Проблема усвоения написания слов с непроверяемыми написаниями знакома каждому учителю. Известно, что упражнения, для изучения таких слов приходится готовить практически к каждому уроку. Эти упражнения должны быть направлены на развитие всех психических функций, а у детей с ЗПР ещё и на коррекцию этих функций.
Учитель, прежде чем начать работу над словами с непроверяемыми написаниями должен решить для себя следующие вопросы: Сколько новых слов предложить ученикам на уроке ? Сколько раз эти слова должны встречаться на последующих уроках. Чтобы ученики усвоили их правописание? Какие особенности учащихся необходимо учитывать в процессе обучения написанию этих слов ? Как организовать обучение с учётом этих особенности ? Какие приёмы использовать для изучения правописания слов с непроверяемыми написаниями ?
Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых стоит запомнить. Эти слова можно условно разделить на три группы.
1 группа. Слова с собственно непроверяемыми написаниями.
Среди этих слов есть слова с безударными гласными (малина, ракета, герой), слова с удвоенными согласными (аккуратно, суббота, аллея), слова со звонкими и глухими согласными, которые невозможно проверить (вторник, завтрак), слова с непроизносимыми согласными (чувство, лестница).
2 группа. Слова, правописание которых изучается в старших классах школы. Это слова с чередованием гласных в корне (растение, гореть), сложные слова с соединительными гласными (самолёт, путешествие, земледелие), правописание наречий с приставками В-, НА-, С- и суффиксами -А- или -О- (слева, справа, налево, направо, влево, вправо), слова с гласными после шипящих (чёрный, жёлтый, шёл).
3 группа. Слова, которые можно проверить, но подбор проверочных слов затруднён, особенно для школьников с ЗПР. Так слово «праздник» можно проверить словом «празден». Также сюда относятся слова, при правописании которых надо знать из этимологию (вокзал – зал госпожи Вок; медведь – ведает мёд; капуста – от греческого слова «кап» - голова).
По-моему мнению, учителю целесообразно после изучения ряда слов с непроверяемыми написаниями составить таблицу, облегчающую запоминание детьми правописания этих слов.
Непроверяемые написания слов.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова
|
Непроверяемые согласные в корне слова |
||
непроизносимые |
звонкие и глухие |
двойные |
Работая над написанием словарных слов учитель должен к восприятию и запоминанию привлекать различные анализаторы. По мнению Д. Н. Богоявленского
«Для орфографии имеют значение зрительные, слуховые, слухоартикуляционные ощущения. Поэтому надо рекомендовать для запоминания правописание отдельных слов не только повторное списывание. Но и соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием».
Этапы работы над словами с непроверяемыми написаниями.
1. Первичное восприятие слова или группы слов
2. Закрепление правописания слова или группы слов
3. Контроль и учёт полученных знаний
При первичном восприятии слова или группы слов учитель работает по следующему плану:
1. Орфоэпическое чтение детьми вслух предложенного слова – работа над слуховым образом слова
2. Краткий орфографический обзор : обозначение ударения, деление слова на слоги, объяснение написания проверяемых орфограмм
3. Запоминание написания с опорой на главный тип памяти
4. Запись слова род диктовку
5. Орфографический самоконтроль(проверка по образцу с обязательным орфоэпическим проговариванием)
6. Запись предложения или текста с изученным словом или словами
При работе над закреплением правописания слова или группы слов наиболее целесообразно использовать следующие приёмы.
- Использование загадки или стихотворения «Доскажи словечко…»
- Работа с картинным словарём
- Прослушивание или чтение текста, определение о чём говорится в тексте, его озаглавливание
- Подбор синонимов или антонимов
- Вариант замены словосочетания или предложения одним словом, а также обобщение группы слов
Задания для первичного восприятия слова.
1. Поставь прямоугольники по мере увеличения (уменьшения) количества точек в каждом из них. Прочитай получившееся слово.
О |
* * * * |
В |
* |
Н |
* * * * * |
А |
* * |
Г |
* * * |
2. Заберись (спустись) по ступенькам лестницы. Учитель информирует дедей о направлении движения (вверх – вниз)
3. Собери слово. Ученикам предлагается из предложенных букв, данных вразбивку и в перевёрнутом виде, собрать слово. Учитель может выделить первую букву в слове.
