Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Рабочая программа по русскому языку
для учащихся 8 класса

Корнеева Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназия 171 Центрального района Санкт-Петербурга

                                                                  

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 8 классасоставлена на основеследующих нормативно-правовых документов:

  1. Государственный образовательный стандарт(начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по русскому языку, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Обязательный  минимум содержанияосновного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).
  3. ЗаконРоссийской Федерации «Об образовании».
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.
  5. Учебный планГБОУ Гимназии № 171 на 2013/2014 учебный год.
  6. Авторская программа(основного общего образования) по русскому языку:

примерная программа общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.

Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов в год из расчета 4 учебных часов в неделю в соответствии с учебным планом ГБОУ Гимназии № 171.  Уровень программы - расширенная, классификация – модифицированная. По сравнению с авторской программой М. М. Разумовской и  др., рассчитанной на 3 учебных часа в неделю, в данной рабочей программе количество учебных часов увеличено на 1 учебный час в неделю в соответствии с учебным планом ГБОУ Гимназии № 171 на 2013/2014 учебный год. Дополнительные часы отведены на изучение следующих учебных разделов: «Повторение изученного в начале и конце года», «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Обособление согласованных/несогласованных  определенийи приложений», «Обособление уточняющих членов предложения», уроки развития речи. Внесение данных корректив обусловлено тем, что традиционно учащимися труднее усваиваются вышеперечисленные темы, а также тем, что данные темы вынесены как основные при проведении Государственной итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции гуманитарного образования.

Цели и задачи учебного курса:  

·        воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

·         воспитание интереса и любви к русскому языку;повышение интереса учащихся к предмету у ребят, используя как традиционные, так и нетрадиционные уроки,  через различные формы внеклассной работы

·        формированиеи совершенствование речевых умений и навыков учащихся: овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;

·         обогащениесловарного запаса и грамматического строя речи учащихся; связное изложение мыслей в устной и письменной форме;

·         формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

·         развитиеумений работать с текстом, со справочной литературой, словарями.

·        организацияработы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;

·        формированиенавыков грамотного письма;

·        формирование следующих общеучебных компетенций:

языковаяи лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

коммуникативная компетенция– овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;

культуроведческая компетенция– осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

·      развитие общеучебных умений и навыков:

коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его  мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

При изучении курса русского языка используются такие формы и методы работы, как практические и самостоятельные работы обучающихся (домашние и классные, индивидуальные и групповые), направленные на формирование навыков поисковой и самостоятельной познавательной деятельности, на развитие грамотности устной и письменной речи; выработку орфографической зоркости обучающихся. Учебные задания составляются в соответствии с основными положениями личностно-ориентированного подхода к обучению. Используемые в практических и самостоятельных работах поисковые методы, разноуровневые задания позволяют развивать у учащихся навыки поиска и отбора необходимой информации с помощью ИКТ, навыки анализа отобранной информации и ее обработки и синтеза в форме таблиц, схем, аналитического обобщения.

Основными формами контроля знаний обучающихся являются: контрольные и словарные диктанты, самодиктанты, самостоятельные работы, тесты, практикумы по орфографии и пунктуации, написание сочинений и изложений.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

                                                                                                                                               

Программа: М. М. Разумовская. Русский язык. 5 – 9 классы

Учебник: М. М. Разумовская. Русский язык.  Учебник для  8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

Дополнительные дидактические материалы:

Богданова Г.А. Русский язык. Рабочая тетрадь для 8 класса: В 2 ч. – М., 2013.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М., 2012.

Егораева Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику С.Г. Бархударова и Л.А. Тростенцовой.  8 класс. – М., 2011.

Русский язык. Тематический контроль: Рабочая тетрадь. 8 класс / Под ред. Цыбулько И.П. – М.,                                                                                                      2013.

Учебно-тематический план

 

 

МОДУЛЬ

 

ТЕМА

 

Всего

часов

Из них

 

РР

контроль

КД

КР

Введение

Русский язык в семье славянских языков.

2

 

 

 

 

Повторение

изученного

в V-VII классах

Пунктуация и орфография

10

2

1

1

Основные единицы синтаксиса

Словосочетание

4

1

 

 

Простое предложение

6

3

 

 

Двусоставные

Предложения

Главные члены предложения

10

2

 

2

Второстепенные члены предложения

10

2

1

1

Односоставные предложения

Синтаксис и пунктуация односоставного  предложения

14

2

1

1

Неполные предложения

Синтаксис неполного предложения

2

 

 

 

Простое

осложнённое

предложение

Однородные члены предложения

18

4

1

2

Обособленные члены предложения

24

4

2

3

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение

4

 

1

 

Вводные и вставные конструкции

8

4

1

 

Способы передачи прямой речи на письме

8

2

1

1

 

Повторение и

систематизация

изученного

в VIII классе

 

10

2

1

1

 

Резервные уроки

 

10

 

 

 

 

 

ИТОГО

140

28

10

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

МОДУЛЬ

 

ТЕМА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Форма контроля

Тема

Введение

Русский язык в семье славянских языков.

 

 

Повторение изученного в V-VII классах

 

 

 

Основные

единицы

синтаксиса.

Словосочетание

 

Текст как  единица синтаксиса

Текст. Комплексный анализ текста

Простое предложение

 

 

С-1

Стили и типы речи. Особенности описания памятника культуры

Сочинение-описание памятника культуры.

