Современные инновационные педагогические
методы в образовании
Крылова Маргарита Анатольевна
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
- Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
- Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
- Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
- Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.КСО – включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалога.
- Взаимозависимость членов группы с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
- Особое внимание – социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.
- Общая оценка работы группы складывается из оценки общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса, как ученики работали, помогая друг другу; они обсуждают свое поведение; анализируют, что удалось, и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.
Мозговой штурм
Метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участники обсуждения предлагают свои идеи, в том числе далекие от реальности, фантастичный. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки».Этапы мозгового штурма.
1. Постановка проблемы.Четко формулируется задача, выбираются участники, модераторы группы. Это организационный этап, на котором выбирается способ проведения штурма.
2. Генерация идей. Основной этап, на котором членами группы предлагаются идеи, способы решения проблемы. Ограничения по количеству идей нет, хотя в основном активности группы хватает на 30-45 минут. Необычные идеи приветствуются. На этом этапе нельзя критиковать идеи, так как это отвлекает от основной задачи.
3. Отбор и оценка идеи. Участники группы выбирают несколько основных способов решения проблемы, критикуют их, собирают из нескольких идеи одну. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».
Существуют также различные формы мозгового штурма.
Индивидуальный мозговой штурм. В классическом мозговом штурме используется группа людей, но иногда собрать несколько человек в одном месте и в одно время не получается. Тогда каждый участник штурма заочно записывает свои идеи и по прошествии определенного времени все участники собирают их в один список. В дальнейшем происходит обсуждение. Творческих идей при такой организации штурма меньше, но затраты на организацию также во много раз меньше.
Катехизический диалог Слово «катехизация» возникло от греческого слова «катехизис», происходящего от греческого глагола katecheo, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Выражение это первоначально означало «возвещать с возвышенного места» (лат. ex alto), а также «производить эхо, вызывать отклик» (kate – «с горы», есhеo – «звучать, раздаваться, греметь»).
Более позднее значение – «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика – откликом на слова учителя). Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация».
Смысловая многозначность
- Более позднее значение – «наставлять» (голос учителя является как бы осознанным откликом на вопрос ученика, а ответ ученика – откликом на слова учителя). Именно во встрече или диалоге, заключается смысл слова «катехизация».
- Смысловой поиск текста (1,2 вопроса с каждого ребенка.
- ВАЖНО! Текст давать детям по мере осложнения.
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. |
Таблица " толстых " и " тонких " вопросов |
Толстые ? | Тонкие ? |
Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ? |
Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...? |
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ( Например: В каком году произошла Куликовская битва?, Кто автор рассказа "Злоумышленник"?). В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. Проиллюстрируем этот прием на примере фрагмента урока по истории средних веков "Возникновение средневековых городов". На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. В тетради может появиться такая запись: |
(Сократовский диалог)
- Сидящий – не мыслящий.
- Лицей (Ликей) Аристотеля (перепотетики — «гуляющие»). Аристотель
- Что это?
- Из чего это?
- Для чего?
- Как это (сделать)?
- Откуда это все?
Регламентированная дискуссия. (Риторика)
Французская группа нового образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции, в последние годы объединение возглавлял Анри Бассис - известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель, а сейчас в роли президента ЖФЭН – его жена и соратник Одет Бассис. Группа разработала технологию «ATELIE», которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге.
Этапы работы мастерской (используется терминология группы ЖФЕН)
- «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
- «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
- «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
- «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
- «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
- «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
- это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе.
Технология биоадекватного преподавания Целостное мышление
Биоадекватная (БА) методика преподавания была впервые описана в начале 90-х годов XX века. Она относится к одной из моделей инноваций. Активизация творческой, рациональной и эмоциональной, образной сферы учеников является ее отличительной особенностью. Эта методика ориентирована на развитие целостного мышления учащихся, при ее использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания весьма эффективным.
По форме данная методика – релаксационно-активная. (Relaxation action learning = REAL), в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации).
Этапы восприятия информации в проведении данного типа уроков полностью соответствуют стандартной структуре урока, сохраняя все рабочие этапы урока:
биоадекватная методика ориентирована на развитие целостного мышления школьников, на формирование умения мыслить образами, т.е. естественным природным способом. Идея о необходимости обращения к образному мышлению высказывалась ранее как в дидактике, психологии, так и в методике преподавания различных предметов. Среди западных педагогов, ученых прошлого, активно обосновывающих необходимость обращения к образному мышлению, следует выделить Я.А.Коменского, Ж-Ж Руссо, М.Монтессори, Г.Лозанова. Впервые в отечественной педагогике высказал мысль о целостном формировании человеческой личности в процессе ее воспитания К.Д.Ушинский.
К.Д.Ушинский указывал, что “дети мыслят формами красками, звуками, ощущениями вообще”.
