Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формы и методы подготовки к итоговой аттестации
по русскому языку в 9 и 11 классах

Шафеева Олеся Александрова
     Одна из главных причин безграмотности учеников заключается в неумении применять правила русского языка на практике. Знают правила многие ученики, а вот применить их могут единицs. На экзаменах в 9 и 11 классах этот навык предполагает успешное выполнение творческих заданий. И основная потеря баллов происходит как раз из-за безграмотного написания этих работ.
В 10–11 классах идет подготовка к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Учителю необходимо так построить урок, чтобы формирование навыков происходило у всех учащихся: и сильных, и слабых. Задания ЕГЭ включают в себя материал по русскому языку с 5 по 9 классы. В принципе, изучение основного курса русского языка заканчивается в 9 классе, в 10-11-м классах происходит повторение изученного материала. Необходимо создавать единые требования к изучению и оценке знаний по русскому языку в 5-9 классах, а в 10-11 организовать качественное повторение и систематизацию материала, изученного в предшествующих классах. Поэтому систематическая работа должна вестись с 5 класса. Обязательно использование тестов на уроках русского языка. Однако ник в коем случае нельзя отказываться от традиционных форм: сочинений, изложений, диктантов. Тем более, что изложение и сочинение – одна из обязательных форм, используемых на экзаменах в 9 и 11 классах. В интернете огромный выбор материала, который учитель может использовать в готовом виде или брать для составления своих заданий. Тесты для проверки знания правил, и для проверки умений применять знания при решении практических задач и тексты изложений (аудио записи), и тексты для сочинений в 9 и 11 классах.
Начиная с 5 класса нужно осуществлять интенсивную работу по формированию орфографического навыка. Например, использовать на уроках задание 5 (ОГЭ по русскому языку 9 класс). Обычно ребята с интересом и успешно выполняют это задание. И в 9 классе оно уже не вызывает особых затруднений. В период с 5 по 7 класс происходит изучение всех орфограмм. На уроках я использую теоретические справочники, которые мы составляем вместе с детьми: алгоритмы, схемы, нацеленные на упрощение запоминания теоретического материала. При подготовке к выполнению заданий 7 (ОГЭ) и задания 26 (ЕГЭ) использую время на уроках литературы При изучении художественных произведений особое внимание обращаю на средства художественной выразительности. Обязательным условием анализа стихотворения является также анализ средств выразительности, начиная с пятого класса
Если такую работу выполнять систематически, то к концу 7-го класса дети легко определяют орфограммы и могут их объяснить грамотно, умеют легко находить средства выразительности в тексте. А и составление схем, алгоритмов помогает обучающимся учиться анализировать изученное, сопоставлять, сравнивать, систематизировать материал, что способствует более качественному усвоению темы, активизирует мыслительную деятельность, развивает логику и творчество. Обязательно необходимо формировать орфоэпическую грамотность. В русском языке не существует определённых правил, которые служат запоминанию произношения слов.
С 8 класса необходимо вводить тесты на задания разделов русского языка, изучающих синтаксис и пунктуацию. Такие навыки, как. определение вида подчинительной связи в словосочетании, видов односоставных предложений; умение выделять обособленные члены предложения, определять виды придаточных предложений – как раз и формируются в 8-9 классах.  При изучении указанных тем использую уже описанные выше приемы и методы: устные и письменные работы, составление схем и таблиц обобщающего характера, решение тестов тематических и итоговых. Безусловно, продолжаем формировать навык написания сочинений и изложений.
     В 9 классе (а в сильных классах можно и в 8 классе) необходимо знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Во время подготовки я с учениками анализирую сочинения и изложения, написанные девятиклассниками в предыдущем учебном году. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Такая работа приносит очень хорошие результаты, как показывает практика.
     Таким образом, к десятому классу учащиеся уже знают структуру ЕГЭ, умеют выполнять задания. В 10–11 классе необходимо только отрабатывать материал и систематизировать полученные знания
     В 10 класс используем на уроках схемы, таблицы, алгоритмы, составленные в предыдущих классах. К концу 10 класса, как правило, большая часть учащихся успешно справляется с тестовой частью ЕГЭ. Систематически пишем контрольные работы, нацеленные на проверку отдельных заданий тестовой части. Во втором полугодии провожу диагностические работы, включающие в себя полный тест ЕГЭ,
.
     В 11 классе в основном ведётся работа по выполнению творческого задания. Обучение алгоритму написания сочинения- это основной этап. Необходимо научить композиции сочинения, логическим связкам между его частями. Предлагаемые на ФИПИ тексты для написания сочинения обсуждаем, учимся выделять сначала основные проблемы, потом частные. Благодаря систематической работе по определению проблем текстов, у учащихся формируется практический навык и справиться с сочинением становится гораздо легче. На уроках литературы при изучении любого художественного произведения обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы. Постоянно на уроках провожу работу по построению предложений сочинения. Эффективной оказалась работа по анализу сочинений одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и не допускать подобных самим. Также неплохо распечатать сочинения прошлых лет и проанализировать их с ребятами, показать сочинения, набравшие максимальное количество баллов. Слабые ученики, которым сложно даётся написание сочинения, могут их использовать в качестве шаблона. 
Для того, чтобы эта система работала эффективно, нужна методическая база для каждого урока. На протяжении многих лет мною создавалась эта база, которая успешно используется из года в год и пополняется в связи с некоторыми изменениями в структуре и содержании экзаменационных работ 9 и 11 классов.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»