 + 6O2
nC6H12O→ (C6H10O5)n + nH2O
 глюкоза                               крахмал

 
Содержится в клубнях картофеля, зёрнах пшеницы, риса, кукурузы. Крахмал находится в клетках в виде зёрен, форма которых зависит от вида растений. Крахмальные зёрна представляют собой слоистые крупицы. Они растут за счёт наложения новых слоёв крахмала на старые слои. Зёрна откладываются в специальных клетках растений (разновидностях лейкопластах) – амилопластах.
Гликоген (животный крахмал), образуется в печени и мышцах животных. 
Крахмал состоит из остатков α - глюкозы.  В состав крахмала входят: амилоза (внутренняя часть крахмального зерна) – 10-20%, амилопектин (оболочка крахмального зерна) – 80-90%. Цепь амилозы включает 200 – 1000 остатков α-глюкозы и имеет неразветвленное строение. Амилопектин состоит из разветвленных макромолекул, молекулярная масса которых достигает 1 - 6 млн. Амилоза и амилопектин гидролизуются под действием кислот или ферментов до глюкозы, которая служит непосредственным источником энергии для клеточных реакций, входит в состав крови и тканей, участвует в обменных процессах. Поэтому крахмал – необходимый резервный углевод питания.
Подобно амилопектину построен гликоген (животный крахмал), макромолекулы которого отличаются большей разветвлённостью. Крахмал широко применяется в различных отраслях промышленности (пищевой, бродильной, фармацевтической, текстильной, бумажной и т.п.).
Гидролиз:        (C6H10O5)n + nH2t,H2SO4 → nC6H12O6 (глюкоза)                                
Гидролиз протекает ступенчато:
C6H10O5)→(C6H10O5)→ xC12H22O11 →  n C6H12O6(Примечание, m<n)
крахмал             декстрины       мальтоза           глюкоза

 
Качественная реакция: Охлаждённый крахмальный клейстер + I2 (раствор) = синее окрашивание, которое исчезает при нагревании. Макромолекула амилозы представляет собой спираль, каждый виток которой состоит из 6 звеньев α-глюкозы. При взаимодействии амилозы с йодом в водном растворе молекулы йода входят во внутренний канал спирали, образуя так называемое соединение включения. Это соединение имеет характерный синий цвет. Данная реакция используется в аналитических целях для обнаружения, как крахмала, так и йода (йодкрахмальная проба)
Функции крахмала: Структурная функция:   целлюлоза и хитин, входят в состав клеточных стенок, хитинового панциря членистоногих. Также полисахариды являются неотъемлемыми компонентами соединительной ткани животных (хрящи, сухожилия и др.).
Запасающая (резервная) функция. Важнейшие резервные углеводы — крахмал (у растений) и гликоген (у животных и грибов).
        Крахмал является ценным пищевым продуктом. Для облегчения усвоения крахмала продукты, содержащие его, термически обрабатывают, т. е. картофель и крупы варят, хлеб пекут. Процессы декстринизация (образование декстринов), которые при этом происходят, способствуют лучшему усвоению организмом крахмала и следующем его гидролиза до глюкозы.
        В пищевой промышленности крахмал используется в производстве колбасных, кондитерских и кулинарных изделий. Его также применяют для получения глюкозы, в производстве бумаги, текстиля, клеев, лекарственных средств и тому подобное.
Список литературы:
1.  Боганикова Н.В., Муштавинская И.В.  
Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПБ, 2001.
2.  Гражданское образование. Учебно – методическое пособие. СПБ, 2003.
3.  Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. 
Учим детей мыслить критически. СПБ, 2003.
4.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 1998
5.  Габриелян О.С., Химия – 8 (9, 10,11). Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, 2018.
6.  Нечитайлова Е.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.  Статья.  Журнал «Химия в школе» № 6, 2011
7. http://pedsovet.su/metodika/priemy/6128_zigzag
8. https://studfiles.net/preview/3963417/
9. http://топ-школа.рф/tehnologiya-kriticheskogo-myshleniya/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»