Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Внеклассная работа по русскому языку -  факультативные занятия, мероприятия, индивидуальные самостоятельные занятия по самообразованию является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

Главной целью внеклассной работы является развитие у школьников познавательного интереса к русскому языку – основного и очень важного внутреннего мотива обучения. Этот интерес развивается, прежде всего, на уроках, но и внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Внеклассные занятия по целям, задачам и содержанию существенно отличаются от уроков.  Цели внеклассной работы: привить учащимся любовь к великому русскому языку, развить у них интерес к языку как к учебному предмету, повысить их общую языковую культуру. Указанными целями и определяются общие задачи внеклассной работы:  расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки,  получаемые учащимися на уроках; научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили и язык, и книгу как источник знания; развить творческие способности учащихся.

Успех решения всех названных задач во многом зависит от умения правильно организовать внеурочные занятия.

Принципы организации дополнительных занятий по русскому языку реализуются при отборе материала и проведении самих мероприятий. Так, сущность принципа связи внеклассной работы с уроками русского языка заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.

Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся  удовлетворяет потребности как сильных, так и слабых учеников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по своему интересу и по своим способностям, имеет большую значимость при проведении внеклассных занятий, чем классных. Кроме того, принцип индивидуального подхода способствует тому, что внеклассная работа становится своеобразной формой развивающего и воспитывающего обучения.

Следующий - принцип систематичности в подаче языкового материала. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении языков, материала и в выработке речевых навыков. Принцип системности образования требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически.

Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы, преподнесения языкового и речевого материала поддерживает и закрепляет интерес к внеклассной работе: чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.

Принцип добровольности требует, чтобы участие школьников во внеклассной работе не было принудительным, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время. Соблюдение этого принципа, безусловно, требует проведения внеклассных мероприятий увлекательно, живо и интересно.

Принцип массовости или привлечения к внеклассной работе как можно больше учащихся способствует активизации интереса учащихся к внеклассной работе,  разъяснению ее пользы в практическом и творческом овладении русским языком.

Одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе является принцип занимательности. Занимательность внеклассной работы тесно связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы. Она достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения технических средств обучения и средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д.

Одним из центральных вопросов организации внеклассной работы по русскому языку является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка содержание внеклассной работы должно соотноситься с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Вместе с тем, внеклассная работа не должна подменять уроки, ее задача – закреплять и углублять получаемые на уроках знания.

Во внеклассных занятиях рассматриваются вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по русскому языку, но интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического кругозора. Эти вопросы отличается своей новизной и информативностью, например: «Как люди научились говорить?», «Почему люди говорят на разных языках?», «Русский язык на земном шаре», «Как люди научились писать?», «Языки и народы», «Говорят ли животные?» и др.

Практика преподавания русского языка в 5-6 классах свидетельствует также о широком использовании во внеклассных занятиях межпредметных связей - между русским и родным языками, русской и родной литературами, использованием знаний, полученных на уроках иностранного языка, истории, географии и др. Например, учащиеся могут подготовить сообщение о порядке слов в предложении русского и изучаемого иностранного языка, о роде заимствованных существительных и т. д. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о происхождении письменности, книгопечатания, о заимствованных словах. Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению знаний и умений, так и активизации естественной речевой деятельности школьников, развитию их познавательного интереса и навыков творческой деятельности.

Стимулированию речевой активности учащихся и обогащению их речи во многом способствуют посещение кино, театра, просмотр видеофильмов и телепередач, чтение газет и журналов. Развитию творческих способностей – включение игровых и кружковых компонентов, к примеру, составление грамматических загадок и шарад, написание небольшого сочинения или рассказа (на грамматические и свободные темы),  научно-исследовательская, поисковая работа, работа кружка юных лингвистов и т.д. Значение развития творческой активности и самостоятельности отмечал Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели бы самостоятельное приложение этих сведений».

Важным принципом внеклассной работы, направленной на развитие творческого потенциала школьника, является специфический принцип развития речи, особенно устной речи. Учащиеся готовят устные сообщения, проводят беседы, выступают с докладами, упражняются в выразительном чтении стихов, иногда и собственного сочинения, отрывков из художественной литературы. Развитие устной речи – это, во-первых, повышение культуры устных ответов (точность, связность, логическая выразительность), а во-вторых, реализация принципа укрепления связи школы с жизнью. Каждое детское выступление необходимо поощрять, с тем, чтобы школьники как можно больше говорили и совершенствовали свою речь.

