Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

(урок русского языка в 5 классе)

 

Павлова Алевтина Николаевна,
учитель русского языка и литературы школы №297
Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

Тип урока: комбинированный.

Цель: углубить знания учащихся о категории “одушевлённое – неодушевлённое”.

Задачи:

Обучающие:

·                    формировать умение различатьодушевленные и неодушевленные имена существительные,

·                    обогащать словарь учащихся,

·                    развивать умение находить олицетворение.

Развивающие:

·                    развивать познавательную активность, речь, мыслительные операции;

·                    развивать воображение, внимание, память. 

Воспитывающие:

·                    воспитывать интерес к предмету, доброжелательность, умение работать в паре, группе,  активность, самостоятельность.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование:словарные слова для стенда  масленица, фейерверк, орфографические словари, цветные карандаши, магнитофон, аудиокассета с песней “Улыбка”, DVD-плейер, DVD-дискис кинофильмом “Сибирский цирюльник” режиссёра Н. Михалкова и мультфильмом“Одуванчик – толстые щеки”, рабочий лист ученика(цы), карточка с поэтическими текстами.

 

План урока

Время

1.

Организационный момент.

3 мин.

2.

Повторение изученного. Подготовка к усвоению нового материала.

3 мин.

3.

Словарно-орфографическая работа.

10 мин.

4.

Физминутка.

1 мин.

5.

Изучение нового материала.

7 мин.

6.

Закрепление новых знаний.

13 мин.

7.

Итог урока.

2 мин.

8.

Домашнее задание.

3 мин.

9.

Рефлексия.

3 мин.

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

(Звучит аудиозапись песни “Улыбка”).    - Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок. Приготовьте все необходимое для работы, сядьте удобнее, подарите всем присутствующим свои милые и добрые улыбки.

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и классная работа (запись на доске:

Восемнадцатое февраля.

Классная работа.)

Входят в класс под музыку.

Садятся за рабочие места.

 

 

 

Открывают тетради и записывают.

 

 

2.

- Возьмите, пожалуйста, конверт № 1 (Приложение № 1) и откройте его. Подпишите лист. Вглядитесь внимательно в слова и попытайтесь найти принцип, по которому их можно было бы разделить на две группы (цветок, дом, девочка, дерево, друг, кукла, город, свеча, конь). Выберите два цвета, например, красный и желтый, и закрасьте красным цветом слова, которые Вы отнесете к одной группе, а желтым цветом – слова из другой группы.

- Объясните принцип, по которому Вы разделили слова.

 

 

- Запишите тему урока в тетрадях (запись на доске: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.)         Несмотря на то, что тема вам знакома, я уверяю вас, что Вы сделаете сегодня удивительное открытие.

Учащиеся открывают конверты  и выполняют задание, закрашивая слова с помощью карандаша (цветок, дом, девочка, дерево, друг, кукла, город, свеча, конь).

 

 

 

 

 

Ответы учащихся (вариант: Имена существительные одушевленные и неодушевленные).

 

Записывают тему урока.

3.

- Что вам известно об одушевлённых – неодушевлённых существительных?

- Но, основываясь только на вопросе, вы рискуете ошибиться в некоторых случаях.

- Сейчас Вы увидите видеофрагмент из кинофильма режиссёра Н. Михалкова“Сибирский цирюльник”. Запишитесуществительные, обозначающие предметы, увиденные на экране (включается видеозапись).

- Проверьте себя и загляните в словари     (на партах лежат орфографические словари). Выполните эту работу в паре.

- Выписали ли вы слово, обозначающее праздник, который вы увидели? Проверьте себя (на доске карточка со словом масленица) и запишите в справочник в раздел «Трудные слова».

- Послушайте сообщение о масленице, подготовленное учеником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Какое существительное из эпизода обозначает “цветные огни, получаемые в воздухе при сжигании различных пороховых составов во время торжеств, праздников”?(на доске карточка со словом фейерверк). Запишите в справочник.

- Вернемся к листу заданий. Определите падеж и число записанных слов, укажите их в первой строчке (Приложение 1): девочки, цветы, люди, толпы, куклы.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Просмотр видеозаписи.

Выполняют задание.

 

 

Открывают словари и находят ответы (работают в паре).

Ответы учащихся.

Записывают в справочник.

 

 

Выступление ученика:

Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года. Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах.  К концу недели делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю.

Ответ ученика (фейерверк).

 

Выполняют задание.

- Именительный падеж, множественное число.

 

4.

- А теперь немного отдохнем.

  Несколько раз глубоко вдохните и             выдохните: вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз - вдох – выдох.

 Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева.

 Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите             нос – вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное.

  Поднимите и опустите плечи: вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!

