Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
(
с технологической картой)

Глагол как часть речи

Кузнецова Юлия Владиславовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 189 «Шанс»

ПЛАН УРОКА

Тема урока: «Глагол как часть речи»

Предмет: Русский язык

Класс: 5А

Тип урока: Комбинированный урок

Технология: Урок  в системе деятельностного подхода

Учебник: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Е.А. Быстровой. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово», 2013

Цель: Создать условия для формирования УУД   при изучении темы «Глагол как часть речи»:

- познавательные УУД: смысловое чтение; формулирование познавательной цели; анализ с целью выделения существенных признаков;

- коммуникативные УУД: планирование, управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий); умение с достаточной точностью выражать свои мысли;

- регулятивные УУД: целеполагание, контроль (в форме сличения способа действия и его результата с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

Личностные УУД: самоопределение (мотивация учения).

Учитель: Кузнецова Юлия Владиславовна

ГБОУ СОШ № 189  «Шанс» Центрального района

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вводно- мотивационный

 

 

1) Орг. момент

Создание мотивации  для работы на уроке

 

2) Введение в тему

Предлагает работу со стихотворением

Работа со стихотворением, определение темы урока

3) Целеполагание

Задаёт вопрос о целях изучения темы «Глагол»

Формулируют цели

2.Технологический

 

 

1) Актуализация знаний по теме «Глагол»

Проведение беседы

Участие в беседе

2) Работа с карточками

Наблюдение за работой с карточками

Работа с карточками

3) Работа в парах (взаимопроверка)

Организация работы в парах по взаимопроверке

Работа в парах. Взаимопроверка.

4) Словарная работа

Организация словарной работы

Пояснение значений слов

5) «Рисуем» глаголами

Организация творческой деятельности  учащихся

Творческая деятельность

6) Обобщение

Составление вопросов по обобщению наблюдений

Обобщение наблюдений

7) Выполнение упражнения

Организация работы с учебником

Работа над упражнением учебника

8) Обобщение

Создание ситуации для наблюдения и обобщения

Наблюдение и обобщение

9) Распределительный диктант

Проведение распределительного диктанта

Написание  распределительного  диктанта

3 Рефлексивный

 

 

1) Рефлексия

Организация рефлексивной деятельности уч-ся

Рефлексивная деятельность

2) Домашнее задание

Комментарий к домашнему заданию.

Выбор индивидуального домашнего задания

 

 

 

 

 

Предмет: русский язык

Класс: 5А

Учебное задание

Формируемые УУД

Вводно- мотивационный этап урока

1. Определите по стихотворению тему урока

Познавательное УУД (общеучебные): формулирование познавательной цели Познавательное УУД (общеучебное):

смысловое чтение.

2. Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, зачем нужно изучать глагол?»

Регулятивное  УУД (целеполагание): постановка учебных задач.

Коммуникативное  УУД; умение с достаточной точностью выражать свои мысли;

Личностное  УУД (самоопределение): мотивация учения.

 

Технологический этап урока

1. Ответ на вопрос: «Что нам известно о глаголе»?

Коммуникативное  УУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Познавательное УУД (общеучебное): структурирование информации

2. Прочитайте группы слов  в карточках для индивидуальной работы. Подчеркните двумя чертами глаголы.

Познавательное УУД (логическое): анализ с целью выделения существенных признаков.

 

3. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и, пользуясь листами взаимопроверки, проверьте его работу.

Регулятивное УУД:  контроль (в форме сличения способа действия и его результата с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона). Коммуникативное УУД : воспитание критического отношения к своей деятельности

4. Поясните, как вы понимаете значения слов «энергичен»,  «многолик»?

Познавательное УУД (логическое): выделение существенных признаков объектов и явлений.

5. Нарисуйте картину словами.

Познавательное УУД (действия постановки и решения проблем): создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД; умение с достаточной точностью выражать свои мысли; умение вносить вклад в совместные действия.

6. Сделайте вывод: что умеет делать глагол?

Познавательные УУД (логические): умение обобщать и называть существенные признаки объектов и явлений.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

7. Выполните упражнение учебника (по вариантам)

Познавательное УУД: поиск информации в разных источниках.

8. Сделайте вывод: что ещё умеет делать глагол?

Познавательные УУД (логические): умение обобщать и называть существенные признаки объектов и явлений.

Коммуникативные УУД; умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

9. Напишите распределительный диктант.

Познавательные УУД (логическое): умение выделять существенные характеристики предмета и представлять в знаковой форме.

10. Выполните самопроверку. Поставьте себе оценку.

