Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интеллектуальные игры на уроке литературы 

Зорина Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 449
Пушкинского района Санкт-Петербурга
 
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблемы использование новых технологий и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса, который включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по- своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает.
Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, так и развитию многих необходимых качеств личности. В ходе игры у учащихся развивается воображение, фантазия, это также способствует овладению эмоционально образной речью, содействует более глубокому восприятию литературного произведения, у детей развивается способность «входить» в мир литературного героя, рисовать в воображении картины на основе воспроизведённых в тексте деталей.
В искусстве и детской игре есть общее – это игровой процесс, в результате которого может возникнуть некая модель реальности, созданная воображением ребёнка и художника, и преломленная через их индивидуальность. Здесь сосуществует действительность и вымысел, условность, волшебство перевоплощения.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая и интеллектуальная игра остается самым действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка и литературы является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрежки. В игре незаметно, сами собой, исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.
Использование игровых технологий на уроках литературы помогает учителю снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к уроку литературы как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.
В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа игрового урока.
1. Ориентировочный этап. Сначала представляется изучаемая тема, напоминаются основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.
2. Подготовка к проведению игры. Излагается сценарий игры, задачи, обсуждаются с учениками игровые процедуры, предлагаются критерии оценок, показывается примерный тип решений в ходе игры.
3. Проведение игры. Учитель организовывает проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.
4. Обсуждение игры. Даются характеристики «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.
На уроке литературы могут быть проведены:
  1. Сюжетные (ролевые) игры:
- игровая организация  учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке
- использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
  1. Игры – соревнования:
- различные виды внеклассной работы по предмету (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Так в рамках проведения недели русского языка и литературы мною были проведены: «Лингвистическая игра для 8 классов», «Калейдоскоп числительных» для учащихся 7 кл., «Ты и твое имя» для учащихся 6 кл..
- игра-викторина (главная задача – активно повторить пройденный на уроке материал). Так например, викторина в 5 классе «Мир сказок», викторина по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 8 классе и др.
- игры – аукционы (развивается зрительная память, речь, логическое мышление, сознательное усвоение учебного материала).
- элементы состязательности содержатся и в КВНах, где учащиеся получают широкую возможность самореализоваться в процессе игрового действия (учащиеся приобретают навыки социального взаимодействия, коллективной направленности). Например, литературный КВН по басням И.А. Крылова в 5 классе.
- игры – путешествия (требуют поиска различных путей решения, развивают воображение, актуализируют познавательную активность учащихся и протекают в непринужденной обстановке общения  друг с другом, в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка; могут быть и заочные путешествия. Например, заочное путешествие по пушкинским места при изучении творчества А.С. Пушкина в 5 классе);
- игры - соревнования (учитывается самостоятельность, четкость и оперативность выполнения задания, учащиеся приобретают опыт общения, сотрудничества).
  1. Интеллектуальные игры:
-    поднятие престижа знаний, способствование  интеллектуальному развитию личности;
- формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия);
-   развитие образного и логического мышления;
- развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений;
-  развитие речи (умение обосновывать свои убеждения);
-  формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения.
Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает робких детей и дает им возможность показать себя неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности. В процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация.
Примеры интерактивных игр.
"Что ответил писатель?"
Ведущий сообщает учащимся какой-то занимательный факт из жизни выдающегося писателя. Задача участников игры – придумать или вспомнить ответ, прозвучавший на эту реплику, более достоверный вариант будет признан победителем.
Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ.
Что ответил американский писатель анониму?
Правильный ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».
«Продолжите фразу».
Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо.
Ученикам предлагается продолжить фразу типа:
Я знаю о Владимире Маяковском, что он …. .
Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он…..
Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков….
Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.
«Задай вопрос другу, а он – тебе».
Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини?
Ученики обмениваются вопросами с другой парой, получают ответы и сами оценивают работу свою и товарищей.
«Напиши письмо литературному герою»
Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например: после изучения повести В. Короленко «Дети подземелья» шестиклассники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, мечтают о том, как в дальнейшем сложится его судьба. В 10 классе особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным.
«Коллективное творчество»
На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего.
«Виртуальная встреча»
Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику. Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.
«Таинственный сундук»
Называя предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи. Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая).
Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова).
«Интерьер»
Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании.
«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»).
«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». ( Н.В. Гоголь «Ревизор»).
«Пословицы – перевертыши»
Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.
Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).
Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).
Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).
Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)
«Дальше, дальше, дальше».
Класс делится на группы. Каждой предлагаются 9 - 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.
1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).
2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).
3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).
4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).
5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. Чехов).
6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).
7. Какими словами начинается сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане…»? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»: И. Репин или В. Васнецов? (И.Е. Репин.)
9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов? (Хамелеон).
"Пантомима".
Еще одна групповая игра. Ребята получают иллюстрацию к художественному произведению и изображают без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда - соперница старается угадать, что это за произведение?
Итак, подводя итог, хочется отметить, что интерактивные игры прочно заняли достойное место на уроках в школе.
На основании выше приведенных исследований и наблюдений можно сделать следующие выводы:
- игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчиненная известным правилам система. Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни;
- игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную деятельность с учителем;
- игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса, а следовательно, делает процесс обучения более эффективным;
- неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще учебные задачи, но и воспитывать в ребенке инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации;
- коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»