Закрепление знаний о существительных 3-го склонения
Корнеева Виктория Адольфовна
1. Постановка задач урока. Проверка домашнего задания.
- Ребята, давайте начнем наш урок с проверки домашнего задания. Откройте, пожалуйста, свои тетрадки. Напомни, что вам было задано.
- Надо было написать по 3 слова на каждое склонение.
- Кто согласен с …
- Давайте подумаем, что вам помогло выполнить это домашнее задание. ( знание частей речи- что такое имя существительное, знание склонений у существительных.)
- Сегодня на уроке мы с вами закрепим наши знания о существительных 3-го склонения.
2. Минутка чистописания.
- Как вы думаете, почему я написала на доске слово совесть.
- Докажи.
- Запишите один раз это слово.
3. Лексический анализ слов. Упражнение в различии имен существительных 3-го склонения.
- Итак, как вы понимаете слово значение слова совесть?
- Совесть- это чувство, которое свойственно человеку, чувство ответственности за свои поступки, за свое поведение перед самим собой и перед другими людьми.
- Совесть- это хорошее или плохое качество человеческой души?
- А какие еще чувства присущи человеку? (радость, жалость, стыд, зависть, гордость, доброта, искренность, лживость, скромность, справедливость, честность)
- Давайте запишем эти слова в тетрадь, в скобках указывая склонение и устно доказывая почему. По цепочке у доски.
- Назовите мне, пожалуйста, из написанных слов синоним слову совесть( а что такое синонимы? А противоположные по значению,как называют слова?)
- Слово стыд.
- Я хочу с вами согласиться и привести пример пословиц, которые подтверждают близость понятий стыд и совесть:
В ком стыд, в том и совесть.
Есть совесть, есть и стыд.
Есть совесть- есть и стыд, а стыда нет- и совести нет.
- Запишите любое предложение к себе в тетрадь. Проверьте как вы его записали.
- Как назвать человека, которому присуще чувство совести? ( совестливый)
- Как назвать человека, которому присуще чувство стыда? ( стыдливый)
- Посмотрите на слова совесть, печаль, жалость, гордость.
- К какой части речи относятся эти слова?
- К какому склонению?Докажи.
ПАУЗА
4. Упражнения по повторению падежей имен существительных и склонений.
- Прослушайте отрывок и определите откуда эти строки.
Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все- таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандали? Можно велеть чего- нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться.
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот…
Дети определяют, что данный отрывок из сказки Валентина Катаева “ Цветик- семицветик”.
- Ребята, вспомните как хотела поступить Женя, когда у нее остался последний лепесток. ( Она хотела купить себе ролики, сандали, конфеты и многое другое.)
-Как она поступила? ( она бережно оторвала последний лепесток и загадала, чтобы мальчик был здоров)
-Почему она так поступила? ( у нее проснулась совесть, ели бы она так не поступила то ее грызла бы беспощадная совесть)
- Как ты хорошо сказал: Сердце девочки грызла беспощадная совесть.
-Давайте запишем это предложение в тетрадь, а я – на доске.
-Разберите это предложение по членам предложения.
-У доски…( Что?- Совесть- это подлежащее подчеркиваем одной чертой. Совесть что делала?- грызла- это сказуемое подчеркиваем двумя чертами. Совесть какая?- беспощадная- это определение подчеркиваем волнистой линией. Грызла что?- сердце- это дополнение- подчеркиваем тире-тире. Сердце кого?-девочки- это тоже дополнение- подчеркиваем тире- тире.
- Теперь давай те выпишем существительные и разберем их так как мы это делаем всегда.
Сердце- с ср р ед ч В п
Девочки- с ж р ед ч Р п
Совесть- с ж р ед ч И п
-Какого склонения слово совесть?
-Напомни, какие существительные относятся к 3 склонению.
-Послушайте и запомните пословицы, которые подходят к мысли, выраженной в записанном предложении: Совесть без зубов, а грызет. Есть слезы- есть и совесть.
ПАУЗА
-Ребята, откройте учебник на стр 27 упр 3
-Прочти задание.
-Прочти первое предложение. Найди существительное 3 склонения. Докажи. И так далее.( ночь,площадь,ладонь,медаль,метель)
ПАУЗА
-Теперь давайте проведем небольшой тест, который потом оценит ваш сосед.
-Достаньте из конвертика задание. Прочтите его про себя и выполните на это вам даю 3 минуты.
- Обменяйтесь работами и посмотрите на доску. На доске правильный вариант. Оцените зеленой пастой своего товарища так как мы это делаем всегда.
-Кто поставил своему соседу 5, 4 балла?
- Передайте вперед свои работы.
-Сейчас у нас будет очень интересное задание (свободный диктант с творческим дополнением)
-Послушайте текст:
Прилетел из далеких, теплых стран жаворонок. Свил себе жаворонок гнездо, вывел птенчиков и живет. И жаворонку весело, что семья своя есть, и птенчикам при матери хорошо.
Поставил мальчик сеть, поймал жаворонка и посадил в клетку.
Тосковал он по своим птенчикам.
Забыл мальчик поставить в клетку воды, и умер жаворонок. Погибли в поле без матери и птенчики.
- Определи тему текста.
- Как жилось жаворонку и птенчиком в поле?
- А что чувствовал жаворонок, находясь в клетке?
- Какое чувство возникло у вас, когда вы узнали о неволе, а затем и гибели жаворонка и птенчиков?
- А какое чувство возникло у вас по отношению к действиям мальчика?
- Подумайте и ответьте про себя, какой вопрос вы хотели бы задать мальчику?
- Какова основная мысль текста?
- Как бы вы озаглавили текст?
- Послушайте текст еще раз и затем запишите его по памяти. Заключительную часть текста предложение- вопрос, который вы могли бы задать мальчику, вы должны составить самостоятельно и записать его.
На доску я повесила вспомогательные слова, которые помогут вам в написании текста.
Жаворонок свил птенчики сеть тосковал забыл погибли
Заключительная часть.
-Вот и закончился наш урок. Что мы сегодня повторяли? Что нового узнали на уроке?