Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ 

 

Учитель: Матвеева Людмила Васильевна

 

 

              В современном мире учитель – одна из самых сложных и социально ответственных профессий .

Учитель помогает ребенку проживать многие ситуации реальной жизни , найти

себя , понять окружающий мир , раскрыть способности и таланты , попытаться

овладеть способами активной и сознательной жизни . Это очень трудные задачи ,

особенно , сегодня , когда так много неполных семей , когда дети больше увле –

чены компьютером и  телевизором , а не книгами .

Не только во внеурочной воспитательной работе мы , учителя , можем решить

эти вопросы , но и на самом уроке пытаемся создавать такие ситуации , которые

в значительной степени определяют развитие ребенка как социально направлен-

ной личности , его творческой индивидуальности .

              Хочется , чтобы на уроке ребенок чувствовал себя уверенно , проявлял

инициативу  в процессе обучения .Я постоянно ищу новые средства для реали –

зации творческих способностей ученика и пытаюсь создавать ситуацию успеха

в общении с ребенком . Это плодотворно влияет на творческое  и социальное

развитие школьников .

              Основными формами обучения на моих уроках являются групповые и

идивидуальные . В ситуации группового обучения каждый ребенок учится це –

нить не только свои собственные успехи ( что для него всегда важнее ) но и ус-

пехи другого . Моя задача не только в том , чтобы дать необходимые знания ,

но и в том чтобы обеспечить условия для развития и совершенствования позна –

вательных процессов у детей .

               Как я пытаюсь реализовывать свои намерения ?

Процесс обеспечения условий для проявления творческих способностей начина-

ется уже в начальной школе . Моя задача продолжить эту работу в средней , а

затем в старшей школе , чтобы у детей не пропал интерес к моему предмету , а

может быть , даже вырос .

Например ,на уроке в пятом классе по теме «Словообразование» дети должны

научиться видеть состав слова , находить однокоренные слова , уметь составлять цепочку слов , моделировать словообразовательные схемы . Это сложная задача ,

без элементов игры здесь не обойтись .

На уроке работаем с иллюстрацией «Дерево однокоренных слов» .Дети получают

задание найти зависимость между однокоренными словами .Составляем слово-

образовательные цепочки в виде паровозика .Определяем значение морфем , сос-

тавляя словарь значений суффиксов и приставок .Выясняем , что все морфемы

значимы , закрепляем материал , составляя предложение с образованными слова-

ми а дома рисуем дерево  однокоренных слов с разными морфемами.Такая рабо-

та привлекает внимание к слову , развивает речь , повышает желание участвовать

в процессе обучения.

                На уроке литературы часто используем приемы , которые позволяют

развивать творческие способности детей .Учащимся нравится творить вслед за

автором , им нужно только в этом помочь .

               В пятом классе при изучении произведений Эдварда Лира , Даниила

Хармса и Льюиса Кэррола  дети знакомятся с приемами комического и исполь-

зуют эти знания в творческих работах. Вот один из фрагментов урока .

На предыдущем уроке дети узнали что такое ирония , юмор , сатира , а на при-

мере литературного материала составляется с приемами комического . Я объ-

ясняю , что комическое строится на отклонении от нормы и в основе любого

юмористического рассказа лежит или комический образ , или комический ге-

рой .

Далее дети отвечают на вопросы :

-  При помощи каких языковых средств создаются комические образы ?

-  Определите приемы комического , которым пользуется автор при создании

текста, объясните выбор .

-  Читаем текст , подготовленный к уроку ( отрывок из произведений Кэрролла

и Хармса ) .

-  Над чем смеемся в этих текстах ?

-  Какой текст кажется смешнее ? Почему ?

-  Где встречается просто преувеличение , где оно доводится до абсурда ( Уточняем , что произведения Хармса называются литературой абсурда .

  После анализа текста дается понятие анекдота .

- Анекдот – краткий устный рассказ на злободневную тему с остроумной концов-

кой . (По заранее подготовленному тексту проводится анализ ).

Даю домашнее задание : придумать анекдот , закончив фразу .

1. Пришла учительница к директору и говорит …

2. Проснулся Петя утром и видит …

3. – Товарищи родители ! – говорит классный руководитель на собрании , и

вдруг …

 

 

Такие уроки помогают видеть и чувствовать слово .

От восприятия к созданию нового – эта методика помогает развивать речь уче-

ников , чувствовать смешное ,легче переносить трудности в жизни .

