Методическая разработка
Рабочая программа по русскому языку
для учащихся 8 класса
Корнеева Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназия 171 Центрального района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 классасоставлена на основеследующих нормативно-правовых документов:
- Государственный образовательный стандарт(начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по русскому языку, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
- Обязательный минимум содержанияосновного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).
- ЗаконРоссийской Федерации «Об образовании».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.
- Учебный планГБОУ Гимназии № 171 на 2013/2014 учебный год.
- Авторская программа(основного общего образования) по русскому языку:
примерная программа общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов в год из расчета 4 учебных часов в неделю в соответствии с учебным планом ГБОУ Гимназии № 171. Уровень программы - расширенная, классификация – модифицированная. По сравнению с авторской программой М. М. Разумовской и др., рассчитанной на 3 учебных часа в неделю, в данной рабочей программе количество учебных часов увеличено на 1 учебный час в неделю в соответствии с учебным планом ГБОУ Гимназии № 171 на 2013/2014 учебный год. Дополнительные часы отведены на изучение следующих учебных разделов: «Повторение изученного в начале и конце года», «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Обособление согласованных/несогласованных определенийи приложений», «Обособление уточняющих членов предложения», уроки развития речи. Внесение данных корректив обусловлено тем, что традиционно учащимися труднее усваиваются вышеперечисленные темы, а также тем, что данные темы вынесены как основные при проведении Государственной итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции гуманитарного образования.
Цели и задачи учебного курса:
· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
· воспитание интереса и любви к русскому языку;повышение интереса учащихся к предмету у ребят, используя как традиционные, так и нетрадиционные уроки, через различные формы внеклассной работы
· формированиеи совершенствование речевых умений и навыков учащихся: овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
· обогащениесловарного запаса и грамматического строя речи учащихся; связное изложение мыслей в устной и письменной форме;
· формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
· развитиеумений работать с текстом, со справочной литературой, словарями.
· организацияработы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;
· формированиенавыков грамотного письма;
· формирование следующих общеучебных компетенций:
языковаяи лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
коммуникативная компетенция– овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
культуроведческая компетенция– осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
· развитие общеучебных умений и навыков:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
При изучении курса русского языка используются такие формы и методы работы, как практические и самостоятельные работы обучающихся (домашние и классные, индивидуальные и групповые), направленные на формирование навыков поисковой и самостоятельной познавательной деятельности, на развитие грамотности устной и письменной речи; выработку орфографической зоркости обучающихся. Учебные задания составляются в соответствии с основными положениями личностно-ориентированного подхода к обучению. Используемые в практических и самостоятельных работах поисковые методы, разноуровневые задания позволяют развивать у учащихся навыки поиска и отбора необходимой информации с помощью ИКТ, навыки анализа отобранной информации и ее обработки и синтеза в форме таблиц, схем, аналитического обобщения.
Основными формами контроля знаний обучающихся являются: контрольные и словарные диктанты, самодиктанты, самостоятельные работы, тесты, практикумы по орфографии и пунктуации, написание сочинений и изложений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Программа: М. М. Разумовская. Русский язык. 5 – 9 классы
Учебник: М. М. Разумовская. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Дополнительные дидактические материалы:
Богданова Г.А. Русский язык. Рабочая тетрадь для 8 класса: В 2 ч. – М., 2013.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М., 2012.
Егораева Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику С.Г. Бархударова и Л.А. Тростенцовой. 8 класс. – М., 2011.
Русский язык. Тематический контроль: Рабочая тетрадь. 8 класс / Под ред. Цыбулько И.П. – М., 2013.
Учебно-тематический план
МОДУЛЬ |
ТЕМА |
Всего часов |
Из них |
|||
РР |
контроль |
|||||
КД |
КР |
|||||
Введение |
Русский язык в семье славянских языков. |
2 |
|
|
|
|
|
Повторение изученного в V-VII классах |
Пунктуация и орфография |
10 |
2 |
1 |
1 |
Основные единицы синтаксиса |
Словосочетание |
4 |
1 |
|
|
|
Простое предложение |
6 |
3 |
|
|
||
Двусоставные Предложения |
Главные члены предложения |
10 |
2 |
|
2 |
|
Второстепенные члены предложения |
10 |
2 |
1 |
1 |
||
Односоставные предложения |
Синтаксис и пунктуация односоставного предложения |
14 |
2 |
1 |
1 |
|
Неполные предложения |
Синтаксис неполного предложения |
2 |
|
|
|
|
Простое осложнённое предложение |
Однородные члены предложения |
18 |
4 |
1 |
2 |
|
Обособленные члены предложения |
24 |
4 |
2 |
3 |
||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения |
Обращение |
4 |
|
1 |
|
|
Вводные и вставные конструкции |
8 |
4 |
1 |
|
||
Способы передачи прямой речи на письме |
8 |
2 |
1 |
1 |
||
|
Повторение и систематизация изученного в VIII классе |
|
10 |
2 |
1 |
1 |
|
Резервные уроки |
|
10 |
|
|
|
|
|
ИТОГО |
140 |
28 |
10 |
12 |
УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
МОДУЛЬ |
ТЕМА |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ |
|
Форма контроля |
Тема |
||
Введение |
Русский язык в семье славянских языков. |
|
|
Повторение изученного в V-VII классах |
|
|
|
Основные единицы синтаксиса. |
Словосочетание |
|
Текст как единица синтаксиса Текст. Комплексный анализ текста |
Простое предложение |
С-1 |
Стили и типы речи. Особенности описания памятника культуры Сочинение-описание памятника культуры. |
|
Двусоставные предложения |
Главные члены предложения |
И-1 |
Приемы и формы сжатия текста. Сжатое изложение. |
Второстепенные члены предложения |
С-2 |
Сочинение на лингвистическую тему |
|
Односоставные предложения |
Синтаксис и пунктуация односоставного предложения |
