Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Урок русского языка в 7 - 9 классах
Лингвистический анализ поэтического текста. Б.Ш. Окуджава. «Грузинская песенка»
 
Кузьмина Надежда Петровна,
учитель ГБОУ Центр образования №80
Центрального района Санкт-Петербурга
 
Цели урока:
1) Обучающие:
- повторение орфографии и пунктуации («собираем» орфограммы и пунктограммы, объясняя их);
- обучение анализу стихотворения, работе над Словом;
2) развивающие:
- развивать орфографическую  и пунктуационную «зоркость»,
- формировать эстетический вкус;
3) воспитывающие:
- учить думать, пробуждать «чувства добрые».
Оборудование: компьютер, проектор или запись  стихотворения на доске, музыкальная запись песни (аудио- или видео-), портрет Б. Окуджавы.
 
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Объявление целей урока:
- Сегодня, ребята, мы, занимаясь повторением орфографии и пунктуации, вновь встречаемся со Словом в «песенной поэзии». Нам предстоит повторить безударные гласные в корне, виды приставок (в том числе «пре – при), наречия, сложные прилагательные, некоторые пунктограммы (при однородных членах предложения, при деепричастном обороте, в сложном предложении, при обращении). Работать будем в тетрадях для работы над Словом. Давайте запишем сегодняшнее число и имя, уже знакомое нам: Булат Шалвович Окуджава. По каким песням нам известен этот поэт, писатель, один из основателей жанра авторской песни? (Дети называют  «Песенку об открытой двери», «Песенку Лисы Алисы и Кота Базилио», «Зеленую карету»).
Сегодня мы услышим «Грузинскую песенку».
3. Грамматическая работа над текстом.
1) Запись первой строфы:
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою…
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
2) Выполнение заданий:
а) «Калейдоскоп» орфограмм (дети называют с места, подчеркивая одной чертой в тетради);
б) пунктуационный разбор (сложный случай пунктуации пи однородных членах: повторение союза «и»): О, и О, и О, и О, О.
3) Запись второй строфы. Пунктуационный разбор.
Параллельно: индивидуальная работа у доски.
Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,
Говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву.
Царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья…
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

 
4) Объяснение пунктуации в 3 и 4 строфах, «сбор» орфограмм (возможно варьирование заданий в зависимости от уровня подготовки класса):
В темно-красном своем будет петь для меня моя Дали,
В черно-белом своем преклоню перед нею главу,
И заслушаюсь я, и умру от любви и печали…
А иначе зачем на земле этой вечной живу?
 
И когда заклубится туман, по  углам залетая,
Пусть опять и опять предо мною плывут наяву
Синий буйвол, и белый орел, и форель золотая,
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

4. Подведение итогов.
- Что мы сегодня повторили из орфографии и пунктуации?

5. Учитель:
- А сейчас давайте вслушаемся в голос автора, исполняющего свои стихи под аккомпанемент гитары.
Подумаем, что музыка привносит в стихи, в чем глубинный смысл песни? Давайте постараемся «разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнившее его душу» (Н.В.Гоголь), а потом поговорим.

6. Анализ стихотворения-песни.
- Понравилась ли песня? Обмен впечатлениями.
- К какому роду литературы относятся стихи?
- Что отличает лирику? (Она раскрывает душу лирического героя).
- О чем песня? Что волнует лирического героя? В какие словесные образы облекаются его чувства и переживания, его мироощущение?
- В чем глубинный смысл песни? Что помогает нам сразу его уловить?
(Смысл песни ясен: это размышления о том, для чего, зачем человек живет на земле, в чем смысл жизни).
- Что из себя представляет последняя строчка каждой строфы? (Риторический вопрос.)
- Какова роль этого повтора? (Благодаря повтору делается акцент на главной мысли.)
Здесь можно дать новое понятие:
эпифора – синтаксическое средство выразительности, одинаковая концовка нескольких предложений или стихотворных строф. (Запись определения в тетрадь.)
- Как автор показывает движение мысли лирического героя? (Он использует глаголы будущего времени в первых строчках строф.)
- Каковы другие художественные особенности текста? Найдите тропы.
Ученики называют эпитеты: теплую (землю), вечной (земле), золотая (форель), синий (буйвол);
метафоры: настрою (сердце), заклубится закат;
гиперболу: умру от любви и печали.
- О каком закате идет речь? (О закате человеческой жизни.)
- Проследим за раздумьями героя. Как он  хочет жить? В чем он видит смысл жизни? ( Смысл жизни в том, чтобы трудиться и жить для других, не только для себя.)
Обратим  внимание на лексику. Почему «созову», а не «позову» (1 строфа)? Равнозначны ли эти слова? Нет! Вспомним «смыслиночки» приставок: со- - значение «собирания», объединения кого-то или чего-то. Собрать вместе друзей, а не позвать каждого по отдельности.
Попросим найти во 2 строфе родственные слова (гости, угощенье).
- А ведь второе произошло от первого! Подберем еще родственные слова (гостиная, гостиница, гостеприимство).
Обязательно поговорим о гостеприимстве как распространенной еще с древности добродетели даже среди грубых и необразованных народов.
Вспомним историю Авраама из Ветхого Завета, принявшего под видом странников Господа и двух ангелов («Троица Ветхозаветная» на полотнах художников мира, в том числе древнерусского художника Андрея Рублева). Добродетель гостеприимства особенно заповедуется в Новом Завете. Холодность гостеприимства отождествляется Господом с холодностью к нему самому.  («Библейская энциклопедия», с. 173.) На протяжении веков живет в народной этике заповедь гостеприимства: принимать странников.
- А что напоминает просьба говорить «прямо в лицо», «кем на свете» слывет лирический герой, после чего он надеется на «прощение за прегрешенья»? (Исповедь.)
- Итак, в чем же смысл жизни для лирического героя? (Снова звучит идея стихотворения, сформулированная ранее.)
- Как бы вы сами ответили на вопрос о смысле жизни?
- Соответствует ли смыслу песни мелодия, ее ритм, темп?

7. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление отметок.
- Что вам дал сегодняшний урок? О чем заставил задуматься?
Слушаем рассуждения учащихся. (Если позволит время урока (в 8 – 9 классе), ребята рассуждают письменно, потом читают свои работы вслух).

8. Домашнее задание: написать эссе на тему «Слушая «Грузинскую песенку» Б. Ш. Окуджавы…»
(Если позволит время урока (в 8 – 9 классе), ребята рассуждают письменно, потом читают свои работы вслух).
Напоследок снова может прозвучать песня.
На следующем уроке обязательно прозвучат некоторые работы. Учитель, возвращаясь к разговору о поэте, приведет высказывание С.Рассадина: «Поэзия Окуджавы – упрямое объяснение в любви людям, жизни, добру. Он полон уверенности в превосходстве и конечной победе добра».

Литература.
1. Сборник стихов Б. Ш. Окуджавы с текстом стихотворения "Грузинская песенка" (любое издание).
2. "Библейская энциклопедия". Издание Свято-Троице-Сергиевой лавры. 1990 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»