Особенности современного урока русского
языка в условия нового ФГОС СОО
Савченко Ольга Николаевна
Проблема внедрения Федеральных государственных стандартов (ФГОС СОО) на сегодняшний день стала одной из самых актуальных. Все говорят и понимают одну из важнейших истин, что образование должно идти в ногу со временем. Но как этого добиться? Есть только один путь – это изменения, которые можно вводить постепенно, основываясь на опыте и ошибках предыдущих поколений. Сейчас дети сильно отличаются от тех, которые получали образование десять лет назад. Конечно, в первую очередь на это повлияла социальная ситуация, ведь современные ребята отличаются информированностью в абсолютно разных сферах жизни, при этом основным источником получения информации давно уже перестали быть книги. Современные дети практически перестали читать литературу в столь привычном для нас понятии. Отсюда возникает много проблем, одними из которых становятся несформированность мотивационной сферы, а также большое количество различных типов мышления, что мешает использовать и применять стандартизированные годами методы и формы работы как при усвоении нового материала на уроках, так и при обучении новым навыкам и умениям. В итоге с применением новых ФГОС меняются и направления в работе современной школы, основным из которых становится стремление привести учеников к саморазвитию.Подготовка к будущей взрослой жизни начинается со школы. Отсюда в современном образовании меняются результаты, которых оно должно достигнуть, ведь теперь ребенок должен уметь не только получать знания, но и успешно использовать их в практической деятельности. Отсюда школа приобретает новый статус: из «источника информации» она становится местом, где «учат учиться».
В связи с этим современный урок русского языка в условиях применения новых ФГОС СОО должен проходить ряд этапов:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
По данной причине, чтобы подготовить урок русского языка учитель должен тщательно продумать и подобрать определенные методы, приемы и способы, которые научат ребенка самостоятельно получать новые знания, формулировать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Отсюда такой урок будет иметь ряд особенностей в зависимости от этапов. Так при подготовки урока с учетом требований нового ФГОС ООО учитель может использовать не только ранее и всем известные учебники и методические материалы, но также и интернет-ресурсы, обмениваться опытом с коллегами. Во время основных этапов урока основная работа по поиску информации возлагается не на «готовую» подачу учителем, а на самостоятельную работу ученика в этом направлении. Учителю же необходимо только организовать деятельность ученика по поиску, обобщению и постановке учебной задачи.
Плюсами такой работы учителя являются:
- информированность учащихся и родителей, которые также могут принимать участие в процессе обучения;
- возможность проведения межпредметных уроков с учителями других направлений;
- разнообразие форм работы.
Как результат такого урока это не только получение знаний по конкретному предмету, но и выход за рамки - развитие личностных и метапредметных направленностей. Также положительным является развитие и формирование адекватной самооценки учащихся, ведь в процессе урока по ФГОС СОО этому уделяется отдельное внимание. Кроме того в процессе урока идет учет динамики результатов и выбор дальнейшего направления работы на основе промежуточных результатов.