Имена существительные одушевленные и неодушевленные
(урок русского языка в 5 классе)
Павлова Алевтина Николаевна,
учитель русского языка и литературы школы №297
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Тип урока: комбинированный.
Цель: углубить знания учащихся о категории “одушевлённое – неодушевлённое”.
Задачи:
Обучающие:
· формировать умение различатьодушевленные и неодушевленные имена существительные,
· обогащать словарь учащихся,
· развивать умение находить олицетворение.
Развивающие:
· развивать познавательную активность, речь, мыслительные операции;
· развивать воображение, внимание, память.
Воспитывающие:
· воспитывать интерес к предмету, доброжелательность, умение работать в паре, группе, активность, самостоятельность.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование:словарные слова для стенда масленица, фейерверк, орфографические словари, цветные карандаши, магнитофон, аудиокассета с песней “Улыбка”, DVD-плейер, DVD-дискис кинофильмом “Сибирский цирюльник” режиссёра Н. Михалкова и мультфильмом“Одуванчик – толстые щеки”, рабочий лист ученика(цы), карточка с поэтическими текстами.
|
План урока |
Время |
1. |
Организационный момент. |
3 мин. |
2. |
Повторение изученного. Подготовка к усвоению нового материала. |
3 мин. |
3. |
Словарно-орфографическая работа. |
10 мин. |
4. |
Физминутка. |
1 мин. |
5. |
Изучение нового материала. |
7 мин. |
6. |
Закрепление новых знаний. |
13 мин. |
7. |
Итог урока. |
2 мин. |
8. |
Домашнее задание. |
3 мин. |
9. |
Рефлексия. |
3 мин. |
Ход урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
(Звучит аудиозапись песни “Улыбка”). - Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок. Приготовьте все необходимое для работы, сядьте удобнее, подарите всем присутствующим свои милые и добрые улыбки. - Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и классная работа (запись на доске: Восемнадцатое февраля. Классная работа.) |
Входят в класс под музыку. Садятся за рабочие места.
Открывают тетради и записывают.
|
2. |
- Возьмите, пожалуйста, конверт № 1 (Приложение № 1) и откройте его. Подпишите лист. Вглядитесь внимательно в слова и попытайтесь найти принцип, по которому их можно было бы разделить на две группы (цветок, дом, девочка, дерево, друг, кукла, город, свеча, конь). Выберите два цвета, например, красный и желтый, и закрасьте красным цветом слова, которые Вы отнесете к одной группе, а желтым цветом – слова из другой группы. - Объясните принцип, по которому Вы разделили слова.
- Запишите тему урока в тетрадях (запись на доске: Имена существительные одушевленные и неодушевленные.) Несмотря на то, что тема вам знакома, я уверяю вас, что Вы сделаете сегодня удивительное открытие. |
Учащиеся открывают конверты и выполняют задание, закрашивая слова с помощью карандаша (цветок, дом, девочка, дерево, друг, кукла, город, свеча, конь).
Ответы учащихся (вариант: Имена существительные одушевленные и неодушевленные).
Записывают тему урока. |
3. |
- Что вам известно об одушевлённых – неодушевлённых существительных? - Но, основываясь только на вопросе, вы рискуете ошибиться в некоторых случаях. - Сейчас Вы увидите видеофрагмент из кинофильма режиссёра Н. Михалкова“Сибирский цирюльник”. Запишитесуществительные, обозначающие предметы, увиденные на экране (включается видеозапись). - Проверьте себя и загляните в словари (на партах лежат орфографические словари). Выполните эту работу в паре. - Выписали ли вы слово, обозначающее праздник, который вы увидели? Проверьте себя (на доске карточка со словом масленица) и запишите в справочник в раздел «Трудные слова». - Послушайте сообщение о масленице, подготовленное учеником.
– Какое существительное из эпизода обозначает “цветные огни, получаемые в воздухе при сжигании различных пороховых составов во время торжеств, праздников”?(на доске карточка со словом фейерверк). Запишите в справочник. - Вернемся к листу заданий. Определите падеж и число записанных слов, укажите их в первой строчке (Приложение 1): девочки, цветы, люди, толпы, куклы. |
Ответы учащихся.
Просмотр видеозаписи. Выполняют задание.
Открывают словари и находят ответы (работают в паре). Ответы учащихся. Записывают в справочник.
Выступление ученика: Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года. Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. К концу недели делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Ответ ученика (фейерверк).
Выполняют задание. - Именительный падеж, множественное число.
|
4. |
- А теперь немного отдохнем. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз - вдох – выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы! А теперь улыбнитесь мне – урок продолжается. |
Выполняют упражнения.
|
5. |
- Поставьте каждое существительное в форму множественного числа винительного и родительного падежей. Выполните работу в четверке. - Сравните окончания слов в именительном, родительном и винительном падежах. Есть ли, на ваш взгляд, в изменении падежных окончаний какая-либо закономерность, в чем она заключается? - Теперь, в соответствии с закономерностью, которую Вы обнаружили, разделите существительные из таблицы на две группы, подчеркивая слова одной и другой группы разными цветами.
- Одушевлённость – неодушевлённость – это не понятие “живое – неживое”, это грамматическая категория. Дело в том, что у одушевлённых существительных окончаниеввинительном падеже множественного числа совпадает с формой окончания в родительном падеже множественного числа, например: увидел девочек - винительный падеж (нетдевочек - родительный падеж). А у неодушевлённых существительных вомножественном числе совпадают окончания в винительного и именительного падежей, например: увидел цветы - винительный падеж (цветы цвели- именительный падеж). Для грамматики совсем не важно, дышит кукла или нет. Правда, удивительно? Русский язык хранит ещё много тайн, нужно только не лениться открывать их.
|
Выполняют задание.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся: Девочки – девочек- девочек цветы – цветов – цветы люди - людей – людей толпы - толп - толпы куклы - кукол - кукол
|
6. |
1) – Попробуйте в паре определить одушевлённость – неодушевлённость записанных на доске существительных: микробы, одуванчики, лешие, молодёжь, травы, жареные цыплята, бактерии, мертвецы. - Проверим.
2) - Посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент (включается кадр из мультипликационного фильма “Одуванчик – толстые щеки”). - Как называется этот художественный приём? 3) - Возьмите, пожалуйста, конверт № 2 (Приложение № 2) и откройте его. Прочитайте отрывки из стихотворений С.А. Есенина, найдите олицетворения и подчеркните их. Выполните работу в четверке. Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. Дремлет взрытая дорога Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать седой зимы осталось. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшего крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» - Проверим, что у вас получилось. |
Выполняют задание.
Ответы учащихся. Микробы – микробов - микробов, одуванчики – одуванчиков – одуванчики, лешие – леших - леших, молодёжь – молодёжи - молодёжь, травы – трав - травы, бактерии - бактерий – бактерии, мертвецы – мертвецов – мертвецов, жареные цыплята – жареных цыплят - жареных цыплят.
Просмотр видеозаписи. - Одуванчик не может разговаривать, смеяться, огорчаться.
- Олицетворение. Выполняют задание.
Ответы учащихся. |
7. |
- Какие же открытия вы сделали сегодня? |
Ответы учащихся.
|
8. |
- Запишите домашнее задание в тетрадь: 1. Подобрать примеры олицетворений в поэтических текстах. 2. Сочинить сказку, в которой неодушевлённые существительные выступали бы в роли живых существ (запись на доске). Укажите в дневниках: смотри тетрадь. |
Записывают домашнее задание в тетради и дневники. |
9. |
- Ребята, Вы сегодня были очень внимательными, активными. Кто сделал всё верно, работал активно, не допустил ошибок, раскрасьте лепестки цветка оранжевым цветом. Если были ошибки, но вам удалось их исправить, то – синим. Поднимите руки, у кого цветок получился с оранжевыми лепестками. Спасибо. А у кого с синими? Спасибо. - Посмотрите на солнышко и тучку. Ребята, если вам было интересно на уроке, раскрасьте солнышко, а если не очень интересно – раскрасьте тучку. Поднимите руки, кто раскрасил тучку. Спасибо. А кто солнышко? Спасибо. (Звучит аудиозапись песни “Улыбка”). - Я хочу подарить вам на память “улыбку” с самыми добрыми пожеланиями, откройте конверты, лежащие на ваших столах, возьмите себе “улыбку” и, глядя на нее, чаще улыбайтесь, дарите людям радость. Урок окончен. До свидания. |
Выполняют задание, поднимают руки.
Выполняют задание, поднимают руки.
Учащиеся открывают конверты.
|
Приложение № 1
Рабочий лист ученика (цы) ________________________________________
ЦВЕТОК ДОМ ДЕВОЧКА
ДЕРЕВО ДРУГ КУКЛА
ГОРОД СВЕЧА КОНЬ
|
|
|
девочки |
|
|
цветы |
|
|
люди |
|
|
толпы |
|
|
куклы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.
|
А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней.
|
Дремлет взрытая дорога Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать седой зимы осталось.
|
У плетня заросшего крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»
|
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
|
С. Есенин |