Технологическая карта урока. Совместный продукт деятельности
Гласные буквы "и-ы" после "ц"
Тарасевич Евгения Алексеевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Урок: русский язык
Дата проведения урока: 26.01.2015 г.
Класс: 5
УМК: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, М.: Дрофа, 2012 г.
Автор-разработчик: Тарасевич Е.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 471 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе Выборгского района Санкт-Петербурга.
Цели для ученика Обучающие: давать определения правописания букв и-ы после ц; уметь графически обозначать данную орфограмму; уметь отличать морфемы с данной орфограммой; усвоить правила написания данной орфограммы и исключения.
Развивающая: учиться формулировать тему; ставить перед собой цель, решать задачи по достижению намеченного; учиться работать с источниками (дидактический материал, словари), анализировать, сопоставлять, приходить к выводу; учиться слушать, контролировать свою речь с точки зрения содержательности, употребления терминов.
Воспитывающая: формировать умение слышать окружающих и на основе их высказываний формулировать своё мнение. |
Цели для учителя Образовательные: вырабатывать навыки, необходимые для правильного написания букв и-ы после ц; учить графически обозначать данную орфограмму; отрабатывать навыки написания слов с данной орфограммой.
Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; умения, связанные со сравнительным анализом.
Воспитательные: воспитывать в пятиклассниках умение слышать окружающих, не бояться высказывать свою точку зрения, доказывать свою позицию. |
Тип урока Комбинированный |
Форма урока Традиционная |
Опорные понятия, термины Морфема Фонетика Звук Буква Орфограмма Корень Суффикс Окончание Исключение Однокоренные слова |
Новые понятия
Исторические изменения
|
Формы контроля: Работа с карточками Фронтальный опрос |
Домашнее задание § 43, упр.432 (см. ниже) |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I.Мотивация
5 минут
|
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. |
Подготовка к работе. Учащиеся настраиваются на аналитическую работу . |
Словесная форма. |
Личностные: умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности; регулятивные: умение создать условия для целеполагания, корректировки материала по ходу урока; коммуникативные: умение слушать; осуществлять речевой контроль. |
Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний
5 минут |
Проверка и корректировка домашнего задания.
- Характеристика согласных звуков - |
Вызванный ученик транскрибирует слова, остальные проверяют.
Отвечают на вопросы. |
Фронтальная проверка. |
Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа;
познавательные: целью выделения признаков; регулятивные: умение создать условия для целеполагания и планирования действий. |
Отработка умений давать характеристику звуков. |
III. Изучение нового материала: а) Создание проблемной ситуации.
б) Фиксация затруднений при знакомстве с новым материалом.
в) Объяснение нового материала.
6 минут
|
Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы урока путем сопоставления слов с написанием и или ы после ц.
-Обращение на доску, где написаны слова. Выделение морфемы и обозначение орфограммы. (См. Приложение 1). - Установление закономерности между морфемой и буквой - -Вывод и формулировка темы урока. - Запись в тетрадь её, а также примеров, подобранных учениками самостоятельно Сопоставление самостоятельно сделанных выводов с материалом учебника.
-Обобщите свои рассуждения.
-Сообщение сведений исторического характера о звуке Ц (был мягким)
- Чтение опорного материала в учебнике.
Обращение внимания на исключения |
Вызванные учащиеся выделяют морфемы и подчеркивают орфограмму.
-В корне пишется и, в суффиксе и окончании ы.
-собственные примеры.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока.
Записывают тему, слова в тетрадь.
Работа с исключениями
Читают учебник. |
Групповая работа.
Практический метод. |
Личностные: умение обобщать полученный результат; регулятивные: целеполагание, постановка и формулирование цели, планирование действий, поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание. |
Уважительное отношение друг к другу при коллективной и групповой работе. |
IV. Лингво-физкультминутка. 1 минута |
Объясняет задание.
