Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока русского языка в 11 классе

Автобиография как жанр официально-делового стиля речи

Саррина Мария Яковлевна,
учитель
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная,  фронтальная.
Цели урока:
Познавательный аспект:  повторить изученный за  курс средней школы материал, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи.
Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
 - коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
 Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции
Задачи урока:
  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Стили речи»;
  •  Изучить структуру автобиографии;
  •  Выявить различия литературной автобиографии и служебной;
  •  Повысить культуру оформления документов;
  • Развивать умение создавать собственные тексты официально-делового стиля по представленному образцу; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
  • Совершенствовать навыки правописания.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Анализ прозаического текста    
Творческая работа
Задание «Корректор»
Контроль
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Методы работы:
  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль;
  • по организации деятельности: индивидуальные, фронтальные.
 
 
ХОД УРОКА
 
1. Организационный момент. Мотивация.
Посмотрите на эпиграф (запись на доске) к нашему уроку: «Познай самого себя и через это познай мир». Великий мыслитель древности Сократ призывал: познай не вообще человека или людей, но познай именно самого себя — свое место в жизни, свой внутренний мир.  Нет необходимости говорить, что это сложный процесс, и порой не хватает жизни, чтобы это сделать.
2. Выход на тему. Целеполагание.
Поэтому поводу русский писатель и философ Василий Розанов писал: «Собственно, есть одна книга, которую человек обязан внимательно прочитать, - это книга его собственной жизни». Но, чтобы ее прочитать, нужно, чтобы сначала она была написана, правда?
Скажите: в какой литературной форме можно описать события собственной жизни?
(Учащиеся называют жанры, открывается слайд №1 с названиями жанра.)
Это дневники, которые авторы ведут изо дня в день, из года в год — вспомним, например, дневники Л.Н. Толстого.
Возможно, кто-то из вас ведет дневник? Интересно: помогает он лучше узнать себя? (Ответы учащихся).
Жанр автобиографии связан с самопознанием, открытием своего «я». Вы можете спросить: а зачем нам знать о том, как составляется автобиография, если мы не собираемся писать мемуары? Где мы можем применить свои знания? Кто-то из вас уже писал автобиографию? В какой ситуации вам потребовались знания о том, как писать автобиографию? (Ответы учащихся).
Большинство из вас еще не столкнулись с этим жанром официально-делового стиля речи, и я предлагаю вам сегодня изучить правила написания автобиографии и самим написать автобиографию, чтобы заглянуть в себя.
         Какими бывают биографии? Попробуем с этим разобраться.
3. Изучение структуры автобиографии.
            Выявление различий литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного анализа текстов.
Обратите внимание на определение термина - автобиография (от греч. autos - сам, bios ~ жизнь, grapho - пишу) - прозаический жанр; как правило, последовательное описание автором собственной жизни.
Итак, ребята, наша задача выявить различие литературной и служебной автобиографии на основе сопоставительного анализа текстов.
 
Перед вами таблица и текст карточки №1. Докажите, пользуясь предложенным планом, что текст карточки №1 – это литературная автобиография.

 
Параметры сравнения Литературная автобиография
1. Цель  
2. Стиль
 
 
Особенности синтаксических конструкций
 
Эмоциональность
 
Изобразительные средства
 
3. Форма  
4. Время  
 
Докажите,  что текст карточки №1  - литературная автобиография. (Все ответы записывайте на свободной строке рабочего листа). Работайте по следующему алгоритму:
- определите цель создания текста;________________________________________________
- определите стиль текста; ______________________________________________________
- выявите особенности синтаксических конструкций и приведите конкретные примеры из текста, доказывающие ваши наблюдения;_________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- выявите языковые особенности текста, которые придают эмоциональность и экспрессивность (метафоры____________________________________________________, сравнение______________________________________,олицетворение_________________________, метафорическое обращение____________________); найдите устаревшие и разговорные слова_____________________________________________________________
- обратите внимание на форму подачи материала, объясните, почему именно так автор расположил текст______________________________________________________________;
- согласны ли вы с тем, что события в жизни страны определили судьбу поэта, нашло ли это отражение в его биографии  _____________________________________________________________________________.
2.  Подготовьте четкий ответ-представление ваших наблюдений. Убедите, что данная автобиография литературная.
 
Михаил ЗОЩЕНКО
О себе.
Отец мой художник, мать – актриса. Это я к тому говорю, что в Полтаве есть еще Зощенки. Например: Егор Зощенко – дамский портной. В Мелитополе – акушер и гинеколог Зощенко. Так заявляю: тем я вовсе даже не родственник, не знаком с ними и знакомиться не желаю...
Я не мистик. Старух не люблю. Кровного родства не признаю. И Россию люблю мужицкую.
И в этом мне с большевиками по пути.
Мне 27 лет. Впрочем, Оленька Зив думает, что мне меньше. Но все-таки это так.
В 13-м году я поступил в университет. В 14-м – поехал на Кавказ.
А вот сухонькая таблица моих событий:
арестован – 6 раз,
к смерти приговорен – 1 раз,
ранен – 3 раза,
самоубийством кончал – 2 раза,
били меня – 3 раза.
Все это происходило не из авантюризма, а «просто так» – не везло.
Нынче же я заработал себе порок сердца и потому-то, наверное, и стал писателем. Иначе – я был бы еще летчиком.
Вот и все.                                                                                              
1922
 «Сухонькая таблица» событий будет дополнена изгнанием из Союза писателей, запретом на публикации. Но разве можно запретить писателя, его творчество? Мы читаем рассказы Зощенко, узнаем из них и из автобиографии писателя о времени, в которое он жил.


