Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

За чистоту русской речи

Капашева Наргиза Какмановна
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 
В настоящее время актуальными проблемами современного русского языка являются проблемы его защиты от разного рода изъянов, искажения и порчи. Если существует проблема экологии природы – борьбы за ее спасение от человеческого вмешательства, то ровно так же появилась проблема экологии речи – спасения от искажения, уродства, обесценивания великого дара, который был дан человеку во владение – слова, могучую силу которого трудно переоценить. Но бывает, что мы вовсе не ценим этот дар, не ощущаем силу воздействия, не понимаем его красоту. И причин этому много.
Мы предприняли попытку экспериментально-полевого исследования, предложив обучающимся нашей школы ответить на вопросы небольшой анкеты:  «Понаблюдайте в течение недели за своей речью и речью окружающих и ответьте на вопросы: 1) испытываете ли вы затруднения в точном выражении своих мыслей и чувств? 2) если да, что вам мешает адекватно выразить свою мысль? 3) какие слова вы считаете неуместными в своей  (и чужой) речи? почему? 4) считаете ли вы, что если некие слова появляются в речевом обиходе, то они для чего-то нужны?  Чему они могут служить? 5) как бы вы предложили бороться с засорением красивой русской речи?».
Мы собрали и обработали 58 анкет, полученных от обучающихся средней школы. Систематизировав ответы, мы составили небольшую таблицу, в которой были классифицированы причины и явления, засоряющие речь и губительно влияющие на экологию речи и мышления (только поработав с анкетами, мы увидели и поразились тому, как теоретически знакомая фраза о неразрывной связи языка и мышления находит свое наглядное подтверждение в записях анкеты!).
Итак, перечислим некоторые причины и примеры засорения речи, названные в анкетах.
1. Слова-паразиты. Это лишние и бессмысленные слова в любом контексте, такие как «типа», «как бы», «это самое», «короче», «на самом деле», «собственно говоря», «ну..», «так сказать», «как сказать», «вот», «в общем-то», «в принципе», «а именно», и другие (отмечено в 56 анкетах).
2. Молодежный сленг. Это пласт устной речи и, следовательно, письменно специально не фиксируетсяся, то есть нет словарей молодежного сленга. Прижилось и в семье, и в школьном общении слово «блин», его употребляют чуть ли не ежеминутно. Часто употребительны и следующие слова: «круто», «норм», «тупой», «тупишь» «клёво», «класс»,  «классно», «фиолетово», «до лампочки». «до фонаря», «по барабану» и др. ужасные слова, по сути своей – эвфемизмы еще более грубой бранной лексики: «пипец», «на фиг», «ни фига» и др. Проникнув во многие сферы языка, сленг становится средством создания своеобразной экспрессии в литературе и кино и, главное, существенной частью повседневного языкового общения. Существуют социально широкие и социально узкие источники пополнения молодежного сленга. Пути и способы образования молодежного жаргона весьма разнообразны. Например, словообразование, создающееся при помощи суффиксации, чаще передающих экспрессию грубости, пренебрежительности, ироничности: кликуха, спокуха, общага, журналюга и др. (отмечено в 36 анкетах).
3) Жаргонизмы. Активно впитываются населением жаргонные выражения, которые засоряют современную речь и огромным потоком идут от криминального мира, так старательно и бездумно освещаемого нашим телевидением, из криминальных детективов, заполнивших книжные полки вместо классики и беллетристики. Поэтому теперь не только «на зоне», но и в повседневном обиходе можно услышать такие слова и выражения, как наезды, разборки, забить стрелку, залечь на дно, хозяин (любой руководитель предприятия), шестёрка, лох, лохушка, лузер, заказуха, тюряга и мн. др. (отмечено в 18 анкетах).
4) Бранная, нецензурная лексика. К сожалению, подростки не всегда чувствуют неуместность того или иного словоупотребления. Совсем недопустимым, на наш взгляд, представляется употребление нецензурных выражений, которое в последнее время стало модным у нынешней молодёжи. Не случайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. Привычка к сквернословию – признак духовного и нравственного разложения человека, готового к совершению нечистых дел. При этом люди забывают хорошие, добрые, изящные слова и выражения, такие слова действительно забываются и выходят «из моды» и употребления. Язык теряет свой словарный запас и беднеет (отмечено в 10 анкетах).
5) Заимствования и варваризмы. Конечно, нет языков, в которых лексика ограничивалась бы только исконными словами. По данным лексикографов, почти из 3000 неологизмов, которыми в 1980-ые годы пополнился русский язык, примерно 80 % – иноязычного происхождения. Но в последнее время иностранные слова не просто входят в русский язык, они буквально «лезут» из реклам, из различных телевизионных ток-шоу (!), из речей горе-журналистов и прочих представителей СМИ. «Лезут» в язык в основном англицизмы и американизмы. Часть заимствований (особенно в области высоких технологий), вероятно, оправдана, так как в этой области мы исторически отстаем, поэтому и принимаем терминологию, предложенную теми, кто её разработал: айфон, смартфон, вай-фай, WhatsApp и мн.др. Но в то же время идет неоправданное замусоривание речи в, казалось бы, традиционных областях: шопинг, ОК, вау! хай, сорри, фэшн, тренд, флеш-моб, мейнстрим …..  
6) Олбанский язык. Это распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов: «ваще», «щас», «че-нить», «ну, че?», «а мне мона?», «ниччо сибе», «эт прауда?», «кликни – и ты уидишь», «здрась»…или «споки-ноки», «поки, чмоки», что означает «спокойной ночи», «пока, целую» и мн. др. (отмечено в 8 анкетах).
Ограниченный объем публикации не позволяет развернуть данную тему, но в качестве заключения приведем практически единогласное мнение участников нашего эксперимента о там, что русский язык сегодня надо не только беречь и любить, но именно поэтому – пора уже спасать и бороться за то, чтобы не было забыто его богатство, уникальность и самобытность.
     
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»