Регулятивное УУД: обучение способам самопроверки

11. Оцените свою деятельность на уроке

Регулятивное УУД (оценка):  оценка качества своей деятельности на уроке

12. Выберите домашнее задание.

Личностное УУД (самоопределение): мотивация учения.

 

 

 

 

Ход урока

Цель: Создать условия для формирования УУД   при изучении темы «Глагол как часть речи»:

- познавательных УУД: смысловое чтение; формулирование познавательной цели; анализ с целью выделения существенных признаков;

- коммуникативных УУД: планирование, управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий); умение с достаточной точностью выражать свои мысли;

- регулятивных УУД: целеполагание, контроль (в форме сличения способа действия и его результата с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

Личностных УУД: самоопределение (мотивация учения).

  1. Вводно-мотивационный этап урока.

1)Организационный момент.

Записать число  и слова «классная работа». Тему урока пока не записываем.

2)Введение в тему, целеполагание.

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами вживались в волшебные слова – прилагательные, а теперь настало время вплот­ную заняться другой интересной частью речи...

На доске записано небольшое стихотворение.

Он энергичен, многолик,

……….., он действовать привык!

Прочитайте эти строки про себя. Здесь пропущено название той самой части речи, которую мы будем изучать сегодня.  Какое слово пропущено?

Уч-ся: Пропущено слово «глагол».

Учитель: Прочитаем стихотворение.

(Ученик выразительно читает)

Какие слова помогли вам догадаться, что речь идёт именно о глаголе?

энергичен», «действовать»)

Учитель: Вы правы, тема урока – глагол. Записываем: «Глагол как часть речи».

Учитель. Как вы думаете, зачем нужно изучать глагол?

(Для того чтобы знать эту часть речи, чтобы уметь её правильно писать, чтобы правильно произносить глаголы, употреблять в речи, верно строить предложения, творить…)

Практически вы сами сейчас сформулировали те цели, которые мы ставим перед собой. Знать отличительные черты глагола как части речи, уметь отличать его от других частей речи, правильно писать глаголы и уметь использовать их в устной и письменной речи, что совершенно необходимо для творчества.

2. Технологический этап урока

1)Актуализация знаний по теме «Глагол»

Учитель: Что же нам известно о глаголе?

Уч-ся: Это часть речи. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Обозначает действие предмета. Изменяется по временам, в настоящем времени - по лицам и числам, в прошедшем – по родам и числам. В предложении  является сказуемым.

2) Работа с карточками  с последующей взаимопроверкой

Учитель: Перед вами на столе лежат карточки. Переверните их. Давайте внимательно прочитаем задание.

Задание №1. Прочитайте. Подчеркните двумя чертами только глаголы.

I вариант

Образец. Смешной, смешить, смех, смешно — (что делать?) смешить.

Зелёный, зелень, зелено, зеленеть; крик, кричать, крикливый; салют, салютовать; чтение, читать, читатель, читательский; белый, белизна, белеть; слава, славить, славный, славится; улыбка, улыбаться, улыбчивый.

Задание №1. Прочитайте. Подчеркните двумя чертами только глаголы.

II вариант

Образец. Смешной, смешить, смех, смешно — (что делать?) смешить.

Желтый, желтеть, желтизна; солёный, соль, солить; пена, пенный, пениться; мороз, морозный, морозить, морозно; здоровый, здоровье, здороветь; молодость, мо­лодой, молодеть; движение, двигаться, двигатель, двигается.

Учитель: Закончили работу.

Как вы думаете, почему мы подчёркивали глаголы именно двумя чертами?

Уч-ся: (В предложении глаголы являются сказуемыми)

Учитель: Перед вами лежат карточки для взаимопроверки. Переверните их. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его работу.

Лист взаимопроверки

I вариант

Зеленеть, кричать, салютовать, читать, белеть, славить, славится, улыбаться.

II вариант

Желтеть, солить, пениться, морозить, здороветь, молодеть, двигаться, двигается.

Учитель: Вернёмся к стихотворению, с которого мы начали урок.  Почему в стихотворении о глаголе сказано: «энергичен»? Что значит это слово? Как вы понимаете слово «многолик»? (словарная работа)

Энергичен – краткая форма от «энергичный» - деятельный, очень активный.

Многолик – краткая форма от многоликий – «много лиц»

1) состоящий из множества разнообразных лиц (о скоплении людей, толпе);

2) разнообразный, многообразный

 

Давайте попробуем убедиться в том, что глагол действительно «энергичен» и «многолик». Представим себе, что мы художники, только рисовать мы будем словами. Нашу воображаемую картину мы озвучим глаголами и посмотрим, действительно ли они так энергичны и  многолики, как утверждает  поэт?

Итак, на нашей воображаемой картине изображена река.

