Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конструирование приемов постановки темы
урока в условиях ФГОС на примере
уроков русского языка

Пашина Марина Сергеевна
 С чего начать, или как заставить тему работать на себя?
Если вас попросят вспомнить, как выглядела школьная доска в вашем классе, и что на ней было написано в начале урока, скорее всего, перед глазами возникнет темно-коричневый деревянный монстр и три ровных строчки, выведенные белым мелом: число, классная работа, тема урока.
Что же изменилось со времен нашего счастливого детства? На смену громоздким деревяхам пришли многофункциональные интерактивные доски, мел заменили маркеры и стилусы, да и строчки на доске в начале урока немного изменились. Конечно, никто не менял календарную систему, и от классной работы никуда  не убежишь, но третья строка все чаще остается пустой в начале современного урока.
Если раньше тему урока учащимся сообщал преподаватель, то на уроках по ФГОС они формулируют ее сами.
В чем же плюсы таких изменения?
Если ребенок сам выйдет на тему урока, он будет в состоянии определить цели и задачи, границы знания и незнания, а значит, практически самостоятельно планировать способы достижения намеченных целей.
И что немаловажно, когда на следующем уроке вы спросите своих учеников, о чем шла речь день или два дня назад, большая часть назовет вам тему прошлого урока, и для этого им не придется перелистывать собственные конспекты. Образ темы урока, и то, как вы вместе пришли к ее формулировке, сам возникнет в голове ученика.
Для обучающихся коррекционных школ это особенно важно, так как ребята мыслят образами и хорошо запоминают лишь то, что произвело на них особое впечатление.
Таким образом, этап определения темы урока, на мой взгляд, является отправной точкой всего ФГОСовского урока.
Но как же превратить определение темы урока в образ, в один из неких ассоциативных кирпичиков-картинок, из которых в последствие сложится представление и понимание изученного материала?
Чаще всего тема определяется в начале урока. А начинать нужно ярко, чтобы создать настроение и разбудить творческое сознание.

 
  1. Определение темы урока с основой на актуализацию прежних (опорных) знаний.
Особенность данного способа заключается в том, что, выполняя предложенные учителем задания, ученики могут и не догадываться, что результат их работы поможет выйти на тему урока. Изначально все это напоминает привычные минутки повторения. Далее действо урока развивается, как в игре-квесте: лишь выполнив правильно первое задание и применив логику, ученик переходит ко второму.
На уроках русского языка задания, связанные с определением темы урока, могут относиться к разным разделам языкознания:
а) Орфография
Тема урока: «Лексика».
Задание 1. Объяснительный диктант.
Пользуясь схемой «Что? Где? Почему?» объясните правописание слов:
Интеллигентный вид, вытереть пыль, схватиться за бок, бесполезный подарок, открыть ключиком, аккуратно сложить, предлагать товар.
Задание 2. Определение темы урока.
В первом словосочетании из прилагательного выпишите согласную букву-орфограмму  в корне (Л).
Во втором словосочетании из глагола выпишите гласную букву-орфограмму в корне (Е).
В третьем словосочетании из глагола выпишите согласную букву-орфограмму в корне (К).
В четвертом словосочетании из прилагательного выпишите согласную  букву-орфограмму в приставке (С).
В пятом словосочетании из существительного выпишите гласную букву-орфограмму в суффиксе (И).
В шестом словосочетании из наречия выпишите согласную букву-орфограмму в корне (К).
В седьмом предложении из глагола выпишите  гласную букву-орфограмму в корне (А).
Задание 3. Запись темы урока в учебный лист.

б) Лексика
Тема урока: «Частицы».
Задание:  Посмотрите на слова, записанные на доске и подберите к ним антонимы.
Родной – чужой
Неряшливый – аккуратный
Горький – сладкий
Светлый – темный
Скучный  – интересный
Разбитый – целый
Пассивный – активный
Если вы соедините все первые буквы записанных антонимов, вы легко узнаете, о какой части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке.
в) «Поле чудес» или прием «Кроссворда»Позволяет актуализировать знания как по конкретной теме, так и по всем разделам языкознания.
Тема урока: «Синтаксис».
1) Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет.(существительное)
2) С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по  вопросам КТО? ЧТО? (именительный)
3) С какой буквы пишем название неизменяемой части речи (один из вопросов к ней – КАК?). (наречие)
4) Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос КЕМ?
( творительный)
5) Третья буква в названии части речи, обозначающей действие.
(глагол)
6)  Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета. (русский язык)
7) Первая буква в названии части слова, стоящей между корнем и окончанием. (суффикс)
8) Эта буква – самый распространенный союз. (и)
9) Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ. (с)
См. приложение 1
 
