Методическое пособие по теме
Правила по русскому языку в 1 - 4 классах
для УМК «Перспективная начальная школа»
Земан Мария Фёдоровна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №425 имени академика П.Л.Капицы
ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1
О ЗНАЧЕНИЯХ СЛОВ
Слова, у которых есть несколько значений, называются МНОГОЗНАЧНЫМИ. Например: ЛИСА – 1. То же, что лисица. 2. Хитрый человек.
Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают разное, называются ОМОНИМАМИ. Например: ЛУК 1 – растение; ЛУК 2 – оружие.
Слова, близкие по смыслу, называются СИНОНИМАМИ. Например: месяц – луна.
Слова, противоположные по смыслу, называются АНТОНИМАМИ. Например: белый – чёрный.
3
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? и подчёркивается отрывистой линией.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? и подчёркивается отрывистой линией и точкой.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? и подчёркивается волнистой линией.
5
ПРЕДЛОГ – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги со словами пишутся раздельно. Между предлогом и словом можно вставить слово или вопрос. Например: в (сосновом) лесу, на (зелёной) ветке.
МЕСТОИМЕНИЕ - это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и качества, но не называет их.
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
7 О СОСТАВЕ СЛОВ
ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Например: читал (что?) книгу, рассказывал (о чём?) о книге.
ОСНОВА – это часть слова без окончания. Например: дедушка, девочка, облако.
Родственные слова – слова с РАЗНЫМИ ОСНОВАМИ, в которых есть ОБЩАЯ (по смыслу и по написанию) часть. Например: лес , лесной, лесник .
КОРЕНЬ – это ОБЩАЯ часть ОСНОВ родственных слов. Например: лес, лесной, лесник.
СУФФИКС – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Например: рыба, рыбка, рыбёшка, рыбный (суп).
ПРИСТАВКА – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Например: бежать, забежать, добежать, убежать. 9 Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я. Например: подъезд, съёжился, объявил, предъюбилейный. 6. В именах существительных женского рода с ОСНОВОЙ на шипящий на конце слова пишется Ь. В именах существительных мужского рода с ОСНОВОЙ на шипящий Ь не пишется. Например: рожь, печь, мышь, вещь – ж. р. ёж, грач, ландыш, лещ – м. р. 7. Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Например: Марина, Волга, Москва. 8. ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У. Например: жизнь, машина, чашка, роща, чудо, щука. 9. Начало предложения пишется с большой буквы. Например: Мальчики играли во дворе.
10. Предлоги пишутся отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Например: Сосна росла у берега. Сосна росла у (высокого) берега. Приставка со словом пишется слитно. 11 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
СКЛОНЕНИЕ – это изменение слова по падежам и числам. В русском языке различаются три разных типа склонений существительных. К I склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я в начальной форме. Например:стена, земля, папа, дядя.
Ко II склонению относятся существительные ср. р. с окончаниями -о, -е, а также существительные м. р. с нулевым окончанием в начальной форме. Например:окно, поле, стол , конь .
К III склонению относятся существительные ж. р. с нулевым окончанием в начальной форме. Например:тетрадь , рожь .
13 ГЛАГОЛ СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Личные окончания глаголов
Спряжение глаголов определяем по неопределённой форме.
15 |
ТЕКСТ – это группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных по смыслу, стилю и грамматически.
ТЕМА ТЕКСТА – это то, о чём автор пишет.
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ автора – это то, что автор хочет сказать; то, ради чего он пишет текст.
ГЛАВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ автора – это выраженное в тексте отношение автора к тому, о чём он пишет.
ВИДЫ ТЕКСТОВ по цели высказывания
Цель автора в ТЕКТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ – рассказать о каких-либо событиях.
Цель автора в ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ – описать что-либо или кого-либо так, чтобы читатель смог это представить.
2 ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По цели высказывания предложения бывают: повествовательные (сообщают о чём-либо), вопросительные (задают вопросы), побудительные (просят, требуют, советуют).
По интонации предложения бывают: восклицательные (произносим с особым чувством), невосклицательные (произносим спокойно).
ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это главные члены предложения.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопрос кто? или что? (подчёркивается одной чертой)
СКАЗУЕМОЕ – это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? (подчёркивается двумя чертами) 4
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это два слова, связанных по смыслу. В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Например:день(какой?) ясный, гулял(где?) в парке.
ЧАСТИ РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи, людей, зверей и отвечает на вопросы кто? или что? Например:(кто?) девочка, медведь; (что?) урок, клён.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Например:(какой?) красный, лесной, (какая?) весёлая, (какое?) яркое, (какие?) умные.
ГЛАГОЛ – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделал? Например:(что делает?) читает, (что делал?) рисовал, (что сделал?) купил. 6
О ФОРМАХ СЛОВ
Изменения слова – это ФОРМЫ СЛОВА. Например: (есть) школьник – (нет) школьника; (он) школьник – (они) школьники.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён существительных – это форма единственного числа. Слова в этой форме отвечают на вопросы: кто? что? Например: (кто?) школьник, школьница; (что?) урок, тетрадь, окно.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён прилагательных – это форма мужского рода единственного числа. Слова в этой форме отвечают на вопрос: какой? Например: (какой?) грамотный, сильный.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА глаголов – это форма, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Например: (что делать?) писать; (что сделать?) написать; (что сделать?) помочь.
8 ОРФОГРАММЫ
1. Чтобы проверить БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ в корне слова, надо подобрать родственное слово или другую форму этого слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Например: вода – водный, вода – воды.
2 Чтобы проверить ПАРНУЮ ЗВОНКУЮ или ГЛУХУЮ СОГЛАСНУЮ в корне слова, надо подобрать родственное слово или другую форму этого слова так, чтобы после согласной была гласная.
Например:голубка – голубушка, завод – заводы.
3. В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Чтобы проверить НЕПРОИЗНОСИМУЮ СОГЛАСНУЮ, надо подобрать родственное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась. Например: солнце – солнышко, капустный – капуста.
4. Разделительный Ь пишется в корне и после корня слова за согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.
Например: платье, скамья, вьюга, соловьи, вьёт10
11. ЧАСТИЦА НЕ с глаголами пишется раздельно. Например: не спешить, не рисовать.
12. Буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, НЧ пиши без Ь. Например: девочка, ручной, каменщик, помощник, кончик.
13.В ОКОНЧАНИЯХ имён существительных после Ц пишется буква Ы. Например: голубцы, птенцы, леденцы.
В КОРНЯХ слов после Ц пишется буква И. Например: циркуль, цифра, циркач. Исключения: цыц, цыган, цыплёнок, цыкать, на цыпочках.
14. Слово переносится ПО СЛОГАМ. Слово, состоящее из одного слога, не переносится. Например: лам-па, иг-ла, ве-тер, день. Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку. Например: якорь, Ира, Юлия. Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы. Например: май-ка, конь-ки, подъ-езд. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Например: суб-бота, хок-кей, кол-лекция. 12
Безударные падежные окончания имён существительных
14
Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения на -ать и -еть так: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ, А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.
16
|