Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIIвида) № 609

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока по русскому языку

Тема: «Лексика. Повторение»

7 класс

 

 

 

 

 

Разработан: учителем русского языка БСКОУ школы № 609

Мыхиной М. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

Урок по теме «Лексика. Повторение»

 

Урок закрепления изученного материала.

Цели урока:

1)    дидактическая – обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы “Лексика”, формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний;

2)    коррекционно-развивающая – коррекция речи, памяти, внимания, мышления как один  из этапов общей коррекционно-развивающей деятельности учителя; навыков самоконтроля;

3)    воспитательная -  воспитание гармонически развитой, лингвистически компетентной личности;воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;формирование чувства ответственности за результаты своего труда;формировать ценностное отношение к слову и его лексическому значению; воспитывать способность к самоанализу, умение сотрудничать и работать в группе.

Методы обучения: вопросы, работа в группах, индивидуальная работа, работа  у доски, взаимоконтроль, самоконтроль, работа с текстом, работа с лингвистическими понятиями, работа со схемой.

Формы организации урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная.

Оборудование: рабочие листы учеников (Приложение 1), схема «Что? Где? Почему?» (на доске) (Приложение 2), карточки с текстом (Приложение 3), словари синонимов, цветные карандаши.


 

Ход урока.

I.                  Организационный момент:

-     Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь, мы начинаем урок русского языка. Последние две недели мы занимаемся повторением изученного ранее материала. И сегодня мы снова обратимся к повторению. Только вот тему, с которой нам предстоит работать, я вам пока не скажу.

II.               Заполнение учебных листов.

Дата, имя, фамилия. Графа «Тема» остается пустой.

III.           Задание 1.

Объяснительный диктант.

Один ученик работает у доски, остальные в  рабочих листах.

-      Пользуясь схемой «Что? Где? Почему?» объясните правописание слов:

Интеллигентный вид, вытереть пыль, схватиться за бок, бесполезный подарок, открыть ключиком, аккуратно сложить, предлагать товар.

IV.           Определение темы урока.

-     В первом словосочетании из прилагательного выпишите согласную букву-орфограмму  в корне (Л).

-     Во втором словосочетании из глагола выпишите гласную букву-орфограмму в корне (Е).

-     В третьем словосочетании из глагола выпишите согласную букву-орфограмму в корне (К).

-     В четвертом словосочетании из прилагательного выпишите согласную  букву-орфограмму в приставке (С).

-     В пятом словосочетании из существительного выпишите гласную букву-орфограмму в суффиксе (И).

-     В шестом словосочетании из наречия выпишите согласную букву-орфограмму в корне (К).

-     В седьмом предложении из глагола выпишите  гласную букву-орфограмму в корне (А).

V.               Запись темы урока в учебный лист.

Лексика.

-      Вспомните, что такое лексика?

Лексикараздел  русского языка, который изучает словарный состав языка.

-    Сегодня на уроке мы повторим то, что по теме «Лексика» нам уже известно и познакомимся с новыми терминами.


 

VI.           Задание 2.

Работа с лингвистическими понятиями.

-     Перед вами на учебных листах даны различные лингвистические понятия. Подчеркните зеленым карандашом только те из них, которые относятся к теме «Лексика и фразеология».

-     Все ли термины вам знакомы? (паронимы, омографы). К этим терминам мы вернемся чуть позже.

-     Еще раз вспомните, что такое синонимы.

Синонимы слова, схожие по смыслу, слова – «друзья».

VII.        Задание 3.

Работа с текстом.

-     Сейчас я прочитаю вам отрывок из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Кто-нибудь из вас слышал о таком произведении? Может быть, даже видел замечательные фильмы, снятые по роману?

-     Из этого отрывка вы должны выписать все синонимы, которые услышите,  к глаголу умереть.

Учитель читает текст (Приложение 3).

VIII.    Работа со словарями.

-     У вас на партах лежат словари синонимов. Пользуясь ими, пополните свои списки синонимов.

-      А что такое антонимы?

Антонимы слова, противоположные по смыслу, слова – «враги».

-      Устно подберите антонимы к выделенным в тексте словам.

Маленькая, мужчина, говорят.

IX.           Работа с новыми терминами.

-     Вернемся к заданию 2. Найдите среди перечисленных однокоренное слово к термину «омографы» (омонимы). А знаете ли вы, как переводится корень «омос» с древнегреческого языка? («одинаковый»). А «графос»? («пишу»).

-      Сделайте вывод, как пишутся омографы? (одинаково).

-      А в чем же разница?

X.               Задание 4.

-      Посмотрите, перед вами три пары слов. Прочитаем их вслух.

Духи – духи (ду́хи — духи́)

Плачу – плачу (пла́чу — плачу́)

Белки – белки (бе́лки — белки́)

-      Так что же такое омографы?

-      Запишите определение в свои учебные листы. Это задание 4.

Омографы– слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.

XI.           Задание 5. 

-     Может быть, глядя на пары слов в задании 5, вы скажете, что такое паронимы? А каково лексическое значение этих слов?

Обаяние –  обоняние (привлекательность, притягательная сила, способность нравиться - ощущение запаха, способность определять запах)

индеециндиец (коренной житель  Америки – житель Индии)

адресант – адресат (тот, кто пишет письмо – тот, кому пишут письмо).

-      И это определение, пожалуйста, запишите в учебные листы.

Паронимы(гр. para – возле + onyma – имя) – это слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

XII.        Подведение итогов.

-      Итак, какой же была тема нашего сегодняшнего урока? (Лексика).

Совершенно верно. Мы вспомнили различные термины, связанные с этой темой и познакомились с двумя новыми понятиями. Какие новые слова вы сегодня узнали?

XIII.    Рефлексия.

-     Обратите внимание, что в конце ваших учебных листов нарисован кружочек. Это шаблон для смайлика. Если сегодняшний урок вам понравился, вы все поняли, тогда нарисуйте веселый смайлик. Если что-то осталось непонятным, и вы бы хотели узнать об этом поподробнее, нарисуйте смайлик с открытым ртом. Если же урок вам не понравился, вы ничего не поняли – нарисуйте грустный смайлик.

XIV.    Заключительное слово.

-     На следующем уроке мы будем говорить о фразеологии, поэтому повторите, что это такое. Материал вы можете найти в учебнике.

Пожалуйста, сдайте мне свои учебные листы. Я просмотрю их, а потом вставлю в ваши папки. Большое спасибо за урок. До свидания.

 


alt

alt

alt

 

alt

 

alt

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»