Подберите к этому существительному яркие, интересные глаголы. Что делает река?

Река разлилась, захватила (берега), плещет, несет, си­неет.

Учитель: Постарайтесь придумать такие глаголы, чтобы ваша река не была похожа ни на чью другую.

Учитель называет существительное, дети приду­мывают яркие, экспрессивные глаголы, затем по просьбе учителя «озвучивают» их.

Учитель: Добавьте к уже записанным самые интересные глаголы из услышанных. Когда я буду проверять ваши тетради, обязательно посмотрю, кто действительно записал самые лучшие, необычные, интересные глаголы. Они  на следующем уроке получат приз.

Деревья качаются, трепещут, гнутся, жмутся (друг к другу).

Ветер буйствует, ярится,

Парусники снуют, белеют, идут, борются (с волнами), мелькают, купаются (как уточки).

 

Учитель: Как вы думаете, что ещё может быть изображено на этой картине? А может быть, кто? Давайте добавим в эту картину человека, который на всё это смотрит. Как вы думаете, кто это может быть?  Придумайте  существительное сами. Запишите его и «дорисуйте» изображение глаголами.

Художник (ребёнок, путешественник, рыбак и т.д.) мечтает, мыслит (философски), наслаждает­ся, воображает, радуется.

(Работа должна быть искрометной, интересной; де­ти могут приводить словосочетания, чтобы прояснить смысл глагола, но пишем без зависимых слов, остав­ляя их «за кадром». На каждый описываемый пред­мет вызываем к доске ученика, ибо это не что иное, как словарная работа, детские глаголы «перемежа­ем» со своими, интересными с точки зрения правопи­сания).

Давайте сделаем вывод: что же умеет делать глагол?

Он умеет:

—называть действие предметов и умственную и творческую деятельность человека;

—характеризовать внутреннее состояние чело­века;

—передавать цвет;

Учитель: Прав был поэт, утверждая, что глагол «многолик»?

Уч-ся: (да)

Учитель: Но, оказывается, это не всё, что умеет делать глагол. Красками трудно передать звуки леса, реки, ветра. В нашем тексте деревья……., а ведь они могут ещё шуметь, шелестеть, шептать…

Давайте обратимся к упражнению № 282 на стр. 201. Оно поможет нам понять, что ещё может делать глагол. Выполнять его будем по вариантам.

I вариант – предложения на стр. 201

II вариант - предложения  на стр. 202

Учащиеся записывают в тетрадь № упражнения, читают задание, выписывают глаголы, которые передают звуки, дополняют их своими примерами:

I вариант: Петь, кричит, курлыкают, трубят, ухает, хохочут,

II вариант: Воркуют, захлопает, трещит, выбивает, блеет, …

Учитель: Что же ещё умеет  делать глагол?

Уч-ся: Глагол может передавать звуки.

Учитель: Сейчас я попрошу вас начертить таблицу – 3 столбика, 6 строчек вниз. Один столбик будет посвящён окружающему нас миру, два – человеку.

 

Состояние природы

Внутреннее (эмоциональное) состояние человека

Мыслительные процессы

темнеет

скучать

мыслить

смеркается

смеяться

размышлять

светает

радоваться

соображать

потеплело

сострадать

думать

Учитель: диктует глаголы: темнеет, мыслить, смеркается, размышлять, соображать, скучать,  смеяться, светает, думать, потеплело, радоваться, сострадать.

Устная проверка. Самопроверка. Поставьте себе оценку: нет ошибок –«5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки  -«3».

3.Рефлексивный  этап урока.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке нам с вами удалось многое успеть (………………………………….) Я попрошу вас записать несколько глаголов (можно словосочетаний глаг.  + сущ.), из которых мы с вами потом составим коллективный портрет урока. Вы можете написать о том, что вы делали, или отразить своё внутреннее эмоциональное состояние. Из ваших глаголов составится портрет урока.

Учащиеся записывают по три глагола в карточку.

Сегодня на уроке я _____________________;

_____________________________________  ;

______________________________________._______________

Учитель комментирует домашнее задание.

Учитель. Выходя из класса, разместите ваши глаголы на доске с помощью магнитов – и портрет нашего урока будет готов. На этом наш урок окончен.

Приложение 1.

Задание №1. Прочитайте. Подчеркните двумя чертами только глаголы.

I вариант

Образец. Смешной, смешить, смех, смешно — (что делать?) смешить.

Зелёный, зелень, зелено, зеленеть; крик, кричать, крикливый; салют, салютовать; чтение, читать, читатель, читательский; белый, белизна, белеть; слава, славить, славный, славится; улыбка, улыбаться, улыбчивый.

