Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование занимательных заданий и упражнений для повышения качества знаний обучающихся по русскому языку

Перелыгина Татьяна Александровна

учитель русского языка и литературы ГБОУ № 583

 

1.     Теоретическая часть.

1.1. Отличительные признаки занимательных заданий и упражнений.   

Как сделать урок русского языка интересным?  Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании занимательных заданий  и упражнений (вызывающих интерес самими формами работы).
Занимательные задания и упражнения включают в себя целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак занимательных заданий  и упражнений - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
    - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
    - необычные условия работы;
    - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Занимательные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?" и в виде житейских и фантастических ситуаций, инсценировок, лингвистических сказок, загадок, "расследования").

 

1.2. Зачем применять занимательные задания и упражнения?

Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом. Ведь занимательные задания и упражнения на уроках – это игра, а игра – воспитатель. В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, то, от чего зависит судьба ребенка: его умение общаться с другими людьми, успешность учебы, качества, необходимые в семье.

Занимательные задания и упражнения – прекрасное средство развития. Каждое задание развивает целый спектр разнообразных способностей, позволяет учить так, чтобы учение было ему в радость и приносило пользу, не превращаясь в забаву, чтобы вопрос о раскрытии творческих резервов личности из вопроса злободневного превратился в вопрос решаемый. Занимательные упражнения и задания требуют от детей не меньших умственных затрат, чем традиционно организованная серьезная учебная деятельность. Совсем необязательно при обучении полностью заменять традиционные уроки занимательными, но регулярное использование занимательных заданий приносит большую пользу. Такие задания вызывают интерес к урокам русского языка, позволяет ставить проблемные вопросы, решать задачи опережающего обучения. Известно, что учебная деятельность часто бывает сопряжена не столько с внутренними побуждениями, сколько с побуждениями внешнего плана. Внешний стимул (занимательные задания) первоначально, когда познавательный интерес неустойчив, выступает как средство активизации учебной деятельности.

Занимательные задания и упражнения позволяют сравнительно легко преодолеть педагогическую запущенность по предмету, сопровождающуюся неустойчивостью эмоций, пониженным настроением, раздражительностью, выражающуюся в отрицательном отношении к русскому языку.

         

2.     Практическая часть.

2.1. Виды занимательных заданий и упражнений.

v«Перевод с русского на русский»

Этот вид занимательных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена ("перевод") делает высказывание точным, понятным, правильным.
К занимательным заданиям этого типа относятся:
    - "перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов;
    - "перевод" текстов (или составление словарей к ним), написанных на несуществующем языке по типу "глокой куздры";
    - "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на "язык" другого стиля (лингвистические сказки, образное толкование слов-терминов);
    - "перевод" (расшифровка смысла) языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта или в целях привлечения внимания к речевым ошибкам учащихся (на примерах произведений юмористического плана или ученических работ).

    Задание 1.Статья журналистки О.Чегодаевой называется "Чем отличается линер от роллера, знает каждый лицеист". "Переведите" название статьи, предварительно прочитав отрывки из нее. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, "проэкзаменовав" друг друга.

 Дети-то давным-давно все изучили и теперь экзаменуют родителей. Вопрос на засыпку: чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а тот, в свою очередь, от капиллярной ручки? Оказывается, маркер на кончике имеет скос, что позволяет проводить широкую ровную линию. Эта линия прозрачная, а краска, которой заправлен маркер, фосфоресцентная. Подчеркнутый (а точнее, зачеркнутый) маркером текст бросится в глаза даже самым невнимательным. Линер - тонко пишущий фломастер, а роллер - тот же фломастер, только сделанный по типу шариковой ручки. Капиллярной ручкой можно писать не только по бумаге, но и по пленке и по стеклу.... Нотес не надо путать с нотами, ноты - для музыкантов, нотес - для всех. Симпатичные блокнотики разного формата с отрывающимися листочками полюбились школьникам. Сами листочки клеящиеся, их можно прилеплять куда угодно. ... С роллерами и линерами вроде бы разобрались, переходим к степлерам. Степлеры - машинки для скрепления листов металлическими скобками.... Есть в продаже и антистеплер - инструмент, удаляющий скобки.

     Задание 2.У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая комедия под названием "Фыва пролдж", написанная на несуществующем языке. Но даже не зная его, вы сможете "перевести" на русский язык отрывок из этой комедии и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?

                                                                               Фыва пролдж
    Индякие:
    Ляпупа
    Бутявка
    Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы.
    Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли?
    По напушке шается Бутявка.
    Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
    Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе!
    Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
    Л я п у п а. И не фыва, и не пролдж.
    Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы.
    Бутявка. Оее, осее. Фы...ва! Про...пр... (лепещется у Ляпупы в клямсах).
    Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр...
    Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и - бздым! - отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.

 

vЛингвистические «угадайки» 

Работа над занимательными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от "перевода с русского на русский", они должны либо восстановить "первоисточник" (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру-задачу под названием "кроссворд" (без привычного заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание).
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).
Из занимательных заданий этой группы можно отметить следующие:
    - угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
    - расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
    - разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);
    - игры-задачи "Я задумала слово", "Вопрос - ответ" и др.

 

Задание 1.Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Гла»" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел.
Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.
Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

 

Задание 2.Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1.Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями. 7. Отсеминедужник. (По материалам газеты "Московский комсомолец".)

 

vЛингвистические «почемучки»

Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и не шаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

К заданиям этой группы относятся:
    - вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);
    - вопросы занимательного характера (в их основе - внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, "неожиданные" или "детские" вопросы).

    

Задание 1.Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?
2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? (По И.М.Подгаецкой.)
3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?
Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".

    

Задание 2.Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки? 4. Какую строчку не прочитать? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану? (По материалам газеты "Московский комсомолец".)

 

vМикроисследования

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь, так же как и в предыдущем типе заданий, за внешней простотой формы - серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.
Наиболее типичны следующие:
    - развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);
    - сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);
    - исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

 

Задание I.Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

1. Что общего между шпаргалкой и леленкой? 2. Что общего между капором, капюшоном и капустой? (По И.М.Подгаецкой.) 3. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? 4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый? 5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

 

Задание 2.Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).

1.Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка?)
2. Портреты суффиксов (-чик - -щик, -тель), приставок (пре- - при.-, раз- - рас-, с-), корней-омонимов.
3. Знакомые незнакомцы (о заимствован-ных словах).
4. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)
5. История слов в истории города (о топонимах).
6. Пропала буква (детективное расследование).

                                                                      

vЗадания «на засыпку» 

Нестандартный подход к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
К занимательным заданиям этого типа можно отнести:
    - диктанты "на засыпку";
    - редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
    - подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу "кто больше?";
    - упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу "третий лишний").

 Задание. "Предметные" (терминологические) диктанты. Запишите, одним словом, диктуемые словосочетания.

Лингвистический диктант

Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Вода, от воды, к воде... Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль...

Литературоведческий диктант

Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания. Литературное воровство.

Математический диктант

Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, делящая угол пополам. 1000 грамм. 100 килограмм. 1000 килограмм. 1000 метров.

Исторический диктант

Вооруженное нападение одного государства на другое. Власть народа. Отсутствие всякой власти. Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое. Политика устрашения, насилия, подавления

 

2.2. Занимательные игры со словами.

Игры и развлечения со словами по своей популярности занимают одно из лидирующих мест.

Игры со словами расширяют эрудицию, развивают культуру речи и кругозор, учат работать со словарями. Немалое значение словесные игры имеют и для развития мышления и речи, поэтому они часто используются воспитателями детей.

Игры со словами дают возможность потренировать память и проявить свою эрудицию. От играющих, помимо эрудиции и большого словарного запаса, требуются немалые комбинаторные способности, ведь здесь приходится производить большой перебор букв и слов.

vНаборщик

Одна из самых распространенных игр - в слова.

Берется слово, и из его букв составляются или, иначе, набираются более короткие слова. Выигрывает тот, у кого окажется больше слов. Разрешается набирать только существительные, нарицательные, в именительном падеже и в единственном числе. Чтобы избежать лишних споров, можно договориться о том, в каких словарях или энциклопедиях должны содержаться слова. Если никаких словарей под рукой нет, то решение о допустимости слова в случае разногласий определяется мнением большинства.

Если в "наборщика" играют четверо то слово, которое составлено лишь одним участником, оценивается в 3 очка, составленное двумя - в 2 очка, тремя - в 1 очко, а если оно записано всеми, то просто вычеркивается (0 очков).

 

vАнаграммы

Мастера словесных игр знают много важных, секретов, и один из основных - это анаграммы. Если из всех букв данного слова можно составить другое, то каждое из них называется анаграммой. Два или большее число слов, составленных из одних и тех же букв, образуют блок анаграмм.

