Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технологическая карта урока. Совместный продукт деятельности


Гласные буквы "и-ы" после "ц"

Тарасевич Евгения Алексеевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 471
Выборгского района Санкт-Петербурга

Урок: русский язык

Дата проведения урока: 26.01.2015 г.

Класс: 5

УМК: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова,  М.: Дрофа, 2012 г.

Автор-разработчик: Тарасевич Е.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 471 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе Выборгского района Санкт-Петербурга.

Цели для ученика


Обучающие: давать определения правописания букв и-ы после ц; уметь графически обозначать данную орфограмму; уметь отличать морфемы с данной орфограммой; усвоить правила  написания данной орфограммы и исключения.

 

Развивающая: учиться формулировать тему; ставить перед собой цель, решать задачи по достижению намеченного; учиться работать с источниками (дидактический материал, словари), анализировать, сопоставлять, приходить к выводу; учиться слушать, контролировать свою речь с точки зрения содержательности, употребления терминов.

 

Воспитывающая: формировать умение слышать окружающих и на основе их высказываний формулировать своё мнение.

Цели для учителя


Образовательные: вырабатывать навыки, необходимые для правильного написания  букв и-ы после ц; учить графически обозначать данную орфограмму; отрабатывать навыки написания слов с данной орфограммой.

 

Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала; умения, связанные со сравнительным анализом.

 

Воспитательные: воспитывать в пятиклассниках умение слышать окружающих, не бояться высказывать свою точку зрения, доказывать свою позицию.

 

Тип урока


Комбинированный

Форма урока


Традиционная

Опорные понятия, термины


Морфема

Фонетика

Звук

Буква

Орфограмма

Корень

Суффикс

Окончание

Исключение

Однокоренные слова

Новые понятия

 

Исторические изменения




 



 

Формы контроля:

Работа с карточками

Фронтальный опрос

Домашнее задание


§ 43, упр.432 (см. ниже)

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I.Мотивация


5 минут




 



 

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе.

Учащиеся настраиваются  на аналитическую работу .

Словесная форма.

Личностные:

умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности;

регулятивные:

умение создать условия для целеполагания, корректировки материала по ходу урока; коммуникативные:

умение слушать; осуществлять речевой контроль.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний




 

5 минут

Проверка и корректировка домашнего задания.

 

- Характеристика согласных звуков

-

Вызванный ученик транскрибирует слова, остальные проверяют.



 

Отвечают на вопросы.

Фронтальная проверка.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков;

регулятивные:

умение создать условия для целеполагания  и планирования действий.

Отработка умений  давать характеристику звуков.

III. Изучение нового материала:

а) Создание проблемной ситуации.







 

б) Фиксация затруднений при знакомстве с новым материалом.

 



 




 

в) Объяснение нового материала.

 

6 минут





 

Подводит учащихся  к самостоятельному формулированию темы урока путем сопоставления слов  с написанием и или ы после ц.

 

-Обращение на доску, где написаны слова. Выделение морфемы  и  обозначение орфограммы. (См. Приложение 1).

- Установление закономерности между морфемой и буквой

-

-Вывод и формулировка  темы  урока.

- Запись  в тетрадь её, а также примеров, подобранных учениками самостоятельно Сопоставление самостоятельно сделанных выводов  с материалом учебника.

 

 

-Обобщите свои рассуждения.

 

-Сообщение сведений исторического характера о звуке Ц (был мягким)

 

- Чтение опорного материала в учебнике.

 

Обращение внимания на исключения

Вызванные учащиеся выделяют морфемы и подчеркивают орфограмму.






 

-В корне пишется и, в суффиксе и окончании ы.



 

-собственные примеры.

 

Отвечают на вопросы.


 

Формулируют тему урока.


 

Записывают тему, слова в тетрадь.

 

Работа с исключениями



Анализируют слова, сравнивают, формулируют  вывод.



Отвечают на вопросы учителя.




 

Читают учебник.

Групповая работа.

Практический метод.
Приём познавательной активности через  задание.


 

Личностные:

умение обобщать полученный результат;

регулятивные: целеполагание,

постановка и формулирование цели, планирование действий, поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные:

формулирование понятного для другого высказывания,

умение строить речевое высказывание.

Уважительное отношение друг к другу при коллективной  и групповой работе.

IV. Лингво-физкультминутка.


1  минута

Объясняет задание.

 

- Отдых с одновременной проверкой умения  правильно писать и ы после ц. Если я  произносится слово с и, детиприсаживаются! Если ы -  встают..

