Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Работа со словарями на уроках русского языка

Ляпкало Ирина Петровна

Работа со словарями на уроках русского языка Урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления словарной работы. Мы же рассматриваем ее как единство этих двух видов. А.М. Пешковский утверждал, что « нужно сперва услышать, а затем смотреть, как это слово писано». Нужно вначале познакомиться с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово обязательно должно прозвучать. Ученики должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно, а потом уже с помощью толкового словаря. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. К каким словарям мы на уроках русского языка и литературы обращаемся чаще всего? В каких случаях они приходят нам на помощь? Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С V класса начинаем систематически им пользоваться. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Пользоваться словарем можно разрешать во время любой классной работы (диктантов, изложений, сочинений). Умение пользоваться словарем – это уже показатель степени орфографической успешности. Приведу примеры заданий, которые могут быть даны учащимся. 1. Используя словарь, выберите 10 трудных в орфографическом отношении слов и расположите их в строгом алфавитном порядке. Экспедиция, терраса, оппозиция, иллюминация, транспарант, пессимизм, документ, агрессор, бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия. 2. Игра «Эстафета». Напиши правильно. Стюарде…а, гри …аса, инте…игенция, а…ликация, су…огат, а…улировать, ко…ерсант. 3. Выпишите из словаря 10 слов с приставками пре- и при- , в которых можно четко разграничить значения этих приставок. 4. Выпишите из словаря 10 наречий с приставкой по -, которые пишутся через дефис. (по-видимому, по-волчьи, по-русски) Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допустить ошибки в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частого обращения к словарю у учащихся тренируется зрительная память. Определить значение любого слова нам помогает толковый словарь. Пользуясь толковым словарем («Словарь русского языка» С.И.Ожегова, четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией М.С. Лапатухина и других), ученики могут узнать, как пишется и как произносится интересующее его слово, каковы его фонетические и морфологические признаки, какие грамматические формы ему свойственны, какие части речи от него образуются. Рассмотрим примеры, позволяющие наглядно представить построение словарных статьи. Милосердие – я, ср. Готовность помочь кому – нибудь, или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие. Нравственность – и, ж. Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение всех этих правил, поведение. Высокая нравственность. // прил. нравственный, -ая, -ое. Особо следует отметить, что школьный толковый словарь ценен не только как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку и литературе. Приведу несколько примеров возможных заданий. 1. Используя толковый словарь, выпишите значения слов «патриот», «милосердие», «нравственность». 2. Игра «Эрудит». Раскрой значение выделенных слов. Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г. Костомаров). 3. Диктант «Угадай словечко!» Учитель дает толкование, дети записывают само слово. 4. Лексический диктант. Учитель диктует слова, а ученики должны дать толкование. Кроме толкового и орфографического словаря, нам необходим на уроках также и словообразовательный словарь. В «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова слова размещены по гнездам. В необходимых случаях приводятся грамматические сведения о словах . На нескольких примерах покажем, каким образом, используя словарь А.Н.Тихонова, можно выработать у учеников навык подбора однокоренных слов. 1. Выясните по словарю, какой морфемой является конечный – ий в прилагательных лисий, синий, свежий. (лис - ий, син – ий, свеж - ий ) 2. Выясните по словарю, какие приставочные глаголы можно образовать от глагола писать. 3. От глагола жить образуйте три словарных гнезда. Правильность выполнения задания проверьте по словообразовательному словарю. Учащиеся сталкиваются с трудностями, а это заставляет их думать, анализировать. Опыт показывает, что необходимы на уроках русского языка и литературы орфоэпические словари («Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова, «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И.Аванесова и С.И. Ожегова, «Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой и другие). Для выработки и закрепления орфоэпических навыков у учащихся можно предложить такие задания. 1. Игра «Диктор». Расставь ударения, произнеси правильно. Диспансер, хаос, партер, договор, тефтели… . 