Методическая разработка урока русского языка
Орфография ЕГЭ
Шафеева Олеся Александровна,
учитель первой квалификационной категории
ГБОУ средняя школа 489 Санкт-Петербурга
Класс: 10учитель первой квалификационной категории
ГБОУ средняя школа 489 Санкт-Петербурга
Цель: обобщение и систематизация материала по основным орфограммам ЕГЭ
Тип урока: обобщение.
Оборудование: компьютер
Виды работы: фронтальный опрос, работа с тестами ЕГЭ.
Ход урока
1. Оргмомент. Актуальность темы. Запись в тетради темы урока:
«Орфография и пунктуация. Подготовка к ЕГЭ»
Слово учителя.
ЕГЭ по русскому языку содержит задания по орфографии, пунктуации. Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые задания орфографии, которые соотетствуют заданиям 9,10,12 экзаменационного теста
(правописание безударных гласных в корне ;правописание приставок; закрепим навыки правильного написания гласных в личных окончаниях глаголов и в суффиксах причастий)
2. Целеполагание. Ребята, какие цели важно поставить перед собой для работы на уроке по данной теме? (Ответы учащихся)
3. Обобщение и систематизация. Применение знаний и умений.
1 блок. Правописание безударных гласных в корне.
Повторяем корни с чередующейся гласной, способы их проверки. Обращаем внимание на исключения.
На слайдах презентации показываю задания. Учащиеся выполняют, объясняя свой выбор.
1.Определите строчку, в которой во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня.
1) увековечить, исполнитель, прославлять
2) возрастной, невразумительно, творец
3) оснащение, озаряться, располагающийся
4) формализм, убедить, подражание
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)
2.Определите строчку, в которой есть безударная чередующаяся гласная корня.
1) изгарь, плывун, вырос
2) регламент, авангард, цветок
3) погорелец, вымокнуть (под дождём), касательная
4) отраслевой, уровень, запирать
5) выглянуть, обнажать, стремянный
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) зажимать, отварить (овощи), примирение (сторон)
2) косички, озарение, горевать
3) опираться, заросли, прикоснуться
4) изложить, несгораемый, понимание
5) перила, замереть, стилистический
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) нигилист, приоритет, упражнение
2) финансист, подворотня, уклониться
3) меридиан, апельсин, прикроватный
4) ошеломлённый, подложить, уравнение
5) протереть, листок, подковать
2 блок. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Работа с теоретическим материалом, представленным на слайдах.
Для успешного выполнения задания 10 необходимо знать не только правописание приставок (неизменяемые приставки; приставки, зависящие от глухости/звонкости последующего согласного (з и с на конце приставок); приставки, зависящие от значения (ПРЕ и ПРИ), но и правила «Ы И после приставок», «Мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах». Повторяем правила.
На слайдах презентации показываю задания. Учащиеся выполняют, объясняя свой выбор.
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) расп..ложить, с..поставление, пр..думать (всё до мелочей)
2) пр..спосабливающийся, непр..одолимый, пр..мкнувший
3) бе..пробудный, и..коренить, в..дремнуть
4) с..змала, с..митировать, об..ск
5) о..брасывать, на..пись, по..черкнуть
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..верить, д..йти, в..спитание;
2) пр..интересный, пр..брежный, пр..сесть;
3) в..езд, зав..южить, от..явленный;
4) бе..тактный, в..пыхнуть, во..стать;
5) по..делка, о..тепель, на..смотрщик.
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) по..пустить, о..бросить, о..стать;
2) во..местить, не..добровать, ..дание;
3) супер..гра, пред..юньский, без..скусный;
4) пр..брежный, пр..давать (значение), пр..ставить (к стене);
5) ад..ютант, с..ёжиться, меж..языковой.
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..плясывал (от нетерпенья), пр..волье, непр..ступная (крепость)
2) о..быть (по назначению), по..ковать (коня), на..кусить
3) раз..ём, в..юнок, п..еса
4) бе..костный, ра..смеяться, в..пыхнуть
5) роз..ск, пост..мпрессионизм, сверх..нтеллектуальный
3 блок: написание гласных в личных окончаниях глаголов и в суффиксах причастий
Теория :повторяем при помощи презентации основные правила, знание которых требуется для выполнения задания 12
1.Спряжение глаголов
2. Глассные перед Н и НН\
3 Гласные перед суффиксами В, ВШ, Л
На слайдах презентации показываю задания. Учащиеся выполняют, объясняя свой выбор.
1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сия..шь, закле..вший
2) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся
3) налад..шь, скле..нный
4) представ..шься, независ..мый
5) онеме..шь, ожида..мый
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) кол..тся (орех), почита..мый
2) кача..щий, поко..щийся
3) самокле..щиеся, просе..нная
4) дремл..щий, вид..нный
5) (он) наве..т, (он) обид..т
3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вытерп..шь, выкач..нная (из гаража машина)
2) (он) корм..т, (он) полощ..т
3) морга..шь, просмотр..нный
4) зате..вший, возненавид..в
5) (он) заскоч..т, встрет..вший
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) плач..щий, скач..щий
2) (он) выдерж..т, (он)подытож..т
3) тревож..щийся, получ..нный
4) ропщ..т, (фермер) корм..т
5) люб..щая, пиш..щий
4. Рефлексия