С-3 |
Употребление о/л и н/л предложений в речи. Рассуждение как тип речи Подготовка к сочинению-рассуждению. |
Простое осложнённое предложение |
Однородные члены предложения |
С-4 С-5 |
Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение о достопримечательностях Санкт-Петербурга «Люблю тебя, Петра творенье!» |
Обособленные члены предложения |
И-2 |
Рассуждение как тип речи. Сжатое изложение текста публицистического характера |
|
Слова, грамматически не связанные с членами предложения |
Обращение |
С-6 |
Сочинение на лингвистическую тему |
Вводные и вставные конструкции |
И-3
|
Подробное изложение публицистического характера |
|
Чужая речь |
И-4 |
Способы передачи чужой речи на письме. Перевод прямой речи в косвенную. |
|
Повторение и систематизация изученного в VIII классе |
И-5 |
Итоговое сжатое изложение |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА VIII класса
Русский язык в семье славянских языков.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО в V - VII КЛАССАХ.
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Словосочетание
I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе
Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.
Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение
I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложение.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста. Структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения
I. Подлежащее. Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего.
Сказуемое. Повторение пройденного о сказуемом. Способы выражения сказуемого.Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности..
Второстепенные члены предложения
I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения.
Дополнение. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление).
Определение. Согласованное и несогласованное определение.
Приложение как разновидность определения: знаки препинания при приложении.
Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот, знаки препинания при нём.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с одним главным членом сказуемым (определённо–личные, неопределённо–личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения
I. Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
I. Повторение изученного об однородных членах предложения.
Однородные члены, связанные сочинительными союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.
Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами.
Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членов предложения.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера)
.
Обращения, вводные слова и междометия
I. Обращение. Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки при обращениях.
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции.
Междометия в предложении.
Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями.Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения
I. Понятие об обособлении.
Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Уточнение как вид обособленного члена предложения.
Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь
I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге.
Способы передачи чужой речи
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Косвенная речь.
Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VIII КЛАССЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ за курс VIII класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VIII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II.К концу VIII класса учащиеся должны овладетьследующими умениями и навыками:
· производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
· составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (предложениями), обращениями;
· пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
· соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации
· находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания;
· обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
· ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях;
По орфографии
· находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;
· правильно писать изученные в VIII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи
· определять тип и стиль текста;
· подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников;
· писать сочинения-описания и сочинения-рассуждения.
· находить и исправлять стилистические ошибки.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Список литературы для учителя
1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык. 8 класс:
2. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
3. М.: Дрофа, 2011.
4. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык. 8 класс.- М.: Просвещение, 2011.
5. Богданова Г.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. – Ч. 1,2. – М.: Просвещение, 2011.
6. Кроме того, учителем для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:
7. Методические рекомендации к учебнику Русский язык 8 класс. Под редакцией М.М.Разумовской. –М.: Дрофа, 2002.
8. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. –М.:Просвещение, 2007.
9. Е.А.Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.:Экзамен, 2008.
10. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: Вако, 2005.
11. О.А.Финтисова. Уроки русского языка в 8 классе. Поурочные планы. 1 и 2 часть. – Волгоград.: Учитель, 2007.
12. Ассоциативный орфографический словарь. Практикум по русскому языку. 8 класс. – М.: Планета, 2011г.
13. Русский язык. Тематический контроль. Под редакцией И.П.Цыбулько. 8 класс. – М.:
14. Национальное образование, 2012г.
15. Русский язык. ГИА. Экспресс-диагностика. 8 класс. – М.: Национальное образование, 2011г.
16. Текучева И.В. Русский язык. Контрольные и проверочные работы. 8 класс. – М.: Экзамен, 2006.
17. Горашова Н.Г. Тесты по русскому языку. 8 класс. – М.: Экзамен, 2006
Список литературы для учащихся
1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – 7-е изд. – М., 2010.
2. Богданова Г.А. Русский язык. Рабочая тетрадь для 8 класса: В 2 ч. – М., 2013.
3. Русский язык. Тематический контроль: Рабочая тетрадь. 8 класс / Под ред. Цыбулько И.П. – М., 2013.
4. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2013.
Материально-техническое и
информационно-техническое обеспечение
Для реализации программы в распоряжении преподавателя имеются: компьютерные кабинеты, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, научно-методическая литература, информационные ресурсы Интернета.