Вихристюк Людмила Яковлевна,
учитель начальной школы ГБОУ Гимназия № 248.
Цели: формирование умения строить описание; формирование умения группировать предложения в тексте по подтемам; развитие представлений о связи между предложениями в тексте; совершенствование умения составлять план текста.
Ход урока
1 Постановка учебной задачи.
(Каждое предложение напечатано на отдельной полоске.)
Свиристели
Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.
Окраска у них розовая. Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица.
Свиристели очень любят рябину. Её ягоды и зимой висят большими красными гроздьями. Как опустится стайка птиц на дерево рябины, так и не улетит, пока все ягоды не склюёт.
Поют свиристели негромко, обычно нежно посвистывают и чуть – чуть шипят. Про их песню в народе говорят: ишь как свистят. За эту ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями. ( По Б.Павлову)
Учитель.
- Какая задача стоит перед нами?
Ученики.
- Составить из предложений текст.
Учитель.
- Что для этого нужно сделать?
Ученики.
- Внимательно прочитать все предложения и расположить их в такой последовательности, чтобы получился текст.
11. Составление текста.
Ученики каждый сам читают самостоятельно предложения.
Учитель.
- О чём рассказывается в этом тексте?
Ученик.
- О птицах свиристелях.
(На экране появляется слайд с изображением свиристелей)
Работа в тетрадях по развитию речи.
Учитель.
- Какое первое задание нужно выполнить по тетради?
Ученик.
- Определить количество частей в тексте и записать в тетрадь.
(Ученики в парах обсуждают и принимают решение, что 3 , и это записывают в тетрадь)
Учитель.
- Докажите, что в тексте три части.
Ученик.
- В одной части говорится о внешнем виде птиц, в другой – о том, как они поют, в третьей – что любят свиристели.
Учитель.
- Что нужно сделать, прежде чем составлять весь текст?
Ученик.
- Сначала нужно составить каждую часть.
Учитель.
- Найдите в нашей тетради основной вопрос урока. На какой вопрос будем искать ответ на уроке?
Ученик.
- В каком порядке строится описание. (На экране появляется слайд с основным вопросом урока)
Учитель.
- Давайте вспомним, как строится описание. В этом нам поможет компьютер.
(Слайд с порядком построения описания.
1. Общее впечатление.
2. Крупные детали.
3. Мелкие детали.
4. Оценка автора.)
- Подберите все предложения, в которых даётся описание птицы, её внешнего вида.
(Ученики работают в парах, подбирают 4 предложения, составляют их по плану слайда.
Одна пара читает составленную часть и защищает свой вариант первой части текста. У других учеников есть возможность исправить ошибки.)
Учитель.
- Почему в таком порядке вы расположили предложения?
Один ученик из отвечающей пары.
- Сначала мы поставили предложение об окраске птиц, так как оно относится ко всей птице в целом, потом - о крыльях, затем – о пятнышках. Последнее – оценка, отношение автора.
Учитель.
- Почему нельзя начать с предложения о пятнышках?
Второй ученик из пары ребят.
- Сначала надо передать общее впечатление, затем описать крупные детали, потом – мелкие. А закончить описание внешнего вида птицы впечатлением, оценкой. Это и есть отношение автора.
Пара ребят садится, и учитель продолжает задавать вопросы всему классу.
Учитель.
- Какие слова помогают автору описать птицу?
Ученик.
- Прилагательные, обозначающие цвет.
Учитель.
- Выпишите их в тетрадь. Это 3 – ье задание в вашей тетради.
- Какие прилагательные будете использовать при описании птицы?
Ученик читает выписанные слова: розовая, чёрные, яркие, жёлтые, красные.
(На экране слайд с этими словами, в них выделены орфограммы. Ученики в своей тетради проверяют)
Учитель.
- Как автор говорит о расположении пятнышек?
Ученик.
- Пятнышки разбросаны.
Учитель.
- Что подчёркивает это слово?
Ученик.
- Расположены в беспорядке, кое – где.
Учитель.
- Что автор хочет показать своим описанием?
Ученик.
- Это нарядная птица.
Учитель.
- Какие слова передают отношение автора?
Ученик.
- Пятнышки, полоски, очень нарядная.
Учитель.
- Каково же отношение автора к свиристелям?
Ученики.
- Автору эти птицы симпатичны, он любуется ими, с удовольствием наблюдает за ними и слушает их песню.
Учитель.
- Теперь выполните задание 4-ое в тетради. Составьте остальные части текста, работайте в парах. А кому будет трудно, я помогу.
Желающая пара учеников читает вторую и третью части текста.
Учитель.
- О чём вы рассказали во второй части?
Один ученик из пары.
- О том, как поют свиристели.
Учитель.
- О чём вы рассказали в следующей части?
Второй ученик.
- О том, что любят свиристели.
111. Составление плана.
Учитель.
- Что нужно сделать дальше?
Ученик.
- Определить порядок частей в тексте.
Учитель.
- Какой частью нужно закончить текст?
Ученик.
- Той частью, в которой рассказывается, как свиристели поют.
Учитель.
- Почему именно так будет правильно?
Ученик.
- В этой части рассказывается, почему этих птиц прозвали свиристели.
Учитель.
- Расположите на своих партах последовательно части текста, чтобы могли все его прочитать.
(Один ученик выходит на класс и выразительно читает текст)
Учитель.
- Нам осталось в тетради выполнить 5-ое задание. Составьте план, работая в парах.
Примерный план.
1. Нарядная птица.
2. Любимое кушанье.
3. Ласковая песенка.
Получившиеся планы ребят.
1. Свиристель – нарядная птица. Нарядная птица свиристель.
2. Их любимое кушанье. Что любят кушать птицы?
3. Песня свиристели. За что прозвали их свиристелями?
Учитель.
- Что старались отразить в заголовках плана?
Ученик.
- Главное в каждой части.
Учитель.
- По плану попробуем текст пересказать, пользуясь записями в тетради.
Один ученик пересказывает. Дополняем, исправляем.
1V. Запись текста.
V. Проверка написанного текста.
Учитель.
- Сколько частей в вашем тексте?
Один ученик читает получившийся текст. Дополняем, исправляем, если необходимо.
V1. Итог урока.
Учитель.
- Чему учились на уроке?
Ученик.
- Составлять текст из предложений и строить описание.
Учитель.
- Расскажите, в каком порядке построили описание птицы в изложении.
Ученик.
- Сначала передал общее впечатление , сказал, какого она цвета. Затем рассказал о крупных деталях в окраске птицы свиристели, а потом – о мелких, о пятнышках. Обязательно дал оценку – нарядная птица.
Учитель.
- Кому было трудно на уроке составить изложение?
- Что было самым трудным?
Ребята отвечали, что трудно записывать составленные предложения. Волновались за грамотное записывание слов. Кто просил словарь, предложила после уроков остаться, чтобы прочитать ещё раз и проверить.