ØЦель работы:- создать систему отработки темы «Морфология» при подготовке к ЕГЭ.
ØЗадачи:
1. Подготовить диагностические материалы по теме «Морфология» для установления уровня владения материалом обучающимися.
2. Произвести отбор теоретического материала по теме для повторения трудных случаев, возникающих при анализе морфологических явлений.
Ч.1 Диагностика по теме
1. Какой частью речи является слово установлено в предложении:
Установлено, что строение гортани не позволяет обезьянам освоить звуковую речь?
1)наречием
2)кратким прилагательным
3)кратким причастием
4)словом категории состояния. (3)
2. В каком предложении выделенное слово является прилагательным?
1) Беседа протекала мирно.
2) Мы жили очень спокойно.
3) Старик легко встал и, не прощаясь, ушёл.
4) Помещение не убиралось давно и было грязно. (4)
3. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?
Разлившееся молоко стекло со стола.
1) существительное
2) причастие
3) глагол
4) Прилагательное (3)
4. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются причастиями?
1)Если тихо сидеть, то окружающие будто вовсе и видеть перестают тебя.
2)Вперёд поехала пушка, окружённая пехотными солдатами.
3)Не жаль мне лет, растраченных напрасно.
4)Долго шли мы неведомыми путями. (2,3)
Ч.2 Теория по теме
Повторение
1. Звуки речи изучает фонетика.
2. Слова, их лексическое значение изучает лексика.
3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает грамматика.
1.Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис.
- Синтаксис изучает словосочетания и предложения.
! - Морфология изучает слово как часть речи.
Важно повторить!
ØСистему частей речи;
ØСамостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль;
ØСлужебные части речи;
Система частей речи
Самостоятельные • (знаменательные)Они называют предметы, признаки, действия, кол-во. • Являются членами предложения • Употребляются без и вместе со служебными частями речи.
|
Изменяемые |
Имя существительное |
Имя прилагательное |
||
Имя числительное |
||
Местоимение |
||
Глагол |
||
Причастие |
||
Неизменяемые |
Деепричастие |
|
Наречие |
||
Слова категории состояния |
||
Служебные В отличие от значимых частей речи, они не называют предметы, признаки, действия, кол-ва. Не изменяются |
Неизменяемые |
Предлог |
Союз |
||
Частица |
||
Отдельные группы |
Неизменяемые |
Междометие, звукоподражаниеНе изменяются. Не являются членами предложения.
|
Примеры.
ØЗначимые части речи: существительное(стол, девочка), наречие(холодно, быстро),прилагательное(голубой, красочный), глагол(дружить, делать), причастие( бегущий, написанный),деепричастие(придумав, играя) категория состояния( было весело, стало тепло), числительное( два, шестнадцать), местоимение(я, ему).
ØСлужебные части речи: предлоги(к, за), союзы( и, когда), частицы(разве, бы).
ØМеждометия:ужас! Ох!
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
|
№ п/п |
Часть речи |
Значение, вопросы |
Морфологические признаки |
Синтаксическая функция |
|||||||||
|
Постоянные |
Непостоянные |
Сочетаемость |
Роль в предложении |
||||||||||
|
1. |
Имя существительное |
Кто? Ученик Что? Урок Обозначает предмет |
1.Собств./нарицат. 2.Одуш./неодушевл 3.Род (муж., ср., жен., общий) 4.Склонение (1, 2, 3, разноскл., нескл.) |
1. Падеж. 2.Число. |
Сущ. + сущ. Прил. + сущ. Прил. + сущ. Прич. + сущ. Прич. + сущ. Глаг. + сущ. |
Мамакупила в магазине батон из зерна. Москва – столица России. |
|||||||
|
2. |
Имя прилагательное |
Какой? Милый Обозначает признак предмета. Чей? Лисий, мамин – обозначает принадлежность предмета |
1.Разряд (качеств., относит., притяж.) |
1.Форма краткая или полная (у качеств.) 2.Степень сравнения (если есть) (у качеств.) 3.Число 4.Род (в ед. числе) 5.Падеж (кроме крат.ф.) |
Прил. + сущ. Прил. + сущ. Прил + местоим. Прил + наречие |
Погода ненастная. Тёплая ночь. Ученица прилежна. Байкал глубже Балхаша. |
|||||||
|
3. |
Глагол |
Что делать? Работать. Что сделать? Сдать. Обозначает действие предмета. |
1.Вид (соверш./несоверш.). 2.Возвратность. 3.Переходность. 4.Спряжение (I, II, разноспрягаемый) |
1.Наклонение (изъявит., условное, повелит.) 2.Время (в изъявит. накл.) 3.Число. 4.Лицо (в повелит.накл.; в наст. и будущ.вр. в изъявит. накл.). 5.Род (в услов.накл.; в прош. вр. в ед.ч. в изъявит.накл.) |
Глагол + сущ. Глагол + мест. Глагол + наречие Глагол + дееприч. Глаг. + инфинитив Сущ. + инфинитив |
Учиться всегда пригодится. Идём ловить коня. Все просили её спеть. Мечтаю о возможности летать. |
|||||||
|
4. |
Имя числительное |
Сколько? Пять, шесть книг - обозначает число или количество предметов. Какой? Пятый – обозначает порядок предметов при счёте. |
1.Простое или составное. 2.Количественное или порядковое. 3.Разряд колич. числит. (целое, дробное, собират) |
1.Падеж. 2.Число (если есть). 3.Род (если есть). |
Числит + числит. Числит. + сущ. Глагол + числит. |
Семь плюс семь - четырнадцать. Входят семь богатырей. Тетрадь стоит пять рублей. Купи две ручки. Пятая парта. |
|||||||
|
5. |
Местоимение |
Кто? Что? Указывает на предмет. Какой? Чей? Указывает на признак предмета. Сколько? Указывает на количество предметов. |
1.Разряд (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное). 2.Лицо (у личных). |
Падеж. Число (если есть). Род (если есть). |
Местоим. + глагол Сущ. + местоим. Прил. + местоим. |
Я приду к тебе во всякое время. О чём хочешь спросить? Который час? |
|||||||
6. |
Причастие |
Какой? Что делающий? Что (с)делавший? Плачущий ребёнок, написанная работа, открытое окно. Обозначает признак предмета по действию. |
1.Действительное или 2.страдательное. 3.Время (настоящее или прошедшее). 4.Вид (соверш./несоверш.) |
Форма краткая или полная (у страдат. прич). Число. Падеж (в полной форме). Род (в ед.ч.) |
Сущ. + причастие Причастие + сущ. Прич. + местоим. Прич. + нареч. Мест. + прич. |
Плачущая девочка. Дома построены. |
|
|||||||
7. |
Деепричастие |
Что делая? Улыбаясь. Что сделав? Посмотрев. Обозначает добавочное действие при основном. |
1.Вид (соверш./несоверш.). 2.Возвратность. 3.Переходность. 4.Неизменяемость. |
______________ |
Глагол + дееприч. Дееприч. + сущ. Дееприч. + мест. Дееприч. +наречие |
Я встал, наклонясь немного вперёд. |
|
|||||||
8. |
Наречие |
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Обозначает признак действия – идти вперёд; признак предмета - макароны по-флотски; признак другого признака – очень тёплый |
1.Неизменяемость. 2.Степень сравнения (если есть). 3.Смысловая группа. |
______________ |
Глаг. +наречие Прич. + наречие Дееприч. + наречие Сущ. + наречие Прил. + наречие Наречие + наречие |
Прерывисто дул ветер. Люблю макароны по-флотски. |
|
|||||||
Как определить часть речи
1. Поставьте вопрос
Помните!Сначала надо найти слово, от которого зависит данное слово, затем поставить от него вопрос(часто вопрос к слову как части речи не совпадает с вопросом к члену предложения, выраженному этим же словом)
-бродит (по чему?) по парку – падежный вопрос (Д. п.)
-бродит (где?) по парку – смысловой вопрос к обстоятельству места
2. Определите общее грамматическое значение слова.
- Море было спокойно. –Море (каково?) спокойно – обозначает признак предмета, следовательно, это прилагательное.
- Мы жили спокойно. – Жили (как?) спокойно – обозначает признак действия, следовательно, это наречие.
3. Выясните, каким членом предложения это слово является, и убедитесь в правильности своего вывода.
В первом предложении словоспокойно входит в состав сказуемого – это действительно прилагательное. Во втором предложении слово спокойно является обстоятельством – это наречие
4.Обратите внимание на суффиксы, если они есть в слове.
Помните, что у причастий суффиксы –ащ-, ящ-, -ущ-, ющ,-вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-, -ем-,-им-;
у деепричастий суффиксы –а, -я, -в, -вши, -учи, -ючи ;
У наречий –а, -о, -у, -цки, -ски, -ому, -ему, -ых, -их;
У существительных суффиксы –ист, - ник, -чик, -тель, -щик, -арь, -ач, -ёр, -ени, -изн, -от, -ость, -ишк, -ищ, -онок, -ёнок, -ушк, еньк.