  А теперь улыбнитесь мне – урок продолжается.

Выполняют упражнения.

 

5.

- Поставьте каждое существительное в форму множественного числа винительного и родительного падежей. Выполните работу в четверке.

- Сравните окончания слов в именительном, родительном и винительном падежах. Есть ли, на ваш взгляд, в изменении падежных окончаний какая-либо закономерность, в чем она заключается?

- Теперь, в соответствии с закономерностью, которую Вы обнаружили, разделите существительные из таблицы на две группы, подчеркивая слова одной и другой группы разными цветами.

 

 

- Одушевлённость – неодушевлённость – это не понятие “живое – неживое”, это грамматическая категория. Дело в том, что у одушевлённых существительных окончаниеввинительном падеже множественного числа совпадает с формой  окончания в  родительном падеже множественного числа, например:  увидел девочек - винительный падеж (нетдевочек - родительный падеж). А у неодушевлённых существительных вомножественном числе совпадают окончания в винительного и именительного падежей, например:  увидел цветы - винительный падеж  (цветы цвели- именительный падеж). Для грамматики совсем не важно, дышит кукла или нет. Правда, удивительно? Русский язык хранит ещё много тайн, нужно только не лениться открывать их.

 

Выполняют задание.

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

Ответы учащихся:

Девочки – девочек- девочек

цветы – цветов – цветы

люди - людей – людей

толпы - толп - толпы

куклы - кукол - кукол

 

6.

1) – Попробуйте в паре определить одушевлённость – неодушевлённость записанных на доске существительных: микробы, одуванчики,  лешие,   молодёжь, травы, жареные цыплята, бактерии, мертвецы.

- Проверим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) - Посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент (включается кадр из мультипликационного фильма “Одуванчик – толстые щеки”).
- Объясните, чего не может быть в жизни?

- Как называется этот художественный приём?

3) - Возьмите, пожалуйста, конверт № 2 (Приложение № 2) и откройте его. Прочитайте  отрывки из стихотворений С.А. Есенина, найдите олицетворения и подчеркните их. Выполните работу в четверке.

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Дремлет взрытая дорога

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать седой зимы осталось.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшего крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

- Проверим, что у вас получилось.

Выполняют задание.

 

 

 

 

Ответы учащихся.

Микробы – микробов - микробов, одуванчики – одуванчиков – одуванчики, лешие – леших -  леших, молодёжь – молодёжи - молодёжь, травы – трав - травы, бактерии - бактерий – бактерии,  мертвецы – мертвецов – мертвецов, жареные цыплята – жареных цыплят - жареных цыплят.

 

Просмотр видеозаписи.

- Одуванчик не может разговаривать, смеяться, огорчаться.

 

- Олицетворение.

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

7.

- Какие же открытия вы сделали сегодня?

Ответы учащихся.

 

8.

- Запишите домашнее задание в тетрадь:

1. Подобрать примеры олицетворений в поэтических текстах. 2. Сочинить сказку, в которой неодушевлённые существительные выступали бы в роли живых существ (запись на доске). Укажите в дневниках: смотри тетрадь.

Записывают домашнее задание в тетради и  дневники.

9.

- Ребята, Вы сегодня были очень внимательными, активными. Кто сделал всё верно, работал активно, не допустил ошибок, раскрасьте лепестки цветка оранжевым цветом. Если были ошибки, но вам удалось их исправить, то – синим.  Поднимите руки, у кого цветок получился с оранжевыми лепестками. Спасибо. А у кого с синими? Спасибо.

- Посмотрите на солнышко и тучку. Ребята, если вам было интересно на уроке, раскрасьте солнышко, а если не очень интересно – раскрасьте тучку.

Поднимите руки, кто раскрасил тучку. Спасибо. А кто солнышко?  Спасибо.

 (Звучит аудиозапись песни “Улыбка”).

- Я хочу подарить вам на память “улыбку” с самыми добрыми             пожеланиями, откройте конверты, лежащие на ваших столах, возьмите             себе “улыбку” и, глядя на нее, чаще улыбайтесь, дарите людям             радость. Урок окончен. До свидания.

Выполняют задание, поднимают руки.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, поднимают руки.

 

Учащиеся открывают конверты.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Рабочий лист ученика (цы) ________________________________________

 

ЦВЕТОК            ДОМ                  ДЕВОЧКА

ДЕРЕВО            ДРУГ                  КУКЛА

ГОРОД              СВЕЧА               КОНЬ

 

 

 

девочки

 

 

цветы

 

 

люди

 

 

толпы

 

 

куклы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

Приложение № 2

 

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

 

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

 

Дремлет взрытая дорога

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать седой зимы осталось.

 

У плетня заросшего крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

 

С. Есенин

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»