Система работы учителя по подготовке к ГИА по химии
Солощева Наталия Викторовна,
учитель химии ГБОУ средняя школа № 365
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В свете модернизации системы образования и введения ГИА, возникла необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ. Совершенствование и обновление содержания химического образования направлено, прежде всего, на углубление и расширение знаний учащихся в области химии, формирование у них познавательной активности, творческой инициативы, самостоятельности суждений, т.е. личностных компетенций, обеспечивающих успех в любой сфере деятельности, в том числе и учебной. Подготовка учащихся к ГИА требует от учителя систематической и кропотливой работы, внимания к вопросам формирования у учащихся важнейших общеучебных умений: анализа предложенного задания, переноса усвоенного алгоритма действий в новые ситуации, например на выполнение заданий повышенного уровня сложности и т.д.учитель химии ГБОУ средняя школа № 365
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Мой опыт показывает, что ученики, как правило, не могут самостоятельно решить нестандартную задачу, и от педагога требуется помощь, максимально сохраняющая самостоятельность учащихся. Эти, казалось бы, взаимоисключающие требования к действиям учителя и составляют основную сложность моей работы.
Я выделяю характерные затруднения учащихся:
- рассмотрение только одного варианта решения;
- отсутствие соотнесения идеи решения с известными теоретическими положениями;
- дефицит информации, например незнание химических свойств веществ.
Часто причинами этих затруднений являются: отсутствие интереса, завышенная (заниженная) самооценка, пробелы в теоретических знаниях и т.п. Учитывая причины затруднений учащихся, я стараюсь подбирать задания, содержание которых вызывает у учащихся интерес, подчёркивает их практическую значимость. Считаю необходимой мобилизацию творческих способностей учащихся, проявление интуиции в поиске решения. Помощь ученику оказываю не тогда, когда он столкнётся с тем или иным затруднением, а в случае, если школьник не смог самостоятельно его преодолеть и начинает терять терпение.
На своих уроках я использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности:
- систематически ввожу в учебный процесс нетрадиционные задачи интегрированного содержания;
- создаю педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученикупроявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- стимулирую учеников к использованию способов решения задач без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, но и по приводящему к нему процессу;
- обучаю учащихся приёмам работы с различными контролирующими заданиями;
- oбязательно знакомлю учащихся со структурой контрольно-измерительных материалов (КИМов), кодификатором, спецификацией, позволяющими узнать, какие элементы знаний проверяются в каждом задании, рекомендую литературу для самостоятельной подготовки.
В процессе подготовки к ГИА важно научить школьников выполнять задания, используемые на экзамене: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия процессов, их последовательности. Задания такого типа необходимо систематически использовать в учебном процессе: при изучении нового материала, его закреплении, текущей, тематической, итоговой проверке знаний и умений по отдельным разделам курса химии. Следует учитывать, что с помощью заданий с выбором ответа контролируются не только фактические, но и теоретические знания, составляющие ядро содержания химического образования.
При подготовке учащихся к выполнению заданий со свободным ответом следует обратить внимание на формирование умения кратко, чётко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. С этой целью важно использовать задания с чёткими, немногословными формулировками, включающими понятную для школьников терминологию. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания с развёрнутым ответом способствует работа с текстом учебника и составление плана, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в логике рассказов на ту или иную тему. Необходимо готовить учащихся к тому, что оценивание этих заданий происходит пошагово. Если полного и точного ответа ученик не знает, то нужно писать то, в чем он уверен - уравнение, формулы, начало решения задачи, предварительные расчеты, просто рассуждения. Нужно стараться не оставлять такие задания совсем без ответа, в данном случае важно положить в копилку хотя бы немного баллов.
Практика выпускников прошлых лет показывает, что в систематизации знаний и отработке умений большую помощь могут оказать дополнительные занятия в школе. Я на протяжении нескольких лет веду еженедельные занятия с группой учащихся, выбравших химию в качестве экзамена для итоговой аттестации. Эта подготовка носит тематический характер. Занятие обычно посвящено разбору заданий одной темы. После повторения темы учащимся предлагается работа с тематическими тестами: это фронтальное обсуждение тестовых заданий (иногда учащимся предлагается отвечать на вопросы по цепочке) или выполнение заданий со свободным ответом. Совместная работа в группе мотивированных учащихся очень помогает детям. Так как выполнение заданий не оценивается отметкой, ребята чувствуют себя значительно свободнее, чем на уроке, активно включаются в обсуждение и не стесняются задавать вопросы. На таких занятиях очень удобно и продуктивно организовывать работу в малых группах, парах постоянного и переменного состава.
При подготовке учащихся к ГИА я активно использую интернет-ресурсы. Так, после повторения темы, задается домашняя работа – решение тематических заданий с образовательного портала Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ»(http://chem.reshuege.ru/).
В качестве пособий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ я рекомендую учащимся книги группы авторов: В.Н. Доронькин, А.Г.Бережная, Т.В. Сажнева, В.А.Февралева. Это -тематические тренинги, решение заданий повышенной сложности, справочники и демоверсии.
Такая целенаправленная работа по подготовке учащихся дает хорошие результаты. Анализ итогов ЕГЭ и ОГЭ по химии за период с 2010 по 2017 г. в нашей школе показывает, что результаты учащихся стабильно выше, чем средние по Санкт-Петербургу и России.