Формы организации внеклассной работы по русскому языку отличаются разнообразностью. Многие из форм обучения, зародившиеся в процессе внеклассной работы, широко используются в практике преподавания на уроках русского языка: уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки и т.д.

К индивидуальным видам внеклассной работы, используемых в 5-6 классах, относятся; заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков, работа над ролью (при подготовке инсценировок к утреннику), подбор языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной форме), чтение детских книг, сказок на русском языке и некоторые другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых (кружок русского языка, экскурсии в библиотеку, на природу, на производство и т. д., викторины и др.) и массовых (утренники русского языка, праздники сказки, детской книги или поэзии, выставки детских книг, лучших тетрадей, детских рисунков, конкурсы на лучшую тетрадь, письменную работу или на  лучшего чтеца), олимпиады, дни русского языка, кукольный театр) и другие виды внеклассных мероприятий.

Что касается периодичности проведения внеклассных занятий, то некоторые из них проводятся систематически, по особому расписанию, другие - эпизодически, один-два раза в год. Например, регулярно, один раз в две недели, проводятся занятия кружка русского языка; регулярно, раз в месяц, выпускаются листки русского языка и стенная газета. Такие массовые виды внеклассной работы, как утренник русского языка, праздник поэзии (или другие праздники), выставка лучших тетрадей, конкурсы, проводятся обычно эпизодически, один-два раза в год.

В школе успешно проходят также такие мероприятия, как смотр лингвистических газет и лингвистический КВН. Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку с учащимися 5-6 классов кружковая работа по праву занимает ведущее положение как основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы, способствующий развитию творческого потенциала учащихся. Кружок русского языка (занимательной грамматики, культуры речи, юных корреспондентов и т.д.) организуется из учащихся одного или параллельных классов и относится к групповым формам работы по интересам с закрепленным составом учащихся. Созданию кружка, как правило, способствуют массовые формы внеклассной работы: вечера русского языка, олимпиады, различные конкурсы,  выставки научно-популярных книг по русскому языку, выпуски стенгазет и т.д., а также регулярные беседы о русском языке, открывающие перед школьниками богатый мир русского слова и на конкретных примерах убеждающие в практической пользе дополнительных занятий во внеурочное время.

Вопрос о содержании кружковой работы является наиболее острым и сложным в связи с тем, что деятельность этой формы внеклассной работы рассчитывается, как правило, на целый учебный год, с периодичностью раз в две недели, и необходимо четко определить ее тематику. В плане работы кружка обычно указывается последовательность тем, примерные формы и методы работы по каждой из них, виды самостоятельных заданий на период между занятиями кружка, сроки проведения и ориентировочное количество занятий по той или иной теме. При всем разнообразии структуры тематического кружка сохраняются единые требования: систематичность и системность работы, занимательность формы при строго научном содержании, положительный эмоциональный фон, тематическое единство материалов, способствующих познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Так, для кружка по занимательной грамматике с учащимися 5 класса требуется обязательная опора на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. Практические работы, являющиеся основой занятия, строятся с учетом имеющихся у школьников знаний, которые в процессе решения задач и выполнения упражнений обогащаются. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Опыт работы кружка показал, что занятия можно строить на основе материала, изучаемого в данное время в классе (в этом случае внеклассные занятия являются как бы естественным продолжением учебных занятий), так и независимо от программного материала и времени его изучения. Игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера и помогают учащимся глубже осознать текущий материал и убедиться в практической пользе грамматики. В занимательной форме можно и повторять пройденное, и закреплять текущий материал, и знакомить с еще не изученными грамматическими темами.

В кружке занимательной грамматики учащиеся работают с большим увлечением. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, интересных задач). Такой кружок не только расширяет и углубляет знания, но и прививает любовь к внеклассной работе, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность, творческие способности и творческое мышление.

Однако занятия такого кружка не могут сводиться только к грамматическим играм. В соответствии с методикой, предложенной М.М.Морозовой, материал к занятиям подбирается таким образом, чтобы каждое занятие обогащало детей новыми знаниями[1]. Поэтому все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или в соответствии с видом работы. Например, одно занятие может быть посвящено употреблению местоимений в речи с подбором различных курьезных случаев, приводящих к двойному смыслу фразы, а другое – литературному редактированию, включающему неверное употребление не только местоимений, но и других частей речи (скажем, деепричастий или таких предлогов, как «благодаря»).

Тематическому разнообразию содержания занятий должно соответствовать и разнообразие форм и методов работы. Так, игровой момент, как и на уроке, разряжает обстановку, снимает напряжение и повышает интерес к занятию. Поскольку занятия кружка довольно постоянны и продолжительны во времени, учитель должен использовать различные варианты преподнесения материала и методы работы, уча детей анализировать, формулировать собственные мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос, слушать собеседника и т.д.

Своеобразным итогом работы кружка, отчетом о его работе может стать «Тематический вечер»

Подобно олимпиадам, творческий характер носят также различные конкурсы. Это могут быть конкурсы на самый грамотный диктант (для каждого класса дается свой текст несколько повышенной трудности), лучшую стенную газету, рукописный журнал, лучшее чтение стихов о русском языке, лучшую тетрадь по русскому языку (учитывается грамотность и опрятность) и т.д.

В целях привлечения к внеклассной работе как можно большего числа учащихся широкое распространение получили такие ее виды, как День русского языка или Неделя (Декада) русского языка. Эти мероприятия проводятся как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к русскому языку и оказывающий воздействие на развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся. Так, эффективной постоянно действующей формой внеклассного занятия с учащимися 5-6 классов, ориентированной на развитие творческого потенциала школьника, зарекомендовала себя Неделя русского языка. Опыт показывает, что учителя-словесники используют самые различные формы проведения Недели русского языка - устный журнала, научно-практическая конференция, викторина, утренник или творческий конкурс. Выбор мероприятия зависит от темы «Недели». Так, Неделю орфографии нередко открывает конкурсный диктант повышенной трудности с шуточным содержанием или конкурс грамотеев. Для Недели русской диалектологии характерно проведение утренника с включением инсценированных фрагментов из русских народных сказок и былин, других фольклорных материалов. Главным мероприятием Недели этимологии является конференция о происхождении русских слов или викторина, в которую включены забавные истории о происхождении слов, лингвистические казусы и парадоксы. Тематика Недель очень обширна - фонетика, лексика (топонимика, ономастика, терминология, этимология и др.), фразеология, орфография, пунктуация, грамматика (морфология, синтаксис), культура речи, стилистика, лингвистика текста и т. д.

Интересна и практически значима методика проведения Недели русского языка для учащихся 5-6 классов, предложенная Н.Н.Ушаковым. Анализируя практику объединения нескольких эпизодических форм внеклассной работы одной общей идеей, Н.Н.Ушаков предложил проведение «Недели  русского языка» в форме путешествия в Страну русского языка.

Мероприятие анонсирует объявление о том, что школа начинает (указывается дата) путешествие по стране русского языка, во время которого учащиеся могут побывать в городе Алфавите, в пещере Архаизмов, на плоскогорье Знаков препинания, на архипелаге Междометий, посетить другие, не менее интересные места. Разработанная педагогами программа путешествия обещает быть интересной, полезной и запоминающейся. Кроме того, каждому классу предлагается самостоятельно выбрать средство передвижения, определить маршрут путешествия, завести бортжурнал, запастись материалами для специального выпуска  газеты-бюллетеня, подготовиться к участию в конкурсе любителей русского языка и заключительном вечере. В объявлении указываются основные «путеводители» по стране русского языка – книги «Слово о словах» Л. Успенского, «В мире слов» Б. Казанского, «Как рождаются и живут слова» М. Феллера и др.

Готовясь к путешествию, дети знакомятся с картой Страны русского языка, каждый класс вырабатывает свой маршрут путешествия, в который входит обязательное посещение 2-3 пунктов всем классом, день самостоятельных путешествий и отчет о нем, веселый привал и участие в заключительном вечере русского языка.

Неделя русского языка – общешкольное мероприятие, главная организующая роль в котором, безусловно, принадлежит учителям русского языка. Их энтузиазм, желание заинтересовать учащихся своим предметом, знание методики проведения подобных мероприятий, творческий подход  и фантазия оказывают плодотворное воздействие на школьников.

К другим, не мене важным и интересным видам внеклассной работы следует отнести экскурсии в библиотеки, дома-музеи, типографии и т.д.; различные конференции по языку с докладами и конкурсами; стенные газеты, уголок русского языка или кабинет русского языка, журнал и т.д. Чем разнообразнее виды внеклассной работы по русскому языку, тем живее интерес учащихся к ней со стороны участников, тем эффективнее ее влияние на развитие творческого потенциала.


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»