 
Параметры сравнения Литературная автобиография
1. Цель Осмысление своего прошлого
2. Стиль
 
 
Особенности синтаксических конструкций
 
Эмоциональность
 
Изобразительные средства
Элементы официально-делового и художественного стиля
Осложненные простые предложения различной структуры; обособленные обороты
Эмоциональность, экспрессивность, изобразительные средства языка
3. Форма Возможны отступления от стандартов
4. Время Время неограниченное, может быть, в течение всей жизни
 
Перед вами таблица и текст карточки №2. Докажите, что текст карточки №2и – это служебная автобиография.
 

 
Параметры сравнения Служебная
 автобиография
1. Цель  
2. Стиль
 
 
Особенности синтаксических конструкций
 
Эмоциональность
 
Изобразительные средства
 
3. Форма  
4. Время  
 
Докажите,  что текст карточки №2  - служебная автобиография. (Все ответы записывайте на свободной строке рабочего листа). Работайте по следующему алгоритму:
- определите цель создания текста;________________________________________________
- определите стиль текста; ______________________________________________________
- выявите особенности синтаксических конструкций и приведите примеры стандартных оборотов из текста, доказывающие ваши  наблюдения;__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- определите, есть ли в тексте языковые средства выразительности, которые придают эмоциональность и экспрессивность (метафоры, олицетворения, сравнения; ___________
- обратите внимание на форму подачи материала, объясните, почему в данном тексте четкое деление на абзацы ______________________________________________________;
- обратите внимание на то, что служебная автобиография пишется по мере необходимости _____________________________________________________________________________.
 
2.  Подготовьте четкий ответ-представление ваших наблюдений. Убедите, что данная автобиография служебная.
 
 
Михаил БУЛГАКОВ
АВТОБИОГРАФИЯ
Сын профессора Киевской духовной академии, родился 3 мая 1891 года в Киеве.
В 1909 году окончил Киевскую первую гимназию, а в 1916 году – Киевский университет по медицинскому факультету.
В 1916–1917 годах служил в качестве врача в земстве Смоленской губернии.
В 1918–1919 годах проживал в Киеве, начинал заниматься литературой одновременно с частной медицинской практикой.
В 1919 году окончательно бросил занятие медициной.
В 1921 году приехал в Москву на постоянное жительство.
...В 1925 году был напечатан мой роман «Белая гвардия» и сборник рассказов «Дьяволиада».
...В 1936 году, после снятия моей пьесы «Мольер» с репертуара, подал в отставку в МХАТ и был принят на службу в Государственный академический Большой театр Союза ССР в Москве на должность либреттиста и консультанта, в каковой должности нахожусь и в настоящее время...
Москва, 20 марта 1937 года
Параметры сравнения Служебная
 автобиография
1. Цель Сообщение точных данных о себе
2. Стиль
 
 
Особенности синтаксических конструкций
 
Эмоциональность
 
Изобразительные средства
Официально – деловой стиль
 
 
Стандартные обороты
 
 
 
Отсутствие эмоциональности и экспрессивности
3. Форма Стандартное расположение частей текста
4. Время По мере необходимости
 
 
На работу отводится 25 минут.
 
4. Культура оформления документов.
Теперь вы знаете, какой должна быть структура автобиографии. Знаете об особенностях строения предложений, необходимые реквизиты текста. Важно соблюдать культуру оформления документов, чтобы отвечать тем требованиям, которые общество предъявляет к деловому человеку.
Предлагаю вам текст служебной автобиографии, написанный вашей ровесницей, в котором допущены отступления от норм оформления документа.
                                             МОЯ БИОГРАФИЯ
Я родилась не в Санкт-Петербурге, потому что мой отец – геолог, и в это время он вместе с мамой  был в экспедиции. Спустя четыре месяца после моего рождения родители вернулись в Петербург.
В детском саду я была два года, а до этого – дома с бабушкой.
Когда мне исполнилось 7 лет, я поступила сразу в две школы, в обычную и художественную, потому что с детства любила рисовать.
В 9 лет я с родителями уехала на Север, где у них была продолжительная экспедиции, и перестала заниматься рисованием. В 11 лет вновь вернулась в Петербург и стала заниматься в геологическом кружке Дворца Творчества Юных. Летние каникулы провожу в экспедициях.
Из всех школьных предметов мне больше всего нравится химия. Еще я люблю писать сочинения. Остался последний год, он, я считаю, самый трудный, потому что нужно готовиться к выпускным экзаменам и в институт.
Сейчас мне 16 лет.
Сопоставьте этот текст с предложенным образцом. Скажите, что необходимо исправить в данном тексте, отметьте абзацы, которые нужно оставить.
«Я, Иванов Иван Иванович, родился 27 марта 1998 года в г. Санкт-Петербурге. Мой отец – Иванов Иван Михайлович, инженер, мать –Иванова Нина Александровна, учитель начальных классов. В 2004  году поступил в среднюю школу №20. Во время учебы в школе посещал спортивные секции по вольной борьбе и получил звание КМС по данному виду спорта.
Место проживания: г. Санкт-Петербург, ул. Ивановская, 19, кв. 174.
23.09. 2013г.                                                                        Иванов И. И.
 
5. Подведение итогов урока.       

Познание самого себя, осознание себя как личности будет продолжаться у вас всю жизнь. Вы будете открывать в себе новые удивительные черты и качества, и я надеюсь, что сегодняшнее занятие — еще один ваш шаг к самим себе. Пусть книга собственной жизни - автобиография, резюме, дневник или мемуары - будет содержательной, грамотной, красиво написанной!
 
6. Домашнее задание: Напишите свою служебную и литературную автобиографию.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»