Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование игровых технологий и нетрадиционных
форм на уроках русского языка

Крылова Валентина Михайловна
Русский язык, как учебный предмет, представляет трудность при изучении его учащимися с интеллектуальными нарушениями. Неустойчивость познавательного интереса к обучению, отсутствие внимания, недостатки мыслительной деятельности, сенсорной сферы и других психофизических особенностей затрудняют усвоение русского языка, не вызывают интереса к предмету. Часто учащиеся, испытывая затруднения, не верят в свои силы. Во время урока они отвлекаются, перестают работать или работают без всякого желания, небрежно, допуская большое количество ошибок.
Главной задачей учителя является заинтересовать таких учащихся своим предметом, создать условия для повышения учебной мотивации и усвоения изучаемого материала. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках игровых технологий и нетрадиционных форм. Всё это оказывает положительное влияние на развитие речевой активности учащихся, воздействуют на их познавательную деятельность, повышают интерес к предмету, улучшают работоспособность, препятствуют переутомлению детей. Игра имеет воспитательное и коррекционное значение, так как развивает мышление, внимание, память, сообразительность.
Как писал В. А. Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами. При использовании игровых технологий на уроках русского языка необходимо соблюдение следующих условий: соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; доступность для учащихся данного возраста; умеренность в использовании игр на уроках.
Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные.
Далее приведу примеры дидактических игр и игровых моментов, которые использую в своей педагогической деятельности.
1. Например, для того, чтобы настроить ребят на урок (5 и 6 класс) провожу с ними в начале урока такую игру: сядет тот, чья фамилия начинается  со звука С или в чьей фамилии есть звук  В и т.д.  Можно начать урок небольшими четверостишиями. Например:
а) Вот и прозвенел звонок.
Он позвал нас на урок.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
 
б) Начинается урок:
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай!
 
в) Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу!
 
г) Ребята! Я, конечно, очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Улыбка ваших милых глаз.
Я знаю, каждый из вас гений,
Но без труда – талант не впрок,
Давайте постараемся
И вместе проведём урок!
Согласны? Тогда начнём.
Можно просто спросить: «Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? И т.д. Вариантов очень много. Такие организационные моменты очень хороши: они обращают  внимание ребят на учителя, организуют ребят и настраивают на урок.
2. Есть игры, которые помогают мне подвести учащихся к формулировке темы урока:
Игра «Третий лишний» (5 - 7 классы):
- Найдите лишнее слово в каждой строчке (написано на доске):
Трава, дома, суббота.
Группа, пирог, берег.
Картина, класс, ракета.
Тема урока: «Правописание слов с удвоенными согласными в корне».
 
Игра «Третий лишний» (8 класс):
- Найдите лишнее слово в каждой строчке.
Какой?, какое?, какого?
-ой, -ый, -ого
-его, -ое, -ее
Тема урока: «Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода».
 
 
 
 
Игра исключи лишнее слово (9 класс):
-Найдите лишнее слово. Докажите свой выбор.
Пятак, первый, десять, шестой, двадцать три.
Первый, десять, шестой, двадцать три.
Первый, десять, шестой.
Первый, шестой.
Тема урока: «Порядковые числительные».
При проведении таких игр обычно записываю слова на доске, а лишнее зачеркиваю или стираю.
3. Игры, которые помогают закрепить изученный материал.
«Будь внимательным!»
Образуйте:
а) множественное число - от единственного:
дуга – дуги, рука – руки, мука - … , человек - … ;
б) единственное число - от множественного:
певцы – певец, венцы – венец, щипцы - … , пони - … ;
в) женский род – от мужского:
повар - повариха, портной – портниха, храбрец –…
Тема урока: Окончания имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.
- Запишите имена прилагательные множественного числа в Д.п. и Т.п., вставляя при необходимости пропущенные согласные.
1-я группа  – в Д.п.; 2- я группа  – в Т.п.
Прекрас..ные
Радос..ные
Чудес..ные
Мес..ные
Грус..ные
Ребята каждого ряда по очереди выходят к доске и выполняют задание. Обязательная проверка.
 
4. В целях повышения интереса к русскому языку как предмету в качестве дидактического материала использую элементы занимательной грамматики. В игровой форме провожу работу по всем разделам русского языка.
 
Например: «Собери фразеологизмы»
Расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.
Заметать следы – «уничтожать улики».
Душа уходит в пятки у кого – «кто-либо испытывает сильный страх, потрясение, вызванное внезапным испугом, неожиданной неприятностью».
Расхлебывать кашу – «распутывать сложное, хлопотное или неприятное дело».
Бить баклуши – «предаваться безделью, лени, совсем ничего не делать».
На ночь глядя – «поздно вечером, в позднее время».
 
Игра «Угадай-ка». Учащимся даются загадки-шутки: по предложенным фразеологизмам необходимо догадаться, о чем идет речь?
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают; его всюду суют (нос)
2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают ( уши)
3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги (ветер)
4. Его можно проглотить; за него тянут; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего (язык)
5. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухим (вода).
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.
Например, превратить имена нарицательные в собственные. Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).
Игра «Помоги Пете Ошибкину»
Например:
1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?
3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?
4) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
5) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
 
Игра «По щучьему велению»  помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой – тся-, -тъся- в глаголах» и др.
 
Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок.
Загадки - распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также при объяснении и самостоятельной работе.
1. Например, при изучении темы "Сложные имена существительные" можно использовать загадки для словарных диктантов.
а) Чудо-дворник перед нами Загребущими руками За одну минуту сгреб Преогромнейший сугроб. "Это снегоочиститель".
б) Есть у нас в квартире робот,У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер "ТУ"."Пылесос".
в) Черная речка под землей Сотни километров течет. "Нефтепровод".
 
2. Отгадать, о какой части речи говорится в стихах, и рассказать о ней.
Мы самые главные,
Мы самые умные,
Мы называем предметы, людей
И отвечаем на вопросы простых падежей! (Существительное).
 
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. ( Оценка ).
 
Также очень нравится ученикам игра «Собери загадку». Использовать ее можно, например, при изучении темы «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
 
Нет у берлоги косого Не ему нора нужна Врагов от ноги спасают, а кора голода (Заяц)
Нет берлоги у косого, не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода кора.
Или такие загадки:
 
1.Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? (Азбука)
2.Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят?
(Буквы )
3.Земля белая, а птицы на ней черные? (Бумага и буквы )
Кто быстрее”.
1. Чем оканчиваются день и ночь ? ( Ь )
2. Что стоит посредине земли? ( М )
“ Кто больше”
Мы знаем, что первая и естественная потребность обучения - коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Проблема преподавания русского языка в школе в настоящее время заключается в том, что традиционные формы проведения уроков надоедают, и хочется чего-то нового. Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся с нарушением интеллекта характерны нетрадиционные формы проведения занятий. Нетрадиционные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом. Это уроки в форме соревнования и игр: КВН, турнир, викторина, ролевая игра, урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсия, урок-путешествие, видеоурок и т.д.
В своей практике я  проводила такие нетрадиционные уроки,  как Путешествие в страну «Имя существительное», игра-соревнование «КВН», «Турнир грамотеев», путешествие в страну «Занимательная грамматика», «Знатоки русского языка» и др. И хочу повторить, что основанные на соревновании,  такие уроки  показывают играющим учащимся уровень их подготовленности, тренированности,  а значит, побуждают их познавательную активность.  А ещё: нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что «дитя» требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития.
Десять тысяч уроков – приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, урок будет не результативен. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – вот задача учителя.
Однако  нетрадиционные формы проведения уроков как организацию целого учебного процесса нужно использовать не всегда, а в разумных пределах, на определённых этапах изучения той или иной темы, следуя принципам целесообразности и эффективности их применения.
Ну и конечно применение ИКТ на уроках – это также эффективное средство повышения мотивации учащихся к изучению предметов. Новые информационные технологии существенно влияют на развитие речи школьника и его двигательную сферу. Создают условия для компенсации моторных и речевых затруднений, развития деятельности, поведения памяти. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.
 
Заключение.
       Таким образом, игровые технологии и нетрадиционные формы проведения уроков помогают учащимся облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.  Дети легче усваивают тот учебный материал, который подаётся  в игровой форме.  В процессе игровой деятельности учащиеся имеют возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках, что, несомненно, повышает  качество знаний обучающихся по предмету. Десять тысяч уроков – приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, урок будет не результативен. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – вот задача учителя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
Список литературы:

 
  1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках//Дефектология,1987. -№6.
  2. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М.. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Москва «Просвещение». 2001г.
  3. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: АСТ:Астрель, 2006г.
  4. Григорян Л.Т.. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Москва «Просвещение». 2001г.
  5. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык. Рабочая тетрадь №1. 4класс. М.: АСТ: Астрель, 2013г
  6. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Русский язык. Рабочая тетрадь №2. 4класс. М.: АСТ: Астрель, 2013г.
  7. Козырева О.А. Читай! Размышляй! Пиши1: карт.- задания по рус. яз., чтению и развитию речи. 3 кл.. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006 г.
  8. Петрова В.Г., Белякова И.В.. Психология умственно отсталых школьников. М.; «Академия», 2006г.
  9. Тихомирова Е.М. Русский язык: Проверочные работы: 3 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.
  10. Тихомирова Е.М. Русский язык: Проверочные работы: 4 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2014 г.
  11. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, №1.
  12. Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»