Понятие о сложном предложении
Тарасевич Евгения Алексеевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Цели урока.
Воспитательные.1) Воспитание эстетического вкуса на основе отрывков из произведений художественной литературы. 2) Воспитание интереса к родному языку.
Развивающие.1) Актуализация личностного смысла учащихся в изучении темы; осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.
2) Оказание помощи учащимся в осознании ценности совместной деятельности.
3) Создание условий для развития у школьников умений анализировать познавательный объект умения выделять главное и классифицировать.
4) Развитие умения осуществлять самоконтроль, самооценку.
5) Развитие монологической и диалогической речи учащихся, логического мышления, памяти, внимания.
Обучающие. 1) Обеспечение повторения и углубления знаний по теме «Сложное предложение»; проведения синтаксического разбора предложения. 2) Организация деятельности учащихся по изучению структуры сложного предложения. 3) Обеспечение проверки и оценивания.
Технологии: технологии личностно-ориентированного образования,
технология коллективного взаимообучения,
технологии проблемного обучения
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, самостоятельная, коллективная.
Возрастная категория: 9 класс
Ход урока.
1. «Интеллектуальная» разминка.
Запишите слова М. В. Ломоносова о языке, используя различные способы цитирования.
…Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных.
2. Работа у доски.
Изучение сложных предложений-последний этап систематического курса русского языка в средней школе. Давайте запишем предложения и определим, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнём грамматические основы.
Приветливо шепчутся сосны,
Берёзы шумят у дороги.
И мы на земле плодоносной
Живём без нужды и тревоги.
3. Слово учителя.
Сложное предложение-это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своём составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
Сложные предложения передают больший объем информации, чем простые.
4. Составление таблицы «Типы сложных предложений).
Союзные предложения: сложносочиненные (сочинительные союзы и интонация) и сложноподчиненные(подчинительные союзы и интонация).
Бессоюзные предложения (интонация).
5. Анализ предложений. Определение вида предложений.
1. Нехоженые тропы, неезженые тракты всегда манили Василия Алексеевича, и он охотно отправлялся в дорогу, несмотря на непогоду. 2. Так было и в это раз, хоть поездка не заладилась с самого нрачала.3. Не успел он выехать на заснеженный простор, как началась метель. 4. Снег, не перестававший сыпаться со всех сторон, слепил глаза и словно хотел остановить Василия.
Важно сделать акцент на выделении главных членов предложения. Напомнить учащимся, что это одно из заданий части «В». ОГЭ
6. Конструирование из простых предложений сложных. В ходе работы подчёркиваются грамматические основы.
1)Было уже десять часов вечера.
2)Над садом светила полная луна.
3)Последние тени сливались.
4)За курганом тускнело мёртвое зарево.
7. Подведение итогов.
- Вспомните, какие цели ставили перед собой в начале урока.
- Достигли мы их?
- Какие виды предложений мы сегодня вспомнили? С какими видами сложных предложений познакомились?
8. Домашнее задание на выбор:
а) Из произведений А.С. Пушкина выписать сложные предложения всех видов, проанализировать их.
б) Упр.44.
Всем учащимся выучить теоретический минимум в учебнике
Методическая литература:
- Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой.Изд.2-е.- Волгоград: Учитель, 2014.
- Открытые уроки русского языка: 9-11 классы/Н.С.Раилко, Л.В.Антонова.- Ростов н/Д: Феникс,2008
- Русский язык. Поурочные разработки.9 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/Д.А.Тростенцова, А.И.Запорожец.- 2-е изд.-М.: Просвещение, 2012
- Безденежных Н.В. Новые олимпиады по русскому языку .-Изд.5-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2013