 

Предлагаю ряд упражнений по развитию языковой способности учащихся ,

что помогает  ученикам увидеть красоту русского слова , его нравственную

силу , почувствовать себя творческой личностью . Это особенно актуально в

современных условиях потери нравственных ориентиров и стандартизации

общества .

1. Прослушайте «Времена года» П.И.Чайковского .

Напишите сочинение – миниатюру об осени по впечатлениям от услышан-

ного .

2. Прослушайте «Вальс снежных хлопьев» П.И,Чайковского из балета «Щел-

кунчик» . Создайте словесную картину падающего снега .

3. Изобразите в рисунках пословицы и фразеологизмы в прямом и переносном

значении : воды в рот набрал , столкнулся нос к носу , любишь кататься , люби

и саночки возить .

4. С помощью пантомимы передайте смысл следующих пословиц :

волков бояться – в лес не ходить , без труда не вытащишь и рыбку из пруда .

5. Попробуйте написать шуточную миниатюру о настроении человека ,

о явлении природы , используя слова в переносном значении .

 

 

На уроках русского языка в средней школе можно использовать комплексный

анализ текста . Но работать не индивидуально каждому , а в группах , что поз-

воляет более слабым ученикам чувствовать себя увереннее , успешнее .

Дан текст А.Федосеева

«Лес вечен.Он , словно сказочная птица , возрождается , но для этого ему нуж-

но 100 - 150 лет – таков возраст «спелого» леса .

Свалить вековую сосну – дело нехитрое .А за деревьями – лес .Лес – это климат,

источник здоровья. Лес – это отдых . Грибы , ягоды , орехи – словом , самые

различные дары получаемые от леса . Лес – наш добрый зеленый друг – должен

быть заботой каждого взрослого , каждого школьника.»

 

Задание группам :

1. Анализ отрывка с точки зрения стиля , доказать , что это текст , определить

тему , идею . Определить вид связи между предложениями.

2. «Орфографический» взгляд на текст.

3. «Пунктуационный» взгляд на текст .

 

 

Мне всегда интересна на уроке ситуация исследования , я думаю , что именно

в ней ребята могут открыть мир художественного слова для себя и для своих

друзей , а также попробовать свои способности в творчестве .

 

Элемент урока по русскому языку по теме «Имя прилагательное».

Для анализа взяла стихотворение З.Гиппиус «Все кругом».  

                            Страшное ,грубое,липкое,грязное ,

                            Жестко тупое , всегда безобразное ,

                            Медленно рвущее , мелко-нечестное ,

                            Скользкое ,стыдное ,низкое , тесное ,

                            Явно-довольное, тайно-блудливое ,

                            Плоско-смешное и тошно-трусливое ,

                            Вязко, болотно и тинно застойное,

                            Жизни и смерти равно недостойное ,

                            Рабское, хамское,гнойное, черное,

                            Изредка серое , в сером упорное,

                            Вечно лежачее ,дьявольски косное ,

                            Глупое , сохлое , сонное ,злостное ,

                            Трупно-холодное , жалко ничтожное,

                            Непереносное ,ложное ,ложное !

 

                            Но жалоб не надо ; что радости в плаче?

                            Мы знаем , мы знаем : все будет иначе .

 

 

Чтение учителем стихотворения без двух последних строк .Выясняю перво-

начальные чувства и ощущения .

- Какие ощущения вызвало у вас это стихотворение ? ( отвращение , отчая-

нье , безнадежность …)

- Запомнились ли какие-нибудь особенные прилагательные ?

Почему именно эти ?

- Только ли сильные прилагательные влияют на наше восприятие ? ( Нет ,

влияет огромное количество прил. с отрицательным значением ) .

Почему ? (они нагнетают атмосферу отчаяния )

- Значит, все прилагательные можно назвать синонимами .

Читаю текст еще раз .

- Прилагательные можно разделить на группы . Какие ?

- Каким может быть человек , который написал эти строки ? ( неравнодушным …)

Теперь я почитаю последние строки .

Что меняется ?

Какая часть речи исчезает ?

Что появляется ?

С глаголами в стихотворение приходит динамика движения.

Именно прилагательные создают ощущение застывшей неподвижности . ( Теперь

можно заняться грамматикой ).

Дом. задание : попробуйте описать свое восприятие «всего кругом» .

 

Этот пример , на мой взгляд , показывает , как урок может удовлетворять стрем-

ление ребенка к творчеству , желание выразить и раскрыть свою личность .    

 

Путей решения задачи много, может быть, мои размышления помогут учителю.

 

 

 

  

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»