Ходина Лариса Владимировна, учитель высшей категории, лицей №40
Цель урока:закрепить сведения о деепричастии; выработать умение правильного использования в речи деепричастия; различать деепричастные и причастные обороты.
Работа по развитию речи: преодоление ошибок при употреблении деепричастий.
I. Проверка домашнего задания
1) Объяснение написания и постановки ударения, лексического значения слов:
завещание, зависимость, здравомыслящий, значимый, заклинание
2) Проверка выполнения упражнения 188.
II. Основная часть урока – выполнение различных упражнений, работа с текстом.
1) Синтаксический разбор предложений:
1 вариант.
Не замечая меня лебеди плавали купались переговаривались и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц
2 вариант.
Изогнув шеи лебеди близко плавали вокруг островка.
2) Слитно или раздельно?
(Не) торопясь, (не) годуя, (не) навидя, (не) смеясь, (не) зная, (не) взлюбить, (не) сдобровать, (не) пропуская, (не) был, (не) спеши, (не) навидя, (не) пренебрегая, (не) здоровится
Проверка при помощи сигнальных карточек
3) Выпишите «лишнее» предложение и графически прокомментируйте знаки препинания
а) Волк ночью думая залезть в овчарню попал на псарню.
б) Под голубыми небесами великолепными коврами блестя на солнце снег лежит
в) Не зная броду не суйся в воду
г) Жители Цветочного города засучив рукава принялись за работу
Сделать вывод: деепричастия, входящие в состав фразеологизма, не обособляются.
III. Работа с текстом:
У костра
Кругом ни одного ж_вого звука. Только дует ветер шумит лес загадочно качая в_ршинами и скрипит подгнившая сосна. В сгущающихся сумерках кружась гоняясь друг за другом реют сн_жинки.
Я развожу костер. Вспыхнув быстро разг_рается береста свертываясь в трубочку.
Огонь переб_гая от одного к другому ласково лиж_т их острыми дли(н/нн)ыми языками. Над костром вьется кудрявясь сизый дым. Через минуту пробившись сквозь толщу дров высоко поднялось пламя и весело пылает щедро разбрасывая вверх золото искр.
(А.С Новиков-Прибой.)
1) Озаглавьте текст.
2) Определите стиль текста.
3) Вставьте пропущенные буквы.
4) Расставьте знаки препинания.
5) Найдите в тексте средства художественной изобразительности.
6) Найдите предложение, соответствующее данной схеме:
IV. Проверочная работа
Цель: проверка умения различать причастные и деепричастные обороты.
1) Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.
2) Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.
3) Охотники любовались степью остывшей за ночь.
4) Я стою у дороги прислонившись к иве.
5) Небо, усеянное звездами манило к себе.
6) Потрескивая догорал костер.
7) Девочка слушала объяснения учителя посматривая по сторонам.
8) Наклонившись над костром он что-то писал.
9) Поднявшись он быстро подошел к столу.
10) Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
V. Подведение итогов урока.
Д/з: упр. 165, подготовить связный рассказ о деепричастии.