Вода – растворитель. Растворы
(8 класс, общеобразовательная программа по химии Н.Н. Гара, учебник – «Химия. 8 класс. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман)
Лихолетова Наталия Викторовна
Цель урока – стимулировать учащихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний о воде, еесвойствах, особенностях, традициях применения в разных культурах, у разных
народов
Образовательная задача:
актуализировать, преобразовать, обобщить знания учащихся о воде через использование технологии критического мышления
Развивающая задача:
развивать у учащихся умение самостоятельно анализировать и исследовать материал, знакомый по повседневной жизни (применение воды в разных ситуациях, с разными целями)
Воспитательная задача:
содействовать формированию у учащихся знаний культурологической, исторической и экологической направленности (значимость свойств воды, широкие возможности применения ее свойств, особенностей, физиологическое воздействие на организм человека)
Оборудование к уроку:
мультимедийный проектор, ноутбук, экран, акустические колонки
- лабораторное оборудование – пробирки, штатив для пробирок, лабораторный стакан, стеклянная палочка
- материалы для экперимента – жидкое и твёрдое (стружка) мыло, подсолнечное масло
- раздаточный материал (таблицы для оформления эксперимента, справочный материал)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства и материалы, используемые на уроке |
I. Организационный момент | Знакомит учащихся с критериями выставления оценок, побуждая к активности; обращает внимание на специфику урока - урок-исследование, а учащимся предлагает стать исследователями | Знакомятся с критериями выставления оценок; адаптируются к роли исследователя | Шкала баллов (в тетради на полях галочки за каждый правильный ответ на задание во время урока) |
II. Стадия «Вызов» | |||
|
Предлагает закрыть учащимся глаза и перенестись в предполагаемую лабораторию, заслушав отрывок из стихотворения. Работа с полученной информацией по вопросам на слайде №1, определение ключевых слов урока |
Определяют ключевые слова урока, объект исследования | Стихотворение Е. Воронец «Баня» (выделенный фрагмент) Презентация 1слайд Ключевые слова |
|
Демонстрирует фрагмент мультфильма; кратко сообщает историю процесса мытья и в бане, в частности; предлагает заслушать подготовленные сообщения об европейской (русской) и восточной банях | Просматривают фрагмент мультфильма; заслушивают и комментируют сообщения товарищей, опираясь на собственное мнение о культурных традициях процесса мытья в бане | Фрагмент мультфильма «Капитан Врунгель» и песня «Пар костей не ломит» (слайд №1) Подготовленные сообщения учащихся |
|
Предлагает обобщить полученную информацию. Акцентирует внимание на ключевых словах, побуждает учащихся сформулировать направление исследования на уроке. Сообщает тему урока. | Определяют тему урока и её связь с наукой химией | Ключевые слова (слайд №1) Слайд №2 (тема урока) |
III.Стадия «Осмысление новой информации» | Работа организуется при помощи таксономии образовательных целей (Б. Блум) |
Шкала баллов (в тетради на полях галочки за каждый правильный ответ на задание во время урока) | |
|
Знакомит с технологией заполнения таблицы результатов. Организует работу при помощи вопросов первого и второго уровня (таксономия), определяя фактические знания, степень понимания и умение спрогнозировать научное объяснение фактам. Предлагает отмечать результаты исследования в таблице результатов. В качестве эмоциональной разрядки предлагает поучаствовать в отгадывании загадок. |
Высказывают своё мнение об объекте исследования, основываясь на фактических знаниях. Выполнение лабораторного эксперимента, анализ результатов, фиксация результатов в таблице. Отгадывая загадки, набирают баллы для итоговой отметки |
Презентация 3-6 слайды; таблица результатов; загадки о банных принадлежностях |
|
Предлагает продолжить записи в таблице результатов, а также фиксировать новые термины в рабочей тетради (раствор, растворение, эмульсия, суспензия, факторы, влияющие на скорость растворения). Организует работу при помощи вопросов третьего и четвёртого уровня (таксономия). На основании результатов лабораторных опытов побуждает сделать вывод о происходящих процессах с научной точки зрения и сравнить суть этих процессов с практическим применением. Заполненные таблицы предлагает сдать для оценивания результатов исследования преподавателю. |
Продолжают лабораторные опыты и их фиксацию в таблице. Определения новых терминов записывают в тетради. На основании проделанных опытов и изученных терминов делают вывод о процессе мытья с научной точки зрения, сравнивают суть этих процессов с практическим применением. Заполненные таблицы о проведённом исследовании сдают преподавателю |
Таблица результатов исследования; презентация 7-10 слайды; лабораторные опыты |
IV.Стадия «Размышление» (рефлексия) | Предлагает осмыслить всю информацию, полученную на 2 стадии. Комментирует таблицу результатов, предлагает высказать своё мнение о результатах исследования, своё отношение к изученному вопросу. Акцентирует внимание на ключевых словах (понятиях) к уроку, выясняет степень их понимания, предлагает составить синквейн. Комментирует творческое задание |
Сравнивают данные самостоятельно заполненной таблицы с представленной в презентации (как эталон). Определяют степень изученности ключевых терминов урока. Суммируют баллы за правильно данные ответы. Знакомятся с творческим домашним заданием |
Слайд № 11-12 Синквейн |