Задание №1. Прочитайте. Подчеркните двумя чертами только глаголы.

II вариант

Образец. Смешной, смешить, смех, смешно — (что делать?) смешить.

Желтый, желтеть, желтизна; солёный, соль, солить; пена, пенный, пениться; мороз, морозный, морозить, морозно; здоровый, здоровье, здороветь; молодость, мо­лодой, молодеть; движение, двигаться, двигатель, двигается.

Приложение 2.

 

Лист взаимопроверки

I вариант

Зеленеть, кричать, салютовать, читать, белеть, славить, славится, улыбаться.

II вариант

Желтеть, солить, пениться, морозить, здороветь, молодеть, двигаться, двигается.

 

Приложение 3 (рефлексия)

Сегодня на уроке я __________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Домашнее задание

1. Обязательно: параграф 35; рассказ о глаголе как о части речи по составленному вами плану.

2. По выбору:

1) упр. 280 (письменно), упр. 279 (устно) – по учебнику

2) или придумать свою картину и описать её с помощью глаголов,

3) или выполнить (письменно) любые два задания из приведённых ниже.

Задание 1. Где суффикс -ся является излишним?

Запомните: дети  ИГРАЮТ (друг с дру­гом, с чем-либо, во что-либо...)

1. Этот концерт играется «в четыре руки». 2. Эта пьеса игра­ется впервые. 3. Девочка играет­ся с куклой. 4. «Анна Сергеевна, мы с мальчишками не хотим иг­раться: они шишками кидаются!» — «Не надо ссориться, дети, иг­райтесь дружно!» 5. Внимание, разыгрывается главный приз! 6. В эту игру играются вдвоем или вчетвером.

Задание 2.

1) Поставьте глаголы в начальную форму.

И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

(Е. Баратынский)

2)У какого из этих глаголов есть и другая форма настоящего времени? В чем их различие?

Задание 3.

Где допущены ошибки?

1. Душа его жаждет славы. — Он жаждает бурь и при­ключений. 2. Над нами не каплет! — С потолка капает вода. 3. Я сознаю свои слабые стороны. — Он сознавает свои ошиб­ки. 4. Мерно колеблется маятник стенных часов. — Она все еще колебается в выборе. 5. Что движет солнцем и звездами? — Кто это в час ночи двигает мебель в квартире наверху?6. Сколько денег тебе потребуется? — Сколько времени на это требовается?

Задание 4.

Поставьте глаголы в форму 1-ого лица единст­венного числа. Везде ли это возможно?

Зависеть, висеть, дерзить, очутиться, чудить, пронзить, ощутить, скользить.

Задание 5

Из-за ошибки в какой форме глагола стихотво­рение становится объектом пародии? Заметили ли бы вы эту ошибку сами?

Мольба

Приедь! Это просто и близко...

Приедь! Это нужно теперь...

(Р. Заславский)

Пародия на стихотворение «Мольба»:

Приедь, умоляю, приехай!

А то — самолетом прилеть,

Чтоб нам не являлась помехой

Какая-нибудь гололедь.

Иль запросто, без церемоний,

Ты вещи покладь в саквояж

И в поезде, в спальном вагоне,

На полку мечтательно ляжь.

А то плывь ко мне пароходом,

Причалу рукой помахай.

А нету доверия к водам —

Сюда на Пегасе скакай.

Приедь, ты не станешь обузой!

Приедь, я зальюсь, как щегол!

Приедь, долгожданная муза,

уж стынет мой жгучий глагол...

(Н. Палин)

Задание 6.

Учитель при­шел устраиваться на рабо­ту в  гимназию.

— А сколько у вас пло­тят? — спросил  он  дирек­тора.

— Извините,   вы   нам не подойдете,— был ответ.

В чем причина отказа директора?

Задание 7.

Знакома  ли  вам  эта  группа  слов?  Сравните, сделайте вывод и впишите последнее слово:

Брать — брал — беру, отодрать — отодрал — отдеру, замереть — замер — замру,

запереть — запер — запру,  вытереть — вытер — ...

Задание 8.

Вопросы   «на  засыпочку»:

  1. Можно ли одержать большие успехи в изу­чении русского языка?
  2. Можно ли проявить хорошие результаты на контрольной работе?

3.   Можно ли показать хорошие результаты в беге на 100 м?

4.  Можно ли показать успехи в изучении математики?

5.  Можно ли становить учеников парами?

6.  Можно ли ставить ученикам «пары»?

7.  Может ли художник отобразить красоту русской зимы?

8.   Может ли берёзка отобразиться в зеркале пруда?

9.   Можно ли вспрыскивать больному сыворотку?

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»