- Отдых с одновременной проверкой умения правильно писать и ы после ц. Если я произносится слово с и, детиприсаживаются! Если ы - встают.. - Садитесь. |
Выполняют упражнения: |
Игровой приём. Здоровьесбере-гающая технология. |
||
V. Актуализация новых знаний.
а) Первичное закрепление. 5 минут |
Устанавливает осознанность восприятия. Развивает навыки применения новых знаний на практическом материале.
- Обращение к листочкам, которые лежат на партах. Чтение задания и формулировка задание к нему (см. Приложение 2).
-Запись этих загадок. - Проверка ответов |
Выполняют задания.
Отвечают на вопрос. |
Фронтальный опрос. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения заданий; коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; речевое взаимодействие со сверстниками, учителем. |
Умение формировать письменную речь, оценивать её с точки зрения содержания и оформления. |
2) Первичное обобщение. 17 минут |
Организует деятельность по применению новых знаний.
-Проговаривание правила написания гласных после ц
- Распределительный диктант(см. Приложение 3)
Устное выполнение упражнения 428 (см. Приложение 4)
Словарный диктант-молчанка. На учебных рисунках поиск слов на изучаемые правила. (см. Приложение 5) |
Выполняют письменные задания по применению новых знаний.
Распределяют слова в два столбика , объясняя условия выбора и выделяя морфемы
Произносят гласные звуки после ц и называют буквы, которыми они обозначены. Запись слов.
Запись в две колонки: слова с буквой и , с буквой ц.
|
Комментированное письмо по цепочке.
Обсуждение вариантов ответа |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
|
VI. Рефлексивно-оценочный этап. 5 минут |
Организует рефлексию. Выясняет, что усвоено на уроке, что нет; с какими трудностями столкнулись учащиеся в ходе работы.
Осуществление контроля над пониманием темы. Организует беседу с целью формулирования вывода по уроку, о достижении учебных задач. |
Осуществляют самооценку собственной учебной |
Беседа. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать других; быть готовыми отстоять свою точку зрения;
регулятивная: контролируют правильность ответов учащихся;
рефлексия; |
Умение оценивать себя.
Умение оценивать результат учебной деятельности. |
- Составление по предложений со словами-исключениями
Предлагает заполнить табличку самооценки работы на уроке.
- А теперь возьмите в руки листочки, которые лежат на Ваших столах с самого начала урока и заполните их, ставя в конце строки «+» или «-» , а на последней строчке поставьте себе оценку (см. Приложение 6) |
Придумывают предложения со словами-исключениями.
Делают обобщающий вывод о правописании гласных и-ы после ц, о достижении поставленных задач.
Оценивают результат своей деятельности. Заполняют Таблицу самооценки. |
||||
VII. Домашнее задание. 1 минута |
Объясняет домашнее задание:
-Подобрать слова для распределительного диктанта по изученной орфограмме (10-15 слов)
- упражнение 432 - Выучите теоретический материал в учебнике, §43. |
Слушают и записывают задание в дневник |
Регулятивная: саморегуляция. |
Приложение 1
1 ) Цифра. 2)птицы, синицын
Приложение 2
Загадка
Сели птиц.. на страниц..
Знают быль и …(небылицы).
Поселились мудрец..
В застекленные …(дворцы)
Приложение 3
Выцыганить, жар-птицы, жар-птицын, зацыкать, цыган, цыганенок, цикл, циклон, циклоп, цыкать, циркач, курицын, цитрус, синицы, цыпушка, круглолицый, станция, революция.
Приложение 4
Цирк, огурцы, революция, куцый, цинк.
Приложение 5
Рисунки, на которых изображены синицы, цыганка, цыплёнок, огурцы, цифры, циркуль, рукавицы, акация, милиционер, мотоцикл.
Приложение 6
- 1. Я умею выделять морфемы в слове.
- 2. Я умею правильно определять, какую букву надо писать после ц.
- 3. Я умею приводить примеры.
- 4. Мне понравилось работать на уроке.
- 5. Мне было тяжело, когда______________________________________.
- 6. Я так и не понял(а)___________________________________________.
- 7. Моя оценка своей деятельности на данном уроке :_______________.