Методическая разработка урока
Обособленные члены предложения.
Обобщение изученного в 8 классе
Митяева Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы ГАОУ 577
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Цели урока:
Образовательные:обобщение,систематизация и углубление знаний учащихся об обособленных членах предложения;умение использовать обособленные члены предложения в собственных текстах;умение правильно ставить знаки препинания.
Воспитательные:вызвать у учащихся интерес к изучению темы;воспитывать эстетический вкус;продолжение формирования уважительного отношения к процессу обучения,учителю и к деятельности одноклассников.
Развивающие:развитие умения логически излагать свои мысли,используя литературный язык;развитие умения аргументироать,доказывать;развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;развитие умения выделять главную информацию,сравнивать,обобщать;формирование умения вовлекаться в проектно-аналитическую и исследовательскую деятельность.
Оборудование урока(средства обучения):
Компьютер и интерактивная доска;
Учебник русского языка для 8 класса С.Г.Бархударова и др.Москва, «Просвещение» 2012;
Конспект учителя по теме;
Рабочие тетради учащихся;
Справочники по русскому языку(специальная тетрадь учащихся).
Структура урока:
Организационный этап;
Аналитическое повторение изученного с использованием интерактивной доски;
Синтаксический анализ предложений;
Творческая работа учащихся;
Рефлексия;
Информирование учащихся о домашнем задании,инструктаж по его выполнению.
Методы контроля учебной деятельности:
Устный и письменный;
Фронтальный,индивидуальный.
Ход урока и наполнение.
1.Организационный этап,подготовка тетрадий,справочников и учебников.
2.На интерактивной доске запись: «Обособленные члены предложения.
1.??????????????
2.??????????????
3.??????????????
4.??????????????
5.??????????????
3.Записать названия обособленных членов в тетрадь. Озвучивание учащимися своих записей.
4.Чтение учителем предложений с обособленными членами. Определить осложняющие предложения элементы (устная часть работы):
Откуда-то,из глубины длинного коридора,доносились детские голоса.Неторопливо обходя пустые классы,Давыдов увидел с десяток маленьких ребятишек,разместившихся в переднем ряду и около них учительницу.Худенькая и узкоплечая,с коротко подстриженными волосами,она походила на девочку-подростка нежели на учительницу.Давыдов испытал странное чувство,стоя возле двери класса,сжимая в левой руке выгоревшую на солнце кепку.Некое сладостное волнение,навеянное мгновенным воспоминанием о далёких годах детства,пробудилось в его душе в эти минуты…Он со вздохом подумал: «Легче вам,птахи,жить будет,да и сейчас легче живётся,а иначе за что же я воевал? (По М.Шолохову)
5.Составить свои предложения по теме прослушанного текста,используя обособленные члены предложения (по выбору).С последующим чтением.
6.На интерактивной доске список присоединительных слов:
Несмотря на кроме даже
Благодаря помимо то есть
Ввиду за исключением например
Вопреки включая а именно
Определить их роль в предложениях.Какие обособленные члены они присоединяют?
7.Записать предложения,правильно поставив знаки препинания:
Весь май,за исключением нескольких ясных дней,шли беспрерывные дожди.Сверх всякого ожидания,бабушка подарила мне несколько книг.Несмотря на ранний час, улицы были полны народу.Все приняли участие в конкурсе,главным образом восьмой класс.
8.Чтение предложений со знаками препинания-назвать обособленные члены.Выполнить пунктуационный разбор данных предложений.
9.Повторение орфографии:морфемный и орфографический разбор слова «беспрерывные»,написанного на интерактивной доске.
10.Выпишисать слова с пропущенными орфограммами из упражнения 350,выполнить морфемный разбор.
11.Работа с текстом Л.Успенского (упражнение 351):выразительное чтение текста;определить тему текста;найти в тексте предложения с обособленными членами,выразительно прочитать и записать,поставив пропущенные знаки препинания,выполнить пунктуационный разбор предложений.
12.На интерактивной доске записанное предложение разобрать по членам предложения:Их много-у нас в стране в разных концах света.(Предварительно поставив знаки препинания.)
13.Рефлексия.Написать текст: «Какую информацию об обособленных членах предложения я усвоил?»
14.Комментарий домашнего задания:упражнение 352(текст о Суворове).Составить план,выписать предложения с обособленными членами и выполнить пунктуационный разбор.