Конспект урока в 5 классе
Определение
Скробина Галина Николаевна
Цели урока: познакомить учащихся с определением; формировать умение находить определение в предложении, употреблять его в речи; толкование лексического значения слова, развивать орфографические и пунктуационные навыки; закрепление умения создавать текст.
Оборудование : учебник Т.А. Ладыженской и др., рисунки животных.
Ход урока
- 1. Оргмомент
- 2. Проверка д /з (упр.178, правило о дополнении). Ученики по цепочке проверяют предложения.
3.Объяснение нового материала.
- На предыдущем уроке мы говорили о дополнении. Расскажите об этом второстепенном члене предложения (Ответы детей)
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним второстепенным членом- определением. (Учитель на доске, а дети в тетради пишут тему урока)
На доске записано предложение из стихотворения С.Есенина:
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.
(Коллективно подчёркиваются члены предложения в тетради и на доске. Учитель объясняет, на какой вопрос отвечает определение, что обозначает, чем выражено в предложении, от какого слова зависит, как подчёркивается в предложении).
- Что значит золотая? В каком значении употреблено это слово?
- Почему у рощи язык берёзовый , весёлый?(Ответы детей)
- Определения помогли поэту ярко, выразительно сказать о роще.
Давайте прочитаем об определении в учебнике. (Читает ученик вслух)
- Кто хочет попробовать рассказать правило? ( Ответы детей)
4. Закрепление материала.
Упр.181(2ч.), синтаксический разбор последнего предложения. ( Дети выполняют упр. по образцу, подчёркивая главные члены предложения и определения. Проверка упр. по цепочке с комментированием орфограмм)
Упр. под * (звёздочкой) устно. Читают стихотворение С.Есенина и называют определения)
Белая берёза На пушистых ветках
Под моим окном Снежною каймой
Принакрылась снегом, Распустились кисти
Точно серебром. Белой бахромой.
-Что такое «бахрома»? (Свисающие нити, кисти)
- К какому стилю речи относится данный текст? ( К художественному стилю, потому что автор словами нарисовал берёзку зимой)
- Какую роль играют определения в этом стихотворении? (Помогают описать ветки берёзки)
Учитель обобщает сказанное:
- Трудно представить нашу художественную литературу без определений, которые делают речь яркой, выразительной, точной, образной.
Любите ли вы загадки? Русский народ создал много загадок. Прилагательные, обозначающие признак предмета, оказались очень удобным средством, чтобы описать предмет, не назвав его, а именно это нужно для загадки. Запишите несколько загадок. Подчеркните определения.
Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик . (Иголка с ниткой)
Стоят в лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Круглое, румяное, с дерева упало, Любе в рот попало. (Яблоко)
(- Яблоки – ценный фрукт . Они дают всё, что нужно организму. В народе говорят: кто съедает в день по два яблока, тому не нужны врачи. В семечках яблок содержится нужный нам йод. Зёрнышки тоже надо есть)
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
( -Арбуз – вкусная, полезная еда. Богат калием, железом, эффективное средство против малокровии.)
Что такое кафтан? (старинная мужская долгополая верхняя одежда)
- Что такое бархат? (плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким ворсом). Обозначьте орфограмму!
- А сейчас посмотрите на рисунок. Кто знает этого красивого зверька? (Никто)
- Это горностай. Послушайте текст о нём.
Горностай - дикий зверёк. У него длинное гибкое тело, а летний буроватый мех зимой заменяется белоснежным. Только кончик хвоста в любое время остаётся чёрным. Горностаи очень осторожны и избегают людей. Поселившись около человеческого жилья , горностаи уничтожают вредных грызунов.
Учитель показывает рисунок лисы и беседует по вопросам:
- Где живёт лиса? (В лесу)
- И поэтому она тоже дикий зверь среднего размера. Каков её внешний вид? (Рыжая шерсть, длинный пушистый хвост, белая грудка, белый кончик хвоста, чёрные лапы, острые уши и мордочка )
- Чем питается лиса? (Мышами, мелкими животными, любит и ягоды)
- А теперь создайте текст – описание лисы или любого животного, употребляя прилагательные – определения.
Все сдают тетради.
5. Итог урока. Какую роль играет определение?
Домашнее задание: упр.182, правило об определении.