Современные образовательные технологии
на уроках русского языка и литературы
Писарева Анна Георгиевна
Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Как сделать урок современным?Можно задать ещё множество вопросов. Но как быть и что делать?
Я часто задаю себе вопрос: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали с интересом, творчески, с наслаждением. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, залогом его успеха.
Сегодня основная цель обучения - подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности, а не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит и радость, и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Сегодня уже много слов прозвучало о новом стандарте образования, о современных педагогических технологиях, к которым мы относим:
- Предметно-ориентированные технологии
- Технологии личностно-ориентированного обучения
- Технология эвристического обучения
- Диалоговые технологии
- Игровые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии.
Я говорю о кейс-технологии, которую я использую на своих уроках.
Итак, разъясним несколько понятий.
Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология – это обучение действием.
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Технология использования данного метода заключается в следующем:
- разрабатывается модель конкретной ситуации; определяется тема и цель работы;
- в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения;
- в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск;
- в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы (часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.
▪ метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);
▪метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию);
▪метод ситуационно-ролевых игр;
▪метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение.
▪игровое проектирование;
▪метод дискуссии.
Кейс-метод:
- выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал;
- действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия;
- достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.
- тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров);
- обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы);
- аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов);
- исследовательский (выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели);
- систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных);
- прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении).
- Создание кейса или использование уже имеющегося.
- Распределение учащихся по группам (4 – 6 человек).
- Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий.
- Организация работы обучающихся в группах.
- Организация презентации решений.
- Организация общей дискуссии.
- Обобщающее выступление, анализ ситуации.
- Оценивание обучающихся.
- интересным, написанным простым и доходчивым языком;
- отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
- соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.
- обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся;
- повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции
- любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.
Использование данной технологии делает уроки интересными, запоминающимися, продуктивными. Материал, проработанный на таких уроках, твердо усваивается учащимися.