Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие речи на уроках русского языка и литературы

Смирнова Татьяна Николаевна

Возникшая на переломе исторического развития страны тенденция к гуманизации образования определяется развитием образования. Субъектом гуманизации в равной степени могут считаться как учитель, так и предмет содержания. С точки зрения предметного содержания, важным представляется возможность установления взаимосвязей родственных предметов. Такая взаимосвязь облегчает понимание структуры изучаемого предмета и глубокого проникновения в суть изучаемого. Платон сказал: «Душа не может видеть прекрасного до тех пор, пока сама не будет прекрасной и божественной. Выполнить столь высокую задачу возможно только в соприкосновении с прекрасным. И начинать необходимо со Слова. Учить хорошо, кропотливо, со вкусом, красиво: учить бережному отношению к Слову, учить играть им, как письменным, так и устным». Добиться этого можно только при умелом обращении со Словом, что должно обрабатываться на практических занятиях по русскому языку и литературе. Вот почему развитие речи необходимо на уроках и русского языка и литературы.

Развитие речи -  большая и сложная область методики родного языка, т.к. касается речи человека, соотносится с предметом литературы и служит задачам развития речи учащихся.

 

Язык  - это средство общения.

Речь - «те же самые средства в действии».

 

Развитие речи на уроках русского языка и литературы способствует овладению учеником языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а так же умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условии общения. Основными задачами развития речи являются:

 

  • формирование правильной речи учащегося
  • формирование навыков хорошей (богатой) коммуникативно — целесообразной речи

 

Дети, на уроках развития речи, должны не только обнаруживать и размечать языковые единицы, но и умело пользоваться соответствующими языковыми средствами. Важно, например, прибегать к межпредметным связям. Когда при изучении односоставных предложений, дается учащимся задание найти и выписать определение личности предложения из стихотворения А.С. Пушкина. Индивидуальные задания: найти в стихах, дневниковых записях писателей, поэтов (Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Ю. Олеши и др.) назывные предложения, определить их роль в тексте.

Кроме того, немаловажную роль играет на уроках развития речи написание сочинений — миниатюр по данному началу, с использованием, где это целесообразно, однососставных предложений.

 

Первый снег! Сколько чувств вызывает он!

Или:

  • Найти в стихотворении А.С. Пушкина по три предложения, в которых используются обращения :  с положительной оценкой героя или предмета
  • с отрицательной оценкой героя или предмета

 

Добиться точной, выразительной речи можно лишь при одном условии, если говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и  того же смысла, если речь его достаточно богата. Для этого необходимы и употребление большого объема активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкции. Так для учащихся 8-х классов необходимо использовать сложные предложения и сложные с обособленными членами. В 7-м классе учащиеся должны уметь распространять простые предложения, входящие в состав сложного, причастным и деепричастным оборотами.

Наш литературный язык неоднороден. В нем складываются и обособляются устойчивые речевые разновидности, каждые из которых обслуживают определенную сферу человеческого общения.

Урок развития речи — урок творчества. На таком уроке должна проявиться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности. Несомненно, такая работа способствует выработке у учащихся знаний, умений и навыков.

Урок русского языка, пожалуй, как никакой другой открывает возможности для связи с другими предметами, особенно на уроках развития речи.

 

Вот почему на этих уроках мы можем использовать разные виды творческих работ, это:

 

  1. Сочинения — этюды, в которых учащиеся пишут о природе, о своем городе, своей школе, прибегая, если это необходимо, к использованию краеведческого материала. Так при описании русской матрешки школьники узнают о русских народных промыслах, особенностях быта, в словаре Даля ищут объяснение словам (Матрена-Матрешка). Особую роль в методике сочинений-этюдов играет наглядность, которая служит объектом наблюдения.
  2. Творческие диктанты. Когда, например, при повторении глаголов можно использовать творческий диктант с задачей заменить формы  гл. I-я ед.ч. формами множественного числа. Этот диктант позволит закрепить правописание Е и И в личн. оконч. глаг.
  3. Словарный диктант «Кто больше запомнит?»

Учитель читает один и больше раз, но не повторяет цепочку, например, из трех слов. Затем делает паузу, дети записывают, что запомнили.

  1. Очень необходимо на уроках развития речи работать по картине. Можно описать портрет кого-то или пейзаж. Этот вид работы позволяет учащимся заинтересоваться художником, узнать о нем что-то новое, обратить внимание на его мастерство.
  2. Изложение с грамматическими заданиями, которые дают возможность проверить насколько они умеют логично и последовательно излагать материал, использовать изобразительно-выразительные средства рассказа или отрывка, высказать свое отношение к описываемым событиям, поступкам героев, как умеют использовать тот или иной грамматический материал в практической работе.

 

Поэтому необходимо на уроках русского языка наблюдать над стилистической окраской языковых средств. Стилистический анализ текста является один из наиболее распространенных видов упражнений по стилистике. Основной целью стилистического анализа текста является установление связей-зависимостей между предложенным для анализа текстом и типовой (стилистически значимой) ситуацией общения. Анализ может быть полным или частичным. Полный анализ проводиться по плану:

 

  1. Охарактеризовать ситуацию общения, в которой текст может использоваться
  2. Назвать основные стилевые черты
  3. Указать языковые средства, с помощью которых в данном тексте раскрываются стилевые черты
  4. Сделать вывод: к какому стилю относится данный текст

 

Часто на уроках развития речи применяются игровые моменты. Например:

 

 

  1. Что означают слова: епископ, темпера, дилижанс
  2. Напиши как можно больше слов, в которых встречается УСТ (устрица, хруст...)
  3. Подчеркните в ряду два слова, образованные одинаковым способом  (комиссионный, жаргонный, окаянный, подлинный, блинный).
  4. Напиши как можно больше одушевленных существительных, начинающихся на букву М (морж, моряк)
  5. Ребусы 5' наш (рисунок кита)' (пятнашки).
  6. Скороговорки: купи кипу книг и т.д.
  7. Сочинение стихов:

очищал                      Они трижды церковь очищал,

сплеча                                   Рубил врагов сплеча,

свалил                                   Двенадцать воинов свалил,

меча                           Ударами меча

и т.д.

 

Таким образом, уроки развития речи имеют большое значение в учебной работе школьников: умение правильно говорить, сжато излагать содержание текста, составлять план. У учащихся формируется оценочно-эмоциональное отношение к прочитанному, нравственные нормы (элементарные рассуждения о поведение людей и литературных героев, рассказы о себе, своих поступках), к научным знаниям (рассуждения типа «Для чего нужно знать грамматику») и т.п.

При этом на уроках развития речи воспитывается не только культура чувств, но и умением словесно выразить свое отношение к тому, о чем идет речь. Поэтому учитель должен помочь детям разобраться в эмоциях, помочь выразить им свои чувства и научить применять правила, уметь делать вывод из правил и обобщать.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»