Информация становится знанием, только когда она переживается, становится частью личного опыта. “Образное изложение делает предмет речи видным” – говорил еще Цицерон. И это возможно сделать в системе природосообразного биоадекватного образования. Здесь приходит на помощь образ, известный ребенку с детства. Этот образ всегда должен быть привлекательным, добрым, а может быть и вкусным Так я проводила урок по алгебре по теме “Квадратные уравнения” на образе ветки винограда. Представьте себе этот вкусный, сладкий, сочный виноград, который вы ели в своей жизни. Какого он цвета, какого размера, какой формы, какой имеет вкус и аромат? Включите свою память, воображение, попробуйте почувствовать этот виноград всеми каналами восприятия информации. А теперь пусть этот вкусный виноград станет для вас символом квадратных уравнений. Каждая ягодка – новое уравнение, и этим виноградом мы можем мысленно поделиться со своими друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми и даже со всем человечеством. Когда Вы представляли виноград, в работу активно включались функции правого полушария, когда Вы на этом образе осуществляли математические действия - левого. В процессе обучения, таким образом, постоянно активизировались оба полушария головного мозга. И ведь каждый ребенок, вспоминая свой самый вкусный виноград, мысленно вернется в тот пережитый им момент, когда он его ел, окунется в лично им пережитое эмоционально-положительное состояние, а это уже само по себе снятие стресса. Далее, когда ребенку предлагается поделиться с друзьями, другими людьми, с человечеством - это уже выход на формирование моральных ценностей. Когда дети учатся таким образом, у них складываются совершенно иные отношения в классе, друг с другом другу, с родителями. Не более 2-3 минут от урока занимает такое детальное “исследование винограда”. Зато дети проживают информацию, “вгрызаются” в нее, и она становится частью их жизни. Вы не представляете, какое оживление, воодушевление и удовольствие царит в классе в этот момент! В то же время снимается напряжение, наступает момент релаксации. Результат просто замечательный!
Таким образом, мы видим, что система обучения, построенная на принципах такого образования, предоставляет каждому учащемуся возможность определить социально-педагогическую нишу, в которой ему будет комфортно, в которой действуют стимулы, обеспечивающие постоянный выход личности за свои пределы и развитие ее креативного потенциала. Это условие во многом определяет отбор приемов, методов, используемых учителем в учебном процессе.
Работа в классе ориентирует ученика не на сиюминутное познание узких вопросов данного предмета, а открывает перспективу дальнейшего познания в целом.
Поиск новых смыслов в привычном, новое видение себя, своей роли в образовательном процессе, постоянное обновление и преподавателя, и ученика происходят в их совместной учебной деятельности, во внутренней и внешней рефлексии, обращенной и к субъекту деятельности, и к его способам действий. Ребенку передается, инициатива всей работы с тем знанием, которое он выстроил на уроке. Он сам проводит проверку усвоенного, составляет план получения недостающего знания, ищет пути работы с новым знанием, с его осознанием, с его размещением в памяти. Так рождается «живое знание» в отличие от того, которое традиционно передается учителем ученику на хранение. Каждому ученику предоставляется возможность осознания своего знания, тихого обнаружения своих заблуждений, ошибок, а затем и спокойного, но решительного отказа от ошибочного знания. Обязательно резервируется время для выстраивания понимания нового знания. Суетность, торопливость, соревновательность уступают место спокойной, серьезной, ритмичной, хорошо направленной работе, в которой ученик волен сам выбирать себе собеседника, педагога среди всех присутствующих в классе.
Успех деятельности ученика в классе базируется на организации аудиторной работы, домашняя работа учащегося не может служить ей тормозом, ибо действие, разворачивающееся в классе, не может быть жестко привязано к качеству выполнения домашнего задания. Различные способы работы с домашним заданием конструируются из установки: домашнее задание делается не для преподавателя, не для родителем, не для отметки; целью его выполнения является: самоактуализация учащегося, раскрытие его творческих способностей, радость открытия им себя, своей значимости, постижения смысла нравственных ценностей, выстраивание диалога с родителями. Домашнее задание предоставляет ученику возможность выбора объема, сложности материала и характера его представления.
Способы работы с ошибками обращают внимание ученика на мотивы его деятельности и на полученный результат, позволяют ему оценить их и оценить свои действия, дают возможность отстаивать свою позицию, учат слушать оппонентов, принимать их доводы, вносить коррективы в результат своего труда.
Инициатива учителя - это выбор стиля общения учащихся, ритма занятия, способов деятельности на уроке, предъявление требований к выполнению заданий, отбор информации. Не может быть какого-то одного ограниченного, заветного набора способов, приемов, реализующих идеи «Нового образования». Их многообразие соответствует разным целям, стоящим перед учителем. Он сам активный конструктор способов, помогающих преодолению преград, еще недавно казавшихся непреодолимыми, становления новых смыслов, открытий, знаний, убеждений, действий.