Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Проблема  усвоения  написания  слов  с  непроверяемыми  написаниями  знакома  каждому  учителю. Известно, что  упражнения, для  изучения  таких  слов  приходится  готовить  практически  к  каждому  уроку. Эти  упражнения  должны  быть  направлены  на  развитие  всех  психических  функций, а  у  детей  с  ЗПР  ещё  и  на  коррекцию этих  функций.

         Учитель, прежде  чем  начать  работу  над  словами  с  непроверяемыми  написаниями  должен  решить  для  себя  следующие  вопросы: Сколько  новых  слов  предложить  ученикам  на  уроке ? Сколько  раз  эти  слова  должны  встречаться  на  последующих  уроках. Чтобы  ученики  усвоили  их  правописание? Какие  особенности  учащихся  необходимо  учитывать  в  процессе  обучения  написанию  этих  слов ? Как  организовать  обучение  с  учётом  этих  особенности ? Какие  приёмы  использовать  для  изучения  правописания  слов  с  непроверяемыми  написаниями ?

         Программа  каждого  класса  по  русскому  языку  включает  список  слов, написание  которых  стоит  запомнить. Эти  слова  можно  условно  разделить  на  три  группы.

1        группа. Слова  с  собственно  непроверяемыми  написаниями.

Среди  этих  слов  есть  слова  с  безударными  гласными  (малина, ракета, герой), слова  с  удвоенными  согласными (аккуратно, суббота, аллея), слова  со  звонкими  и  глухими  согласными, которые  невозможно  проверить (вторник, завтрак), слова  с  непроизносимыми  согласными (чувство, лестница).

 

2        группа. Слова, правописание  которых  изучается  в  старших  классах  школы. Это  слова  с  чередованием  гласных  в  корне (растение, гореть), сложные  слова  с  соединительными  гласными (самолёт, путешествие, земледелие), правописание  наречий  с  приставками  В-, НА-, С-  и  суффиксами  -А-  или  -О- (слева, справа, налево, направо, влево, вправо), слова  с  гласными  после  шипящих (чёрный, жёлтый, шёл).

 

3        группа. Слова,  которые  можно  проверить, но  подбор  проверочных  слов  затруднён, особенно  для  школьников  с  ЗПР. Так  слово  «праздник»  можно проверить  словом  «празден». Также сюда  относятся  слова, при  правописании  которых  надо  знать  из  этимологию  (вокзал – зал  госпожи  Вок; медведь – ведает  мёд; капуста – от  греческого  слова  «кап» - голова).

 

По-моему  мнению, учителю  целесообразно  после  изучения  ряда  слов  с  непроверяемыми  написаниями  составить  таблицу, облегчающую  запоминание  детьми  правописания  этих  слов.

 

Непроверяемые  написания  слов.

Непроверяемые  безударные  гласные  в  корне  слова

 

                   Непроверяемые  согласные  в  корне  слова

 

непроизносимые

 

звонкие  и  глухие

 

двойные

 

 

     Работая  над  написанием  словарных  слов  учитель  должен  к  восприятию  и  запоминанию  привлекать  различные  анализаторы. По  мнению  Д. Н. Богоявленского 

«Для  орфографии  имеют  значение  зрительные, слуховые, слухоартикуляционные  ощущения. Поэтому  надо  рекомендовать  для  запоминания  правописание  отдельных  слов  не  только  повторное  списывание. Но  и  соединение  списывания  с  отчётливым  орфографическим  проговариванием».

 

Этапы  работы  над  словами  с  непроверяемыми  написаниями.

1.     Первичное  восприятие  слова  или  группы  слов

2.     Закрепление  правописания  слова  или  группы  слов

3.     Контроль  и  учёт  полученных знаний

 

При  первичном  восприятии слова  или  группы  слов  учитель  работает  по  следующему  плану:

1.     Орфоэпическое  чтение  детьми  вслух  предложенного  слова – работа  над  слуховым  образом  слова

2.     Краткий  орфографический  обзор : обозначение  ударения, деление  слова  на  слоги, объяснение  написания  проверяемых  орфограмм

3.     Запоминание  написания  с  опорой  на  главный тип  памяти

4.     Запись  слова  род  диктовку

5.     Орфографический  самоконтроль(проверка  по  образцу  с  обязательным  орфоэпическим  проговариванием)

6.     Запись  предложения  или  текста  с  изученным  словом  или  словами

 

При  работе  над  закреплением  правописания  слова  или  группы  слов  наиболее  целесообразно  использовать следующие  приёмы.

- Использование  загадки  или  стихотворения  «Доскажи  словечко…»

- Работа  с  картинным  словарём

- Прослушивание  или  чтение  текста, определение  о  чём  говорится  в  тексте, его  озаглавливание

- Подбор  синонимов  или  антонимов

- Вариант  замены  словосочетания  или  предложения  одним  словом, а  также  обобщение  группы  слов

 

Задания  для  первичного  восприятия  слова.

1.     Поставь  прямоугольники  по  мере  увеличения (уменьшения)  количества  точек  в  каждом  из  них. Прочитай  получившееся  слово.

 

О

* * * *

 

В

      *

 

Н

 * * * * *

 

А

     * *

 

Г

* * *

 

2.     Заберись (спустись) по  ступенькам  лестницы. Учитель  информирует  дедей  о  направлении  движения (вверх – вниз)

 

3.   Собери  слово. Ученикам  предлагается  из  предложенных  букв, данных  вразбивку  и  в  перевёрнутом  виде, собрать  слово. Учитель  может  выделить  первую  букву  в  слове.