2. Орфоэпический диктант: правильное произнесение записанных на доске слов. 3. Поставьте ударения в приводимых ниже словах и проверьте по словарю. Баловать, апостроф, камбала, еретик, коклюш, ломоть, ржаветь, позвонишь. Известно, что в словах иноязычного происхождения (кофе, алое, такси …) учащиеся часто ошибочно определяют род. И здесь может помочь «Школьный словарь иностранных слов» В.В. Одинцова, Г.П. Смолицкой и других. Он предназначен для учащихся старших классов. В него включены наиболее распространенные заимствования. Эти слова можно услышать по радио и телевидению, встретить в произведениях художественной литературы, которые изучаются в школе. Рекомендуемые задания. 1. Игра «Определи словарь!» «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром». 2. Найдите в словаре следующие заимствования и обратите внимание на их произношение: музей, турне, детектив, декада … . 3. Определите по словарю род существительных: ранчо, импресарио, алиби, жюри … . Большую помощь учащимся в овладении богатством русского языка могут оказать «Школьный словарь синонимов русского языка» , «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова. Умение пользоваться этими словарями формирует у учащихся стремление к самообразованию, воспитывает у них стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением и стилистической характеристикой. Возможны такие виды упражнений: 1. Игра «Кто быстрее?» Выпишите из словаря синонимы к словам доброта, совесть, любовь, авторитет и другие. 2. Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас. Можно вести учащимся личные тематические словари. Это небольшая записная книжечка, которую удобно хранить в учебнике, значит, она всегда будет под рукой. Использование такой книжечки приводит словарную работу в систему. Словари можно начать в 5 классе и продолжать его до 9 класса, дополняя начатые списки по темам. Такой словарь может принести ощутимую пользу и учителю, и ученикам: их можно повторять на уроках развития речи при подготовке к сочинениям. В 5-9 классах используем всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку. Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Всесторонний анализ слова - качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения. Во всех случаях - в ходе тренировочной работы или работы контрольной - учащимся следует предлагать вопросник, который одновременно может служить и планом ответа. Во время обучающих занятий вопросник полезно составлять совместно с учащимися. Только на самом высоком уровне работы, когда учитель рассчитывает получить обстоятельный ответ в виде рассказа о слове, вопросник, чтобы не сдерживать самостоятельности и инициативы учащихся, не предлагается. Выполнение заданий на разных этапах этой работы может быть устным и письменным (для письменного анализа требуется от 20 до 40 минут, поэтому такая работа проводиться часто не может). Для всестороннего анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении, Поэтому для такой цели лучше избирать слова самостоятельные, а не служебные. Перед тем, как предложить учащимся слово для разбора, его обязательно следует до урока всесторонне разобрать самому учителю . Всесторонний анализ слова является перспективным упражнением, помогающим систематически проверять материал программы, воспитывающим у детей более полное, “объёмно” представление о языке как системе систем. Много внимания уделяется формированию потребности и использования справочной литературы. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку. Поэтому словарная работа должна присутствовать на каждом уроке, являясь основным моментом в его структуре. МАСТЕР-КЛАСС ПО РАССКАЗУ М. ЗОЩЕНКО ,,БАНЯ" СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ-это ..лингвистический жанр, информирующий не только ослове,но и о разных видах языковых окружений слов-контекстных...деривационных,фразеологических,функциональных,,(Н.Ю. Шведова) ИДЕОЛОГИЯ-ЯЗЫК-ТЕКСТ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА основные на традиционной идеологические,соотносимые картине мира,вечных ценностях с временными истинами ,,БАНЯ,, М.ЗОЩЕНКО-РАССКАЗ-САМОРАЗОБЛАЧЕНИЕ, ДО ЧТЕНИЯ РАССКАЗА: -напишите ассоциации к слову ,,баня,, - составьте словарную статью к слову,,баня,, ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ РАССКАЗА: -напишите,какаие чувства вызвал у вас герой рассказа СРАВНЕНИЕ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ ИЗ В.И.ДАЛЯ И СЛОВАРЯ АН В 17тт 1950 г ПРОЦЕСС ВЫТЕСНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МОРАЛИ ФИКСИРУЕТСЯ В СЛОВАРЯХ,ИЗДАННЫХ ПОСЛЕ 1917гг( В ТОМ ЧИСЛЕ В ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4-Х тт ПОД РЕДАКЦИЕЙ Д. УШАКОВА.1-ое изд.1935 г.) ВЫЯВЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ: -Какое единственное определение,какой эпитет к слову ,,человек,, есть в рассказе М.Зощенко? М.ЗОЩЕНКО: -Ялюблю человека,и хочется мне,чтобы человек был чаще ЧЕЛОВЕКОМ. -Мы привыкли!Что может быть пошлее этого?Пошлее этого сама пошлость (Записи 1917-21 гг)

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»