Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обобщающий урок в 5 классе

Синтаксис и пунктуация

         

Кичатова Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ средняя школа №16
Василеостровского района Санкт-Петербурга

 

                                                                                                                                                 Знаки ставятся по силе разума.

                                                                                                                                                                            М.В. Ломоносов

             Цели урока: систематизировать знания детей по теме " Синтаксис и пунктуация", формировать практические знания по    теме,  развивать навыки анализа и синтеза, способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся, воспитывать  стремление  к индивидуальной  самореализации и чувство товарищества.

                                                                                                 Ход урока

              1. Организационный момент. Постановка темы и целей урока.

             Верная постановка знаков препинания требует не только хорошего знания правил синтаксиса и пунктуации, но и  проникновения в секреты их использования. Тема нашего урока " Секреты синтаксиса и пунктуации". Сегодня мы обобщим наши  знания по синтаксису и пунктуации. Запишите тему и эпиграф к уроку. ( Презентация)

              2. Обобщение изученного.

              - Обобщение теоретических сведений. ( Игра " Грамматическое домино", вопросы по теме)

              - Послушайте шуточное стихотворение С. Маршака и скажите, какие в нём знаки препинания названы. Будьте  внимательны. ( Презентация)

                    Знаки препинания

       У последней точки на последней строчке                                                                                                                                                                  Собралась компания знаков препинания.                                                                                                                                                                  Прибежал чудак - восклицательный знак.                                                                                                                                                                  Никогда он не молчит, оглушительно кричит:                                                                                                                                                              - Ура! Долой! Караул! Разбой!                                                                                                                                                                                      Притащился кривоносый вопросительный знак.                                                                                                                                                      Задаёт он всем вопросы: " Кто? Куда? Откуда? Как?"                                                                                                                                            Явились запятые, девицы завитые.                                                                                                                                                                            Живут они в диктовке на каждой остановке.                                                                                                                                                              Прискакало двоеточие. Прикатило многоточие.                                                                                                                                                        И прочие, и прочие, и прочие.

                     - Назовите знаки препинания, которые не перечислены в стихотворении.

                     - Вы, конечно же, знаете, что в стране пунктуации главный знак препинания, царица пунктуации - точка. Напомню вам  один секрет. В переводе с латинского "punctum" и  значит " точка". (Пунктуальный и точный - синонимы.) Вы скажете: " Да  подумаешь, точка. Уж что - что, а точки - то я всегда расставлю". А сейчас посмотрим.( Презентация. Появляется  стихотворение. Учитель читает с неверными интонациями.)

                      ... кисель там варят из резины                                                                                                                                                                                      Там шины делают из глины                                                                                                                                                                                            Кирпич там жгут из молока                                                                                                                                                                                            Творог готовят из песка                                                                                                                                                                                                Стекло там плавят из бетона                                                                                                                                                                                        Плотины строят из картона                                                                                                                                                                                            Обложки там из чугуна                                                                                                                                                                                                    Там варят сталь из полотна                                                                                                                                                                                          Кроят рубахи из пластмассы                                                                                                                                                                                        Посуду делают из мяса ...

                  - Верните на место заблудившуюся точку. ( Учащиеся читают стихотворение правильно.)

                 -Тестовая работа. ( Презентация. Дети записывают буквы ответов.)

            1) Укажите среди данных предложений повествовательные. ( Знаки препинания не расставлены)

             а)  Ладно ль за морем иль худо         б) И знакомая страна вот уж издали видна                                                                                              в) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

             2) Укажите в каком предложении нет однородных членов предложения. (Знаки препинания не расставлены.)

             а) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет                                                                                                                                                        б) Снова князь у моря ходит с синя моря глаз не сводит                                                                                                                                        в) Ветер весело шумит судно весело бежит          

             3) Определением в этом предложении является слово...

                                  а)                         б)                     в)                  г)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        И    в    лазоревой        дали       показались      корабли    

             4) В каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым. ( Знаки препинания не расставлены.)

             а) Тут они во всём признались повинились разрыдались                                                                                                                                      б)  Ядра чистый изумруд                                                                                                                                                                                                в) Тут уж царь не утерпел снарядить он флот велел

             5) В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания.

             а) Чем вы гости торг ведёте и куда теперь плывёте ?                                                                                                                                            б) Слуги, сватья и сестра с криком ловят комара.                                                                                                                                                  в) Полно, князь, душа моя, не печалься.      

          ( Презентация. Ответы : 1) б,в ; 2) в ; 3) а ; 4) б ; 5) а.)

            -Самостоятельная работа с текстом. У каждого ученика карточка.Позже появляется презентация .

             -Задание к тексту. Для слабых детей - расставить знаки препинания. Для средних детей - вставить пропущенные буквы и  расставить  знаки препинания. Для сильных учеников- вставить буквы, знаки препинания и подчеркнуть грамматические основы  в сложных предложениях.

              Сад

         ... 1)Ветер не унимался. 2) Он волновал сад, рвал струю дыма и снова нагонял космы пепельных облаков.3) Они бежали  низко и быстро и скоро затуманивали солнце. 4) Погасал его блеск, закрывалось окошечко в глубокое небо. 5) В саду  становилось пусто и скучно. 6) Снова начинал сеять дождь, а потом превращался в ливень с бурей и темнотой. 7) Наступала  долгая , тревожная ночь. ( По И. Бунину)

              -Найдите в тексте нераспространённое предложение. ( 1 )

              - Найдите сложное предложение. ( 4 )

              - Найдите предложения с однородными сказуемыми. ( 2,3,6 )

              - Сделайте синтаксический разбор 3) предложения. ( Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.)

 

          3. Подведение итогов урока.Выставление оценок.Домашнее задание : подготовиться к контрольной работе, выполнить  упражнение из учебника по заданию.

          4. Рефлексия.

         - Сегодня на уроке мне было... ( скучно, интересно, неинтересно, весело)                                                                                                                                                                                                                                                      

                         

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»