- Садитесь.

Выполняют упражнения:

Игровой приём. Здоровьесбере-гающая технология.

   

V. Актуализация новых знаний.


а) Первичное закрепление.

 

5 минут

Устанавливает осознанность восприятия.

Развивает навыки применения  новых знаний на практическом материале.

 

- Обращение к листочкам, которые лежат  на партах. Чтение задания   и формулировка задание к нему (см. Приложение 2).

 

-Запись этих загадок.

- Проверка ответов







 

Выполняют  задания.


 


Самостоятельно отгадывают загадки, комментируя написание гласных после ц, записывают их в тетрадь.

Отвечают на вопрос.

Фронтальный опрос.

Регулятивные:

контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

умение структурировать знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения заданий;

коммуникативные:

умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание; речевое взаимодействие со сверстниками, учителем.

Умение формировать письменную речь, оценивать её с точки зрения содержания и оформления.

2) Первичное обобщение.

17 минут

Организует деятельность по

применению новых знаний.

 

-Проговаривание правила написания гласных после ц

 

- Распределительный диктант(см. Приложение 3)

 

Устное выполнение упражнения 428 (см. Приложение 4)

 

 

 

 

 

 

Словарный диктант-молчанка. На учебных рисунках поиск слов на изучаемые правила. (см. Приложение 5)


 

Выполняют письменные задания по применению новых знаний.

 

Распределяют слова в два столбика , объясняя условия выбора и выделяя морфемы

 

Произносят гласные звуки после ц и называют буквы, которыми они обозначены. Запись слов.

 

 

Запись в две колонки: слова с буквой и , с буквой ц.

 

 

 

Комментированное письмо по цепочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение вариантов ответа

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

VI. Рефлексивно-оценочный этап.


5  минут

Организует рефлексию.

Выясняет, что усвоено на уроке, что  нет; с какими трудностями столкнулись учащиеся в ходе работы.

 

Осуществление контроля над пониманием темы.

Организует беседу с целью формулирования вывода по уроку, о достижении учебных задач.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Беседа.

 

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и слышать других; быть готовыми отстоять свою точку зрения;

регулятивная: контролируют правильность ответов учащихся;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
самосовершенствование.

Умение оценивать себя.







 

Умение оценивать результат учебной деятельности.

 

- Составление по предложений со словами-исключениями

 


 

Предлагает заполнить табличку самооценки работы на уроке.

 

- А теперь возьмите в руки листочки, которые лежат на Ваших столах с самого начала урока и заполните их, ставя в конце строки «+» или «-» , а на последней строчке поставьте себе оценку (см. Приложение 6)

Придумывают предложения со словами-исключениями.

 

 

Делают обобщающий  вывод о правописании гласных и-ы после ц, о достижении поставленных задач.

 

Оценивают результат своей деятельности. Заполняют Таблицу самооценки.

     

VII. Домашнее задание.

1 минута

Объясняет домашнее задание:

  • для сильных учащихся

 

-Подобрать слова для распределительного диктанта по изученной орфограмме (10-15 слов)

 

  • для остальных учеников класса

- упражнение 432

- Выучите теоретический материал в учебнике,  §43.

Слушают и записывают задание в дневник

 

Регулятивная: саморегуляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1 ) Цифра.        2)птицы, синицын

 

Приложение 2

Загадка

Сели птиц.. на страниц..

Знают быль и …(небылицы).

Поселились мудрец..

В застекленные …(дворцы)

 

Приложение 3

Выцыганить, жар-птицы, жар-птицын, зацыкать, цыган, цыганенок, цикл, циклон, циклоп, цыкать, циркач, курицын, цитрус, синицы, цыпушка, круглолицый, станция, революция.

 

Приложение 4

Цирк, огурцы, революция, куцый, цинк.

 

Приложение 5

Рисунки, на которых изображены синицы, цыганка, цыплёнок, огурцы, цифры, циркуль, рукавицы, акация, милиционер, мотоцикл.

Приложение 6

  1. 1. Я умею выделять морфемы в слове.
  2. 2. Я умею правильно определять, какую букву надо писать после ц.
  3. 3. Я умею приводить примеры.
  4. 4. Мне понравилось работать на уроке.
  5. 5. Мне было тяжело, когда______________________________________.
  6. 6. Я так и не понял(а)___________________________________________.
  7. 7. Моя оценка своей деятельности на данном уроке :_______________.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»