 

 

Двусоставные

предложения

Главные члены предложения

 

И-1

Приемы и формы сжатия текста.

Сжатое изложение.

Второстепенные

члены предложения

С-2

Сочинение на лингвистическую тему

Односоставные

предложения

Синтаксис и пунктуация

односоставного  предложения

 

 

С-3

Употребление о/л и н/л  предложений в речи.

Рассуждение как тип речи Подготовка к сочинению-рассуждению.

Простое

осложнённое

предложение

Однородные

члены предложения

С-4

С-5

Сочинение на лингвистическую тему.

Сочинение-рассуждение  о достопримечательностях Санкт-Петербурга «Люблю тебя, Петра творенье!»

 Обособленные члены

предложения

 

И-2

Рассуждение как тип речи.

Сжатое изложение текста публицистического характера

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение

С-6

Сочинение на лингвистическую тему

Вводные и

вставные конструкции

И-3

 

Подробное изложение публицистического характера

Чужая речь

И-4

Способы передачи чужой речи на письме. Перевод прямой речи в косвенную.

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

И-5

Итоговое сжатое изложение

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА VIII класса

 

Русский язык в семье славянских языков.

 

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО  в V - VII КЛАССАХ.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Словосочетание

I. Повторение пройденного о словосочетании  в V классе

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.

Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложение.

III. Описание архитектурных памятников  как вид текста. Структура текста, его языковые особенности.

 

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения

I. Подлежащее. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего.

Сказуемое. Повторение пройденного о сказуемом. Способы выражения сказуемого.Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая  роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности..

Второстепенные члены предложения

I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения.

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

Приложение как разновидность определения: знаки препинания при приложении.

Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия,  уступительное).

Сравнительный оборот, знаки препинания при нём.

II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III. Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края.

 

Простые односоставные предложения

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с одним главным членом сказуемым (определённо–личные, неопределённо–личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться   двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

III. Рассказ на свободную тему.

 

Неполные предложения

I. Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения

I. Повторение изученного об однородных членах предложения. 

Однородные члены, связанные сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.

Однородные и неоднородные определения.  Ряды однородных членов предложения.  Разделительные знаки препинания между однородными членами.

Обобщающие слова при однородных  членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членов предложения. 

III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера)

.

Обращения, вводные слова и междометия

I. Обращение. Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки при обращениях.

Вводные слова. Вводные предложения.  Вставные конструкции.

Междометия в предложении.

Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями.Умение пользоваться  в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

 

Обособленные члены предложения

I. Понятие об обособлении.

Обособленные определения и обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Уточнение как вид обособленного члена предложения.

Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих  членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

 

Прямая и косвенная речь

I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге.

Способы передачи чужой речи

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Косвенная речь.

Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять  прямую речь косвенной. 

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

 

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VIII КЛАССЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

по   РУССКОМУ ЯЗЫКУ   за курс VIII класса

 

I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих  понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II.К концу VIII класса учащиеся должны овладетьследующими умениями  и   навыками:

·        производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

·        составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (предложениями), обращениями;

·        пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

·        соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации

·        находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания;

·        обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

·        ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях;

По орфографии

·        находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;

·        правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи

·         определять тип и стиль текста;

·         подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников;

·         писать сочинения-описания и сочинения-рассуждения.

·         находить и исправлять стилистические ошибки.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Список литературы для учителя

1.       Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык. 8 класс:

2.           Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.

3.           М.: Дрофа, 2011.

4.        Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык. 8 класс.- М.: Просвещение, 2011.

5.       Богданова Г.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. – Ч. 1,2. – М.: Просвещение, 2011.

6.      Кроме того, учителем для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:

7.       Методические рекомендации к учебнику Русский язык 8 класс. Под редакцией М.М.Разумовской.   –М.: Дрофа, 2002.

8.      Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. –М.:Просвещение, 2007.                            

9.      Е.А.Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.:Экзамен, 2008.

10.  Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: Вако, 2005.

11.   О.А.Финтисова. Уроки русского языка в 8 классе. Поурочные планы. 1 и 2 часть. – Волгоград.: Учитель, 2007.

12.  Ассоциативный орфографический словарь. Практикум по русскому языку. 8 класс. – М.: Планета, 2011г.

13.  Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. 8 класс. – М.:

14.    Национальное образование, 2012г.

15.   Русский язык. ГИА. Экспресс-диагностика. 8 класс. – М.: Национальное образование, 2011г.

16.  Текучева И.В. Русский язык. Контрольные и проверочные работы. 8 класс. – М.: Экзамен, 2006.

17.    Горашова Н.Г. Тесты по русскому языку. 8 класс. – М.: Экзамен, 2006

 

 

Список литературы для учащихся

1.      Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – 7-е изд. – М., 2010.

2.      Богданова Г.А. Русский язык. Рабочая тетрадь для 8 класса: В 2 ч. – М., 2013.

3.      Русский язык. Тематический контроль: Рабочая тетрадь. 8 класс / Под ред. Цыбулько И.П. – М., 2013.

4.      Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык.  Учебник для  8 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2013.

 

 

 

Материально-техническое и

информационно-техническое обеспечение

Для реализации программы в распоряжении преподавателя имеются: компьютерные кабинеты, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, научно-методическая литература, информационные ресурсы Интернета.


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»