Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использования притч в духовно-нравственном
воспитании школьников на уроках развития речи для детей с ЗПР

Шиманская Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы школы ЗПР
   В наше непростое время очень важно воспитывать ребенка как многогранную личность, способную анализировать жизненные ситуации, понимать духовные ценности. И в связи с этим  на уроках русского языка я использую тексты притч для развитии речи школьников и развитию их способности мыслить, рассуждать, анализировать.
   Что же такое притча? Причта – это удивительный жанр. Слово притча является переводом  на славянском языке  «притъка»-случай, происшествие- иносказание, образный рассказ. В притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную  истину.  В них отражается  жизнь человека, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения.
   Содержание притч, как известно, имеет нравственную мораль. Основными приёмами работы с притчами могут быть: внимательное прочтение притчи; выведение морали из притчи, написание сжатого или подробного изложения, собственного сочинения; моделирование ситуации применения притчи.
Описанные приёмы развивают речь школьников, повышают их общую культуру, формируют уважительное отношение к традициям, семье, доброжелательное отношение к сверстникам; способность к духовному развитию, различению хороших и плохих поступков.
  Очень важно подбирать притчу с учетом возможностей класса и психических особенностей детей. Поскольку я работаю в коррекционной школе, то для меня факт выбора темы и содержания становится основным. Я работаю с притчами уже более 10 лет.
  Притча – это изумительная кладовая опыта, который передается от поколения к поколению в обобщенном и занимательном виде, завораживая и привлекая внимание слушателя.
  При работе с ними очень важно правильно построить систему вопросов, стремиться с помощью этой системы вопросов продвинуть ребенка к осмысленному чтению текста, что очень важно для наших учеников, которым сложно читать из-за проблем с дикцией, логопедических проблем, особенностей здоровья. Я выбираю в основном притчи нравственного содержания
В качестве примера предлагаю фрагмент урока развития речи в 9 классе по восточной притче «Всё в твоих руках». Она раскрывает очень глубокий смысл: от каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, но даже своя судьба и положение дел во вселенной.
Ученикам раздаются листочки с напечатанным текстом, вопросы я задаю после прочтения и первый эмоциональный отклик ребенка – бесценный. Как правило, чтение притчи происходит под музыку, которую я подбираю индивидуально к каждой из них.
  Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать свое мнение. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению. Я не навязываю никогда свое. 
  Дети очень любят ассоциации и охотно фантазируют. Вопросы могут быть очень разные, часто спонтанные.
  • Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:
  • Если притча – цвет, то это …
  • Если притча – настроение, то это …
  • Если притча – музыка, то это …
  • Если притча – животное, то это …
Часто мы делаем зарисовки притчи.
Цели и задачи работы с притчей:
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, возможность  высказывать свою точку зрения;
  • развитие творческой активности, мышления, воображения, памяти и т.д.
Уникальность притчи и в том, что она имеет множество свойств, помогающих ребенку в развитии. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями. Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него.  Урок развития речи на тему  «Что такое счастье?» я начала с притчи о счастье:  Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.— Слепи не счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. (вопросы Что такое счастье? В чем смысл притчи?)
Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Например, когда мы говорили о добре, я рассказала следующую притчу. «Юноша и звезды». Старик шел по берегу моря и увидел молодого человека, который подбирал на берегу морские звезды и бросал их в волны. Старик спросил, зачем он это делает. Юноша ответил, что звезды умрут без воды. Старик возразил, что звезд слишком много, поэтому – что толку в его усилиях? Юноша посмотрел на звезду, которую держал в руках и сказал: «Толк есть хотя бы для нее одной. Пусть она еще поживет»… Далее я предложила детям вопросы о том, как можно оценить поступок юноши и что такое доброта.
Примеры притч, которые можно использовать на уроке для нравственных бесед.
Притча о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как найти хорошую школу. А. Лопатина.
Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повёл внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
— Какой смешной старик, — засмеялся один мальчик.
— Эй, маленький толстяк, — скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.
Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
— Ура, я не пойду в школу, — обрадовался мальчик.
— Пойдёшь, но не в эту, — сердито ответил дед. — Я сам найду тебе школу.
Дед отвёл внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.
Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других — дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
— Дедушка, вам плохо, принести воды? — послышался голосок.
— У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, — предложил один мальчик.
— Хотите, я позову учителя? — спросил другой ребёнок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
— Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.
— Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всём договорился с учителем и ушёл.
Вечером мама мальчика спросили деда:
— Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
— По ученикам узнают учителей, — ответил дед. 
Литература:
А. Лопатина, М. Скребцова Л77 Притчи для детей и взрослых. Кн. 1 / А. Лопатина, М. Скребцова. — М. : АмритаРусь, 2009. — 208 с.
Источник:  https://mirpozitiva.ru/parables/483-pritchi29.html

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»