Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIIвида) № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект открытого урока по русскому языку
Тема: «Лексика. Повторение»
7 класс
Разработан: учителем русского языка БСКОУ школы № 609
Мыхиной М. С.
Санкт-Петербург
2013
Урок по теме «Лексика. Повторение»
Урок закрепления изученного материала.
Цели урока:
1) дидактическая – обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы “Лексика”, формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний;
2) коррекционно-развивающая – коррекция речи, памяти, внимания, мышления как один из этапов общей коррекционно-развивающей деятельности учителя; навыков самоконтроля;
3) воспитательная - воспитание гармонически развитой, лингвистически компетентной личности;воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;формирование чувства ответственности за результаты своего труда;формировать ценностное отношение к слову и его лексическому значению; воспитывать способность к самоанализу, умение сотрудничать и работать в группе.
Методы обучения: вопросы, работа в группах, индивидуальная работа, работа у доски, взаимоконтроль, самоконтроль, работа с текстом, работа с лингвистическими понятиями, работа со схемой.
Формы организации урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная.
Оборудование: рабочие листы учеников (Приложение 1), схема «Что? Где? Почему?» (на доске) (Приложение 2), карточки с текстом (Приложение 3), словари синонимов, цветные карандаши.
Ход урока.
I. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь, мы начинаем урок русского языка. Последние две недели мы занимаемся повторением изученного ранее материала. И сегодня мы снова обратимся к повторению. Только вот тему, с которой нам предстоит работать, я вам пока не скажу.
II. Заполнение учебных листов.
Дата, имя, фамилия. Графа «Тема» остается пустой.
III. Задание 1.
Объяснительный диктант.
Один ученик работает у доски, остальные в рабочих листах.
- Пользуясь схемой «Что? Где? Почему?» объясните правописание слов:
Интеллигентный вид, вытереть пыль, схватиться за бок, бесполезный подарок, открыть ключиком, аккуратно сложить, предлагать товар.
IV. Определение темы урока.
- В первом словосочетании из прилагательного выпишите согласную букву-орфограмму в корне (Л).
- Во втором словосочетании из глагола выпишите гласную букву-орфограмму в корне (Е).
- В третьем словосочетании из глагола выпишите согласную букву-орфограмму в корне (К).
- В четвертом словосочетании из прилагательного выпишите согласную букву-орфограмму в приставке (С).
- В пятом словосочетании из существительного выпишите гласную букву-орфограмму в суффиксе (И).
- В шестом словосочетании из наречия выпишите согласную букву-орфограмму в корне (К).
- В седьмом предложении из глагола выпишите гласную букву-орфограмму в корне (А).
V. Запись темы урока в учебный лист.
Лексика.
- Вспомните, что такое лексика?
Лексика– раздел русского языка, который изучает словарный состав языка.
- Сегодня на уроке мы повторим то, что по теме «Лексика» нам уже известно и познакомимся с новыми терминами.
VI. Задание 2.
Работа с лингвистическими понятиями.
- Перед вами на учебных листах даны различные лингвистические понятия. Подчеркните зеленым карандашом только те из них, которые относятся к теме «Лексика и фразеология».
- Все ли термины вам знакомы? (паронимы, омографы). К этим терминам мы вернемся чуть позже.
- Еще раз вспомните, что такое синонимы.
Синонимы – слова, схожие по смыслу, слова – «друзья».
VII. Задание 3.
Работа с текстом.
- Сейчас я прочитаю вам отрывок из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Кто-нибудь из вас слышал о таком произведении? Может быть, даже видел замечательные фильмы, снятые по роману?
- Из этого отрывка вы должны выписать все синонимы, которые услышите, к глаголу умереть.
Учитель читает текст (Приложение 3).
VIII. Работа со словарями.
- У вас на партах лежат словари синонимов. Пользуясь ими, пополните свои списки синонимов.
- А что такое антонимы?
Антонимы – слова, противоположные по смыслу, слова – «враги».
- Устно подберите антонимы к выделенным в тексте словам.
Маленькая, мужчина, говорят.
IX. Работа с новыми терминами.
- Вернемся к заданию 2. Найдите среди перечисленных однокоренное слово к термину «омографы» (омонимы). А знаете ли вы, как переводится корень «омос» с древнегреческого языка? («одинаковый»). А «графос»? («пишу»).
- Сделайте вывод, как пишутся омографы? (одинаково).
- А в чем же разница?
X. Задание 4.
- Посмотрите, перед вами три пары слов. Прочитаем их вслух.
Духи – духи (ду́хи — духи́)
Плачу – плачу (пла́чу — плачу́)
Белки – белки (бе́лки — белки́)
- Так что же такое омографы?
- Запишите определение в свои учебные листы. Это задание 4.
Омографы– слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
XI. Задание 5.
- Может быть, глядя на пары слов в задании 5, вы скажете, что такое паронимы? А каково лексическое значение этих слов?
Обаяние – обоняние (привлекательность, притягательная сила, способность нравиться - ощущение запаха, способность определять запах)
индеец – индиец (коренной житель Америки – житель Индии)
адресант – адресат (тот, кто пишет письмо – тот, кому пишут письмо).
- И это определение, пожалуйста, запишите в учебные листы.
Паронимы(гр. para – возле + onyma – имя) – это слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.
XII. Подведение итогов.
- Итак, какой же была тема нашего сегодняшнего урока? (Лексика).
Совершенно верно. Мы вспомнили различные термины, связанные с этой темой и познакомились с двумя новыми понятиями. Какие новые слова вы сегодня узнали?
XIII. Рефлексия.
- Обратите внимание, что в конце ваших учебных листов нарисован кружочек. Это шаблон для смайлика. Если сегодняшний урок вам понравился, вы все поняли, тогда нарисуйте веселый смайлик. Если что-то осталось непонятным, и вы бы хотели узнать об этом поподробнее, нарисуйте смайлик с открытым ртом. Если же урок вам не понравился, вы ничего не поняли – нарисуйте грустный смайлик.
XIV. Заключительное слово.
- На следующем уроке мы будем говорить о фразеологии, поэтому повторите, что это такое. Материал вы можете найти в учебнике.
Пожалуйста, сдайте мне свои учебные листы. Я просмотрю их, а потом вставлю в ваши папки. Большое спасибо за урок. До свидания.