4. Мысленно соедини подчёркнутые (или обозначенные каким-либо другим символом) буквы и прочитай получившееся слово.
У П В И Л А ЧГ Е К О Р Н Б
4. Работа с символами, шифрвми, кодами.
- Составь новые слова с помощью чисел
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
С Г Е Р Т З А Л Ю К
Первое слово – 2 7 6 3 5 7
Второе слово – 4 7 10 3 5 7
Третье слово – 1 7 8 9 5
- Поставь числа в порядке возрастания (убывания)
697 |
309 |
390 |
317 |
708 |
645 |
807 |
Н |
Р |
С |
И |
О |
У |
К |
Искомое слово – рисунок.
- учитель сообщает, что новое слово можно узнать. Если правильно выполнить задания по определению букв искомого слова.
Задание первое. Первая буква искомого слова является третьей в слова «ракета».
Задание второе. Вторая буква является шестой в слове честно.
Задание третье. Третья буква является последней в слове «адрес».
Задание четвёртое. Четвёртая буква является четвёртой в слове «гореть».
Задание пятое. Пятая буква является второй в словах «жёлтый», «чёрный».
Задание шестое. Шестая буква является последней в слове «север».
Требуемое слово – «костёр».
При организации работы необходимо помнить, что для перевода информации о написании слов из кратковременной памяти в долговременную необходимо обеспечить, во-первых, не менее четырёх повторных восприятий в течение 1 – 2 недель; во-вторых, переработку информации на базе имеющихся знаний . то есть включение изучаемых слов в новые системные (речевые и языковые) отношения. Учитывая это педагог на этапе закрепления может использовать также письмо по памяти, комментированное письмо и списывание, подбор подходящих по смыслу словарных слов, составление и отгадывание кроссвордов. Склонение сорварного слова. подбор родственных слов, синонимов и антонимов. Также можно предложить детям вставить пропущенную букву или буквы. Облнгчают запоминание написания слов стихи. Например. «Е» на север устремилась, там с медведем подружилась.». «Чтоб не обиделась корова и не прокисло молоко, мы оба этих дружных слова напишем только с буквой «О». И так далее. Хорошему усвоению правильного написания способствует использование системы, разработанной психологом П. С. Жидек. Он считает, что лучшему запоминанию правописания слов способствует применение мнемотехнических приёмов. К мнемотехнике можно отнести рисунки, схемы, ребусы, стихи, группировки слов. Которые вызывают определённые ассоциативные связи и тем самым облегчают детям запоминание правильного написания слов.
По-моему мнению все эти задания развивают у детей логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковую интуицию, связную и аргументированную речь. Способствуют закреплению правописания слова.
Значение и необходимость последнего, третьего этапа видно из его названия – «Контроль и учёт знаний детей». Формы проведения здесь традиционны – это словарные диктанты. Но с появлением компьютерных технологий можно проверять знания детей в системе «Знак». Существуют и другие программы доля проверки качества знаний слов с непроверяемыми написаниями.
За время моей работы с использованием данных методов и приёмов у детей значительно увеличилось качество правильных написаний словарных слов, дети с интересом изучают новое слово, не боятся словарных диктантов. У детей стали лучше такие психические процессы, как речь, память, логическое мышление. Более совершенны стали такие мыслительные операции как анализ и синтез, расширился кругозор, появилась заинтересованность в обучении русскому языку.
Используемая литература.
1. Л. В. Соловьёва «Система изучения непроверяемых написаний в начальной школе», СПб, 1999
Д.Н. Богоявленский «Психология усвоения орфограмм», М., 1966
3. В. П. Канакина «Учись работать самостоятельно», М., 1996
4. Н. Н. Китаев «Изучение правописания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами», М., 1959
5. М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева «Методика обучения русскому языку в начальных классах», М.1987
6.Л. А. Замирова «Словарные слова», Минск, 1998
7. В. Д. Дмитриева «Словарные слова», СПб. 1997
8. Журналы «Начальная школа» 1982 - №4, 1986 - №7, 1995 - ;4, 1999 - №7.
9. Учебники. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык», 2 класс (1 и 2 части),
3 класс (1 и 2 части), 4 класс (1 и 2 части). М., Просвещение, с 2011 года выпуска