     Например:

КОЛБА - БОКАЛ

ПРИКАЗ - КАПРИЗ

 

     Продолжите блок из трех пятибуквенных анаграмм:

КАРТА - ..... - .....

     Блок из четырех пятибуквенных анаграмм:

КЛОУН - ..... - ..... - .....

     Блок из двух шестибуквенных анаграмм:

КОРШУН - ......

 

     Например, в  слове ЛЕКАРСТВО есть блок из шести пятибуквенных слов:

АВТОР - ..... - ..... - ..... - ..... - .....

     В нём содержится также два блока красивых шестибуквенных анаграмм:

ВЕКТОР - ......

КОРСЕТ - ......

     Кроме того, ЛЕКАРСТВО дает блок из четырех четырехбуквенных анаграмм:

СОРТ - .... - .... - ....

    

Придумайте анаграммы к словам:

МАТЕРИК

МОШКАРА

АПЕЛЬСИН

НОРМАТИВ

ВЕРТИКАЛЬ

ГЕОМЕТРИЯ

МОНОГРАММА

ГРАФОЛОГИЯ

РАТИФИКАЦИЯ

СТАРОРЕЖИМНОСТЬ

 

vСинонимы, антонимы, омонимы

Словарный запас и быстроту реакции развивают игры, в которых надо придумывать рифмы, синонимы (слова с тем же значением, что и данное) или антонимы (слова с противоположным значением). Например, ведущий называет какие-нибудь слова (скажем, "темнота", "зной", "горе"), а играющие должны к каждому из них подобрать синоним и антоним:

ТЕМНОТА - МРАК, СВЕТ;

ЗНОЙ - ЖАРА, ХОЛОД;

ГОРЕ - СКОРБЬ, РАДОСТЬ.

Кто быстрее справится с задачей, тот и выигрывает.

Можно искать не только синонимы и антонимы, но и омонимы (слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное значение).

Хорошо известен омоним КОСА (волосы; орудие для косьбы; отмель).

Существуют омонимы с четырьмя значениями (например, слова БОКС, ЛАВА, НАТАСКИВАНИЕ).

    

vЦепочки слов

Большая изобретательность требуется в игре "цепочки слов", в которой используются метаграммы, то есть пары слов, получающиеся друг из друга заменой одной буквы.

Задача состоит в том, чтобы для данной пары слов придумать цепочку метаграмм, превращающую одно из этих слов в другое. Каждое последующее слово получается из предыдущего заменой ровно одной буквы. Победителем становится тот, чья цепочка короче.

Попробуйте найти следующие метаграммы:

Девять метаграмм слова ДОМ. Каких?

Еще больше метаграмм, целых 11, дает КОЧКА. Каковы они?

При построении цепочек метаграмм интересны пары слов, представляющие собой антонимы или смешные противопоставления. Самые знаменитые цепочки те, в которых из МУХИ делают СЛОНА. МУХА превращается в СЛОНА за 16 ходов.

За 17 ходов НОЧЬ меняется на ДЕНЬ.

За 11 ходов РЕКА превращается в МОРЕ.

За 13 из ТЕСТА можно приготовить БУЛКУ.

Путешествие во времени займёт 19 ходов: МИГ превратится в ЧАС, затем в ГОД, потом возникает ВЕК и в конце концов получится ЭРА.

     

vАссоциации

Игра "ассоциации" очень похожа на "цепочки слов". Отличие состоит в том, что в ней требуется найти кратчайшую цепочку ассоциативных переходов между двумя данными словами.

Два слова считают ассоциативно связанными, если между ними есть что-то общее - смысловая, логическая или какая-то иная связь.

Два весьма отдаленных понятия иногда удается связать между собой всего за несколько ходов. Например, слова НЕБО и ЧАЙ - всего за четыре хода:

НЕБО - ЗЕМЛЯ - ВОДА - ПИТЬЕ - ЧАЙ.

В данном ряду слов ассоциативность соседей не вызывает сомнения. Однако ассоциация, конечно, не такое точное понятие, как метаграмма, и поэтому в игре не исключены споры, которые приходится решать голосованием.

Попробуйте связать цепочками слова:

МОЛОКО и ЧЁРНЫЙ

СМЕХ и САЛАТ

ДИРЕКТОР и МЫШЬ 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»