 

4.   Мысленно  соедини  подчёркнутые (или  обозначенные  каким-либо  другим  символом) буквы  и  прочитай  получившееся  слово.

 

У П В И Л А ЧГ Е К О Р Н Б

 

4.     Работа  с  символами, шифрвми, кодами.

- Составь  новые  слова  с  помощью  чисел

 

1        2    3    4    5   6    7    8    9   10

С   Г    Е    Р   Т   З   А    Л   Ю   К

 

Первое  слово – 2  7  6  3  5  7

Второе  слово – 4  7  10  3  5  7 

Третье  слово – 1  7  8  9  5

 

 

- Поставь  числа  в  порядке  возрастания (убывания)

 

      697

       309

       390

       317

       708

       645

       807

        Н

       Р

         С

        И

        О

        У

        К

 

Искомое  слово – рисунок.

 

- учитель  сообщает, что  новое  слово  можно  узнать. Если  правильно  выполнить  задания  по  определению  букв  искомого  слова.

Задание  первое. Первая  буква  искомого  слова  является  третьей  в  слова  «ракета».

Задание  второе. Вторая  буква  является  шестой  в  слове  честно.

Задание  третье. Третья  буква  является  последней  в  слове  «адрес».

Задание  четвёртое. Четвёртая  буква  является  четвёртой  в  слове  «гореть».

Задание  пятое. Пятая  буква  является  второй  в  словах  «жёлтый», «чёрный».

Задание  шестое. Шестая  буква  является  последней  в  слове  «север».

 

Требуемое  слово – «костёр».

     При  организации  работы  необходимо  помнить, что  для  перевода  информации  о  написании  слов  из  кратковременной  памяти  в  долговременную  необходимо  обеспечить, во-первых, не  менее  четырёх  повторных  восприятий  в  течение  1 – 2  недель; во-вторых, переработку  информации  на  базе  имеющихся  знаний  . то  есть  включение  изучаемых  слов  в  новые  системные (речевые  и  языковые)  отношения. Учитывая  это  педагог  на  этапе  закрепления  может  использовать  также  письмо  по  памяти, комментированное  письмо  и  списывание, подбор  подходящих  по  смыслу  словарных  слов, составление  и  отгадывание  кроссвордов. Склонение  сорварного  слова. подбор  родственных  слов, синонимов  и  антонимов. Также  можно  предложить детям  вставить  пропущенную  букву  или  буквы. Облнгчают  запоминание  написания  слов  стихи. Например. «Е»  на  север  устремилась, там  с  медведем  подружилась.». «Чтоб  не  обиделась  корова  и  не  прокисло  молоко, мы  оба  этих  дружных  слова  напишем  только  с  буквой  «О».  И  так  далее. Хорошему  усвоению  правильного  написания  способствует  использование  системы, разработанной психологом  П. С. Жидек. Он  считает, что  лучшему  запоминанию  правописания  слов  способствует  применение  мнемотехнических  приёмов. К  мнемотехнике  можно  отнести  рисунки, схемы, ребусы, стихи, группировки  слов. Которые  вызывают  определённые  ассоциативные  связи  и  тем  самым  облегчают  детям  запоминание  правильного  написания  слов.

     По-моему  мнению  все  эти  задания  развивают  у  детей  логическое  мышление, аналитико-синтетические  способности, устойчивость  внимания, языковую  интуицию, связную  и  аргументированную  речь. Способствуют  закреплению  правописания  слова.

      Значение  и  необходимость  последнего, третьего  этапа  видно  из его  названия – «Контроль  и  учёт  знаний  детей». Формы  проведения  здесь  традиционны – это  словарные  диктанты. Но  с   появлением  компьютерных  технологий  можно  проверять  знания  детей  в  системе  «Знак». Существуют  и  другие  программы  доля  проверки  качества  знаний  слов  с  непроверяемыми  написаниями.

     За  время  моей  работы  с  использованием  данных  методов  и  приёмов  у  детей  значительно  увеличилось  качество  правильных  написаний  словарных  слов, дети  с  интересом  изучают  новое  слово, не  боятся  словарных  диктантов. У  детей  стали  лучше  такие  психические  процессы,  как  речь, память, логическое  мышление. Более  совершенны  стали  такие  мыслительные  операции  как  анализ  и  синтез, расширился  кругозор, появилась  заинтересованность в  обучении  русскому  языку.

 

Используемая  литература.

 

1. Л. В. Соловьёва  «Система  изучения  непроверяемых  написаний  в  начальной  школе», СПб, 1999

Д.Н. Богоявленский  «Психология  усвоения  орфограмм», М., 1966

3. В. П. Канакина  «Учись  работать  самостоятельно», М., 1996

4. Н. Н. Китаев  «Изучение  правописания  слов  с  непроверяемыми  и  труднопроверяемыми  орфограммами», М., 1959

5. М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева  «Методика  обучения  русскому  языку  в  начальных  классах», М.1987

6.Л. А. Замирова  «Словарные  слова», Минск, 1998

7. В. Д. Дмитриева  «Словарные  слова», СПб. 1997

8. Журналы  «Начальная  школа» 1982 - №4, 1986 - №7, 1995 - ;4, 1999 - №7.

9. Учебники. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова  «Русский  язык», 2 класс (1  и  2  части),

3 класс (1  и  2  части), 4 класс (1  и  2  части). М., Просвещение, с  2011  года  выпуска 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»