Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современные образовательные технологии
на уроках русского языка и литературы

Писарева Анна Георгиевна
Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Как сделать урок современным?
Можно задать ещё множество вопросов. Но как  быть и что делать?
Я часто  задаю себе вопрос: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали с интересом, творчески, с наслаждением. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, залогом его успеха.
Сегодня основная цель обучения - подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности, а не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит и радость, и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.
Сегодня уже много слов прозвучало о новом стандарте образования, о современных педагогических технологиях, к которым мы относим:
  1. Предметно-ориентированные технологии
  2. Технологии личностно-ориентированного обучения
  3. Технология эвристического обучения
  4. Диалоговые технологии
  5. Игровые технологии
  6. Информационно-коммуникационные технологии
  7. Здоровьесберегающие технологии.
Но мне бы хотелось немного задержаться на одной из технологий, которая нашла применение в моем опыте.
Я говорю о кейс-технологии, которую я использую на своих уроках.
Итак,  разъясним несколько понятий.
Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной  для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология  – это обучение действием.
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Технология использования данного метода заключается в следующем:
  1. разрабатывается модель конкретной ситуации; определяется тема и цель работы;
  2. в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения;
  3. в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск;
  4. в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы (часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.
Существует несколько методов кейс-технологии.
▪ метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения);
▪метод инцидента  (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию);
▪метод ситуационно-ролевых игр;
▪метод разбора деловой корреспонденции (получение  кейса  с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение.
▪игровое проектирование;
метод дискуссии.
Кейс-метод:
  • выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал;
  • действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия;
  • достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.
Выделяется несколько типов кейсов:
 
  • тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров);
  • обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы);
  • аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов);
  • исследовательский (выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания  исследовательской модели);
  • систематизирующий (систематизация ситуационного знания -  употребление суффиксов имен существительных);
  • прогностический (получение  сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении).
Каковы действия учителя на уроке?
  • Создание кейса или использование уже имеющегося.
  • Распределение учащихся по группам (4 – 6 человек).
  • Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий.
  • Организация работы обучающихся в группах.
  • Организация презентации решений.
  • Организация общей дискуссии.
  • Обобщающее выступление, анализ ситуации.
  • Оценивание обучающихся.
Работая над созданием кейса, необходимо помнить, что кейс должен быть:
  • интересным, написанным простым и доходчивым языком;
  •  отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
  • показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
  • соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.
Преимущества кейс-технологии:
  • обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся;
  • повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции
  • любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.
(показать презентацию, раздать материалы)
Использование данной технологии делает уроки интересными, запоминающимися, продуктивными. Материал, проработанный на таких уроках, твердо усваивается учащимися.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»