 
2. Определение темы урока с основой на умение определять главную мысль.Достаточно традиционное начало урока: работа с эпиграфом. Тренируется умение определять тему и основную мысль текста. Также происходит знакомство учащихся с бесценным мировым культурным достоянием (цитаты, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки).
Этот прием насыщает материал урока, создает проблемные ситуации, заставляет думать и высказывать свои мысли, не дает «потеряться» в теме.
Тема урока: «Однородные члены предложения и знаки препинания в них». 
В качестве эпиграфа записаны слова А. И. Куприна:
 «Русский язык в умелых руках… ловок, гибок, послушен и выразителен…»
Учитель спрашивает, что особенного в синтаксисе данного предложения видят учащиеся. Выход на тему – «Однородные члены предложения и знаки препинания в них». 
Тема урока: «Употребление союзов».
Высказывание М. В. Ломоносова: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются, итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много. Так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше» – явно намекает на то, что тема урока будет связана с союзами.
3. Определение темы урока с опорой на анализ и синтез.Строится на выявлении общих орфограмм, морфологических признаков, синтаксических конструкция и т.п. Обязательным элементом является ситуация незнания (проблемная ситуация). Через нее выходим на определение темы урока. Следующие шаги – цели, задачи и пути  решения.
Тема урока: «ь после шипящих на конце наречий»
Задание. Объяснительный диктант:
Решение задач, фальшь в голосе, отрежь хлеба, непромокае­мый плащ, слушаешь музыку, учащаяся молодежь, богатырь могуч, солнечный луч, нервная дрожь, пытаешься понять, зеленеет плющ, небо без туч, ешьте аккуратнее, хорош гусь, из печи калач горяч, сплошь и рядом.
Учитель: Почему последнее словосочетание вызвало трудности? Ранее не изучали правило написания ь после шипящих на конце наречий, изучим сегодня.
4. Определение темы в конце урока на основе анализа проделанной работы.Практически до конца урока строка, связанная с темой, остается пустой. Весь урок образ темы витает в воздухе, но конкретизируется он только в конце занятия. Здесь можно использовать прием «Кто точнее?».
5. Определение темы урока с опорой на ассоциативное мышление.Иногда в теме присутствуют слова и термины, которые незнакомы ученикам. На них можно выйти через ассоциативные мнемонические приемы («Помощник памяти – первая буква», «Метод слов-вешалок», «Ассоциация: лицо  слова»).
Тема урока: «Производные предлоги».
Задание. Орфографическая разминка.
Дорогие деловые костюмы производят на фабриках с современным оборудованием, не жалея материалов и времени.
Определение темы урока.
Как вы понимаете лексическое значение слова «производят»? (создавать, делать, изготавливать из чего-либо).
В грамматике есть такое понятие – «производные предлоги». Как вы думаете, что это такое, что это за предлоги? (предлоги, созданные из чего-либо).
Из чего же в русском языке могут изготавливаться предлоги, мы узнаем, открыв учебник на стр. 138.
6. Определение темы урока с опорой на ребусы.
Использование ребусов, шифров и загадок  стимулирует познавательную активность учащихся в процессе обучения, совершенствует их умения и навыки, помогает проводить первичное повторение и обобщение материала.
 Тема урока: «Не с причастиями».
См. приложение 2
  Тема урока: «Лексикология и фразеология».
Задание 1. Замени буквы цифрами:
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
Задание 2. Составь слова из цифр:
13 6 12 19 10 12 16 13 16 4 10 33
                       
 
 7. Определение темы урока с опорой на визуальное восприятие. Тема урока: «Имя прилагательное. Повторение».
  • Скажите, а не заметили ли вы чего-то необычного сегодня в вашем кабинете?
На столе стоит ваза, в вазе – шарики  с надписями «Существительное», «Глагол», «Числительное», «Местоимение», «Наречие», «Причастие», «Деепричастие»
  • Это не простые шарики, а морфологические. Вспомните, что такое морфология? (раздел языкознания, который изучает части речи и их формы).
  • Какого шарика не хватает? («Прилагательное»)
  • Предлагаю исправить эту несправедливость и сделать так, чтобы у прилагательного тоже появился свой шарик.
  • Поскольку это морфологические шарики, наполнены они воздухом знаний. Хочу попросить вашей помощи, уважаемые шестиклассники, для того, чтобы надуть шарик прилагательного. Мне нужен один доброволец с хорошо развитыми легкими.
Один из учащихся выходит к учителю, берет шарик в руки.
  • Остальные будут помогать надувать шар.  Сосредоточьтесь и вспомните все, что вы знаете об имени прилагательном. Каждый верный факт, который вы назовете, позволит вдохнуть воздух знаний в наш шар. Готовы? Сначала думаем, портом говорим. Это вообще очень хороший жизненный принцип – сначала думать, а потом делать.
Учащиеся называют факты об имени прилагательном. Ученик надувает шар.
  • Посмотрите, какой большой шар получился. Сколько всего мы уже знаем об имени прилагательном.
Учитель забирает у ученика шар, но держит некрепко, и шар сдувается.
  • Ребята, что произошло? Шар сдулся. Что было необходимо сделать, чтобы сохранить шар? Завязать. Закрепить.
  • Вот так происходит и в нашей жизни – полученные  знания нужно обязательно закреплять, повторять изученное.
Как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Повторять и закреплять изученное по теме «Имя прилагательное».

 
Таким образом, этап формирования темы урока превращается в некую игру, шоу. Конечно, это занимает гораздо больше времени, чем если бы учитель просто ставил учеников перед фактом изучения того или иного материала.
Но ведь этап формирования темы урока можно совместить с этапом повторения ранее изученного.
И тема становится не просто слова, записанными на доске и в тетради, а чем-то близким ребенку, чем-то живым, а значит, запоминается легче, вызывает интерес и желание с ней работать.


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»