Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Работа со словом, как один из путей
формирования читательской грамотности

Красова Ирина Валерьевна
Современная система образования постоянно обновляет свой методический инструментарий в соответствии с новыми вызовами времени и социальным заказом, который формируется реалиями современного информационного общества. На первый план выдвигаются различные способы оценки качества образования (в РФ это ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и др., в мире -  PISA  и др.), но во всех подобных исследованиях есть общий объект оценки – читательская грамотность. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Различные формы работы с текстом всегда использовались на уроках русского языка и литературы. Особую актуальность такая работа приобрела в связи с реализацией программы Министерства просвещения РФ «Формирование функциональной грамотности обучающихся», одной из важнейших составляющих которой является читательская грамотность.
Читательские действия включают в себя умения:
  1. находить детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
  2. делать прямые умозаключения из этой информации;
  3. интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
  4. оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.  
В работах современных лингвистов указывается, что первые два действия непосредственно опираются на текст, на умение читателя извлекать информацию из текста. Вторые два действия требуют от читателя значительно большей самостоятельности мышления и воображения. «У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
-          умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
-          умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя».
Мои ученики часто напоминают витязя с известной картины Виктора Васнецова, который видит, что ему предложила жизнь, а осмыслить это и использовать с выгодой для себя не может. Потому что учащиеся, работая с разными видами текстов, зачастую не могут понять, что написано, как это читается, и что нужно говорить при пересказе. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет  адаптацию ребят и их социализацию. Этим  и объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. Поэтому на уроках русского языка необходимо работать со словом. Это расширяет словарный запас учеников, активизирует его, повышает общую грамотность, и, конечно, помогает в дальнейшем сформулировать мысль.
В данной статье представлен мой опыт проведения двух уроков по развитию речи в 8 классе, которые  включены в систему подготовки к сжатому изложению на ОГЭ.
 Цель уроков:
-развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи:
  1. научить осознанно, правильно читать;
  2. извлекать из текстов интересную, полезную и важную информацию;
  3. работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  4. высказывать оценочные суждения о прочитанном;
  5. развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).  
Текст для чтения
Не есть ли красота отражение человеком природы?
И я представил, что земля наша непоправимо осиротела. Вообразите: на ней более нет человека.  В этом полном безлюдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу же потеряла бы свой высочайший смысл быть кораблем человека, юдолью жизни в мировом пространстве и вмиг утратилась, исчезла бы ее красота. Ибо нет человека – и красота не может отразиться в нем, и быть оцененной им. Для кого? Для чего она?
Красота не может познать самое себя, как это может сделать изощренная мысль, утонченный разум. Красота в красоте и для красоты бессмысленна, нелепа. Красоте необходимо зеркало, нужен мудрый ценитель, добрый или восхищенный созерцатель, – это ощущение жизни, любви, надежды, вера в бессмертие, прекрасное, что вызывает у нас желание жить.
Да, красота связана с жизнью, жизнь – с любовью, любовь – с человеком. Если прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота. Книга, написанная на умершей земле, будь она исполнена гениальнейшей гармонии, всего лишь бумажный хлам, мусор, потому что цель книги – не крик в пустоту, а отражение в душе другого человека, передача мыслей, переселение чувств.
 (Ю. Бондарев)
За несколько дней до урока учащиеся получают  домашнее задание  подготовить следующие сообщения:
1.выписать из толкового словаря лексические значения слов: КРАСОТА,  ОТРАЖЕНИЕ, ПРИРОДА,  КОРАБЛЬ, ЮДОЛЬ,  ЦЕНИТЕЛЬ, СОЗЕРЦАТЕЛЬ - и подобрать синонимы к вышеперечисленным словам;
2. Узнать из этимологического словаря о происхождении слов: КРАСОТА, ОТРАЖЕНИЕ, ПРИРОДА, ЮДОЛЬ.
3. Сделать разбор этих слов по составу.
Уроки (два) строятся по следующему плану:
  1. Чтение в классе текста Ю. Бондарева «Красота»;
  2. Определение темы текста;
  3. Выступления учащихся, подготовивших сообщения;
      4. Подведение итогов  выполненной учениками работы, установление лексико-грамматических связей между словами;
  1. Формулирование микротем текста;
  2. Пересказ  и написание сжатого изложения.
         В ходе первого урока учащиеся узнают, что, например,
1)слово КРАСОТА содержит славянский корень КРАС-, означающий всё привлекательное, все очень хорошее;
2) Слова ОТРАЖЕНИЕ, ПОРАЖЕНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ, СРАЖЕНИЕ имеют общий старославянский корень РА-, который сегодня сохранился во фразеологизме «войти в раж», что значит прийти в сильное возбуждение, неистовство или состояние сильной увлечённости.
Для сравнения  обращаю внимание ребят, что во французском языке слово rage переводится как «бешенство, ярость». Поэтому, устанавливая лексические связи слов ОТРАЖЕНИЕ, ПОРАЖЕНИЕ и др., учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что слова с этим древним корнем РА- связаны с сильным эмоциональным  впечатлением.
3) Слово ПРИРОДА обозначает весь сущий мир, созданный Богом, во всём многообразии его форм.
4) В ходе урока выясняется общее происхождение группы слов: КОРАБЛЬ, КОРЫТО, КОРА, а также другой группы: ЮДОЛЬ, ДОЛИНА, ДОЛЯ. Особое удивление учеников  вызