Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вихристюк Людмила Яковлевна,

учитель начальной школы ГБОУ Гимназия № 248.

Цели: формирование умения строить описание; формирование умения группировать предложения в тексте по подтемам; развитие представлений о связи между предложениями в тексте; совершенствование умения составлять план текста.

Ход урока

1       Постановка учебной задачи.

(Каждое предложение напечатано на отдельной полоске.)

Свиристели

  Свиристели прилетают к нам с Севера и остаются на всю зиму.

  Окраска у них розовая. Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица.

  Свиристели очень любят рябину. Её ягоды и зимой висят большими красными гроздьями. Как опустится стайка птиц на дерево рябины, так и не улетит, пока все ягоды не склюёт.

  Поют свиристели негромко, обычно нежно посвистывают и чуть – чуть шипят. Про их песню в народе говорят: ишь как свистят. За эту ласковую песенку и прозвали этих птиц свиристелями.                     (  По Б.Павлову)

 

Учитель.

-  Какая задача стоит перед нами?

Ученики.

-  Составить из предложений текст.

Учитель.

-  Что для этого нужно сделать?  

Ученики.

-  Внимательно прочитать все предложения и расположить их в такой последовательности, чтобы получился текст.

        11.   Составление текста.

         Ученики каждый сам читают самостоятельно предложения.

       Учитель.

       -  О чём рассказывается в этом тексте?

      Ученик.

      -  О птицах свиристелях. 

     (На экране появляется слайд с изображением свиристелей)

     Работа в тетрадях по развитию речи.

Учитель.

-  Какое первое задание нужно выполнить по тетради?

Ученик.

-  Определить количество частей в тексте и записать в тетрадь.

(Ученики в парах обсуждают и принимают решение, что 3 ,  и это записывают в тетрадь)

Учитель.

-  Докажите, что в тексте три части.

Ученик.

-  В одной части говорится о внешнем виде птиц, в другой – о том, как они поют, в третьей – что любят свиристели.

Учитель.

-  Что нужно сделать, прежде чем составлять весь текст?

Ученик.

-  Сначала нужно составить каждую часть.

Учитель.

-  Найдите в нашей тетради основной вопрос урока. На какой вопрос будем искать ответ на уроке?

Ученик.

-  В каком порядке строится описание.  (На экране появляется слайд с основным вопросом урока)

Учитель.

-  Давайте вспомним, как строится описание. В этом нам поможет компьютер.

(Слайд с порядком построения описания.

1.     Общее впечатление.

2.     Крупные детали.

3.     Мелкие детали.

4.     Оценка автора.)

-  Подберите все предложения, в которых даётся описание птицы, её внешнего вида.

(Ученики работают в парах, подбирают  4 предложения, составляют их по плану слайда.

Одна пара читает составленную часть и защищает свой вариант первой части текста. У других учеников есть возможность исправить ошибки.)

Учитель.

-  Почему в таком порядке вы расположили предложения?

Один ученик из отвечающей пары.

-  Сначала мы поставили предложение об окраске птиц, так как оно относится ко всей птице в целом, потом - о крыльях, затем – о пятнышках. Последнее – оценка, отношение автора.

Учитель.

-  Почему нельзя начать с предложения о пятнышках?

Второй ученик из пары ребят.

-  Сначала надо передать общее впечатление, затем описать крупные детали, потом – мелкие. А закончить описание внешнего вида птицы впечатлением, оценкой. Это и есть отношение автора.

Пара ребят садится, и учитель продолжает задавать вопросы всему классу.

Учитель.

-  Какие слова помогают автору описать птицу?

Ученик.

-  Прилагательные, обозначающие цвет.

Учитель.

-  Выпишите их в тетрадь. Это 3 – ье задание в вашей тетради.

-  Какие прилагательные будете использовать при описании птицы?

Ученик читает выписанные слова: розовая, чёрные, яркие, жёлтые, красные.

(На экране слайд с этими словами, в них выделены орфограммы. Ученики в своей тетради проверяют)

Учитель.

-  Как автор говорит о расположении пятнышек?

Ученик.

-  Пятнышки разбросаны.

Учитель.

-  Что подчёркивает это слово?

Ученик.

-  Расположены в беспорядке, кое – где.

Учитель.

-  Что автор хочет показать своим описанием?

Ученик.

-  Это нарядная птица.

Учитель.

-  Какие слова передают отношение автора?

Ученик.

-  Пятнышки, полоски, очень нарядная.

Учитель.

-  Каково же отношение автора к свиристелям?

Ученики.

-  Автору эти птицы симпатичны, он любуется ими, с удовольствием наблюдает за ними и слушает их песню.

Учитель.

-  Теперь выполните задание 4-ое в тетради. Составьте    остальные части текста, работайте в парах. А кому будет трудно, я помогу.

Желающая пара учеников читает вторую и третью части текста.

Учитель.

-  О чём вы рассказали во второй части?

Один ученик из пары.

-  О том, как поют свиристели.

Учитель.

-  О чём вы рассказали в следующей части?

Второй ученик.

-  О том, что любят свиристели.

111.  Составление плана.

Учитель.

-  Что нужно сделать дальше?

Ученик.

-  Определить порядок частей в тексте.

Учитель.

-  Какой частью нужно закончить текст?

Ученик.

-  Той частью, в которой рассказывается, как свиристели поют.

Учитель.

-  Почему именно так будет правильно?

Ученик.

-  В этой части рассказывается, почему этих птиц прозвали свиристели.

Учитель.

-  Расположите на своих партах последовательно части текста, чтобы могли все его прочитать.

(Один ученик выходит на класс и выразительно читает текст)

Учитель.

-  Нам осталось в тетради выполнить 5-ое задание. Составьте план, работая в парах.

Примерный план.

1.     Нарядная птица.

2.     Любимое кушанье.

3.     Ласковая песенка.

Получившиеся планы ребят.

1.     Свиристель – нарядная птица.            Нарядная птица свиристель.

2.     Их любимое кушанье.                         Что любят кушать птицы?

3.     Песня свиристели.                                За что прозвали их свиристелями?

Учитель.

-  Что старались отразить в заголовках плана?

Ученик.

-  Главное в каждой части.

Учитель.

-  По плану попробуем текст пересказать, пользуясь записями в тетради.

Один ученик пересказывает. Дополняем, исправляем.

1V. Запись текста.

V.  Проверка написанного текста.

Учитель.

-  Сколько частей в вашем тексте?

Один ученик читает получившийся текст. Дополняем, исправляем, если необходимо.

V1.  Итог урока.

Учитель.

-  Чему учились на уроке?

Ученик.

-  Составлять текст из предложений и строить описание.

Учитель.

-  Расскажите, в каком порядке построили описание птицы в изложении.

Ученик.

-  Сначала передал общее впечатление , сказал, какого она цвета. Затем рассказал о крупных деталях в окраске птицы свиристели, а потом – о мелких, о пятнышках. Обязательно дал оценку – нарядная птица.

Учитель.

-  Кому было трудно на уроке составить изложение?

-  Что было самым трудным?

Ребята отвечали, что трудно записывать составленные предложения. Волновались за грамотное записывание слов. Кто просил словарь, предложила после уроков остаться, чтобы прочитать ещё раз и проверить.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»