Дополнительные сведения о частях речи
Имя существительное
Деление на одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадает с делением на живое и неживое. Так слова кукла, мертвец, туз, валет, козырь, леший, идол относятся к одушевлённым, а слова народ, толпа, детвора, стая, группа, молодёжь, крестьянство, рота – к неодушевлённым.
Существительные умница, задира, плакса, растяпа, недотрога относятся к общему роду.
Некоторые прилагательные(готов, намерен, обязан, склонен, расположен, рад, горазд, должен, люб, надобен и пр.) употребляются в современном русском языке только в краткой форме!
В предложениях они являются частью сказуемого. Например:
Готов ждать, но не верю твоим словам. Рад бы спеть, да не могу.
Как отличить отглагольное прилагательное от причастия и наречия
Прилагательное( в том числе отглагольные прилагательные) в отличие от причастий обозначают постоянный признак предмета, тогда как причастия обозначают признак предмета, проявляющийся во времени, т. непостоянный признак.
Причастия и прилагательные могут образовывать краткую форму.
Отличить причастия от отглагольных прилагательных помогут следующие приёмы:
1. Если слово отвечает на вопрос что сделано ? каково?, его можно заменить глаголом, можно подставить вопросы КЕМ? ЧЕМ?, то это краткая форма причастия.
2, Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и его можно заменить полным прилагательным, то это краткая форма прилагательного.
3. Если слово отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?, то это наречие.
Глагол
Спряжение определяется по неопределенной форме только у глаголов с безударными личными окончаниями: к II спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, а также 11 исключений: 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть) и 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать). Остальные глаголы относятся к I спряжению.
Если же личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям; Так, глаголы спать, лететь, греметь, гореть, звенеть относятся к II спряжению (сп-ишь, лет-ишь, грем-ишь, гор-ишь, звен-ишь), а глагол пить – к I спряжению (пь-ёшь).
Важно помнить: к тому же спряжению относятся и все производные от таких глаголов приставочные глаголы с безударными окончаниями. Поэтому глагол выгореть второго спряжения: выгорит, выгорят, а глагол выпить – первого спряжения: выпьешь, выпьют.
ЗАПОМНИТЕ!
блеять
маяться
выменять
надеяться
выровнять
реять
затеять ЯТЬ!!! (1 спр)
кашлять Но КЛЕИТЬ!
таять
каяться
хаять
кланяться
чаять
лаять
сеять
Причастиябывают действительные и страдательные.
Чтобы научиться быстро находить причастия, нужно знать те суффиксы, при помощи которых они образуются от глаголов.
Запомните эти суффиксы:
ØД.пр. Н. вр.-ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-): защищающийся, летящий
ØСтр. пр. Н. вр.-ем- (-ом-), -им-: избираемый, гонимый
ØД. пр. Пр. вр.-вш-, -ш-: лежавший, несший
ØСтр. пр Пр. вр. -нн-, -енн-, -т-: указанный, построенный, понятый
ØДействительные причастия обозначают признак, возникший в результате действия самого предмета (мальчик, пишущий письмо — сам мальчик пишет письмо).
Ø Действительные причастия могут быть образованы как от переходных, так и от непереходных глаголов (лететь — летящий, летевший; увидеть — увидевший; вести — ведущий, ведший; прочитать — прочитавший, гулять — гуляющий, гулявший),
ØСтрадательные причастия обозначают признак, возникший у предмета в результате действия другого предмета (письмо, написанное мальчиком — не письмо само себя написало, а мальчик его написал). Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов (лететь — непереходный глагол; увидеть — увиденный; вести — ведомый; прочитать — прочитавший, гулять — непереходный глагол).
Важно помнить:
1) В краткой форме могут употребляться только страдательные причастия.
2) Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении являются сказуемым.
Числительные
Обозначают количество Обозначают
Сколько? Порядок при счёте
Который?
Количественные Порядковые
1.Количественные и порядковые значения могут иметь другие части речи
(Какой по счёту?) пятый этаж -числительное
(Какой?)пятиэтажный дом– прилагательное
Пять (сколько?) этажей - числительное
(Что?) пятерка - существительное
(Какой?) пятилетний малыш
2.Собирательные числительные употребляются только:
а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот;
б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц;
в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значениичеловек): пятеро подозрительных лиц, трое ребят;
г) с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас пятеро;
д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж;
д) с названиями детёнышей животных: двое зайчат, четверо ежат.
Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных!
Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) — только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям