ГБОУ СОШ № 156 с углубленным изучением информатики
Калининского района Санкт-Петербурга
Максимова Галина Геннадьевна,
учитель
Урок обобщающего повторения материала по теме «Лексика»
(урок- дидактическая игра, 5 класс)
Тема: Путешествие по Большому лексическому морю.
Технология: игровая технология (инновационный подход)
Главная дидактическая цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Лексика»
Цели урока:
1. Образовательная: систематизировать знания и представления учащихся о лексическом богатстве русского языка
2. Воспитательная: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков, раскрытию внутреннего мира ребенка.
3. Развивающая: способствовать формированию умения перерабатывать информацию для получения необходимого результата, выполнять анализ объектов, выстраивать цепь логических рассуждений.
Оборудование урока:
- Атлас Вселенной русского языка и речи (инновационная наглядность)
- Рисунок-опора «Большое Лексическое море планеты Лексикония»
- Дидактический раздаточный материал: рабочий лист на каждого ученика.
- Опережающее творческое домашнее задание ( групповое и индивидуальное)
- Музыкальный фрагмент песни « Ехал на ярмарку ухарь-купец…»
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап |
Оформление доски перед уроком, организация внимания учащихся, формирование групп учащихся |
Включение в деловой ритм: работа с градусниками самочувствия |
Подготовка учащихся к активному усвоению материала |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. Вступительное слово учителя: «Есть волшебная страна, что распахнута пред нами, та, которая словами, что людьми населена». Звучит отрывок из песни. Проблемный вопрос: куда отправимся? Постановка цели урока: отправляемся в путешествие по Большому лексическому морю планеты Лексикония, остановимся на одном из островов, где побываем на ярмарке. |
На основе музыкального фрагмента и вступительного слова учителя определяют цели и задачи своей деятельности, направление путешествия. |
Овладение содержанием учебного материала |
1.С опорой на наглядность провожу лексико-грамматическую и словарную работу. ( Корабль- оснастил- купец) 2. Работа с рисунком-опорой. Выборы курса корабля. Для путешествия нужны солнечные безветренные дни. Такие дни раньше называли погодой. А какое значение имеет слово в наши дни? Прием немого вопроса: погода-непогода 3. Словарная работа. Читаю стихи, из которых учащиеся записывают только заимствованные слова. 4. Обобщение знаний по рисунку-опоре, выполнение практических заданий рабочего листа. Остров антонимов. ( задание №1 рабочего листа) Март зиму конча..т весну начина..т. Придет март к..пельник и зима заплач…т. Гряда синонимов. (задание №2 рабочего листа) Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный р…жок! Ты встаеш? во тьме глубокой, Кругл..лицый , светл…окий, И , обычай твой любя. Звезды смотрят на тебя.
О каком месяце говорится в стихотворении? Прием «Немой вопрос»: луна-месяц-селена Задание для самостоятельной работы: записать словосочетания, заменив сущ. синонимом. Прибыть на морское судно, мечтать о далеких странствиях, вести интересный разговор, восхищаться щедростью души человека. Бухта переносных значений. ( задание №3 рабочего листа) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. (………………..) Архипелаг архаизмов. (проверка домашнего задания) Кратер неологизмов. ( задание №4 рабочего листа) Подобрать антоним к слову архаизм. Путешествие продолжается к кратеру неологизмов. Морж спросил у кенгуру: - Как выносишь ты жару? - Я от холода дрожу! Кенгуру сказал моржу. Остров диалектизмов. Прием «Немой вопрос»: погода- ведра Остров профессиональных слов. Первое – нота, второе – игра, Целое встретишь у столяра. ( долото) Материки однозначных и многозначных слов. Остров омонимов. Задание: отгадать загадки, определить, что лежит в основе загадок омонимия или многозначность слова. 1. Какой птицей из колодца можно воды достать? 2. Какую строчку не прочитает грамотей? 3. Какая мушка не летает? 4. Каким гребешком не причесать головы? 5. Что за зверь. Скажите, братцы. Может сам в себя забраться? Фразеологическое море. (задание №5 рабочего листа) Ежата – детки хоть куда! И что же тут д…виться: Ведь мама держ…т их всегда В еж…вых рукавицах. |
1.Работа в группах по заданию учителя. Выводы учащихся по лексическому и грамматическому значению слов. Представляют ассоциации. 2. Работа в группах. Выбор курса к острову антонимов через пролив заимствованных слов.
3. Самостоятельная работа учащихся с взаимопроверкой в группах.
4. Делают выводы, с опорой на наглядность (выступление представителей групп)
Учащиеся работают с пословицами, находят антонимы, обозначают в них орфограммы, устно характеризуют предложения, расставляют знаки препинания. Представитель группы рассказывает об антонимах.
Учащиеся работают со стихотворением, немой вопрос направляет их на гряду синонимов. Представитель группы рассказывает о синонимах.
Самостоятельная работа учащихся.
В тексте стихотворения учащиеся находят слова в переносном значении Представитель группы рассказывает о лексических значениях слов.
Проверка опережающего домашнего задания: найти в сказках Пушкина архаизмы. Представитель группы рассказывает об архаизмах. Учащиеся анализируют стихотворение и делают открытие, что у некоторых известных слов может появиться новое значение, которое является неологизмом.
Представитель группы рассказывает о диалектизмах. Группы приводят свои примеры. Учащиеся разгадывают загадку и определяют , где находится слово-отгадка. Представитель группы рассказывает о профессионализмах.
Представитель группы рассказывает о материках, омонимах. Работа в группах.
Учащиеся читают стихотворения и сопоставляют с рисунком художника. В чем ошибка художника? Представитель группы рассказывает о фразеологических оборотах. |
Закрепление знания содержания учебного материала |
Организую рефлексию и самостоятельную оценку результатов деятельности на уроке. |
Работа в группах: представить результаты работы в форме Крока. Крок - послесловие" к уроку усвоения материала, составление схемы маршрута "лингвистического путешествия", проделанного в классе и восстанавливаемого по памяти. Это дидактическое средство выполняет мнемоническую функцию, способствуя самостоятельному осознанию и анализу учебного материала с помощью учебной книги. Крок выступает средством развития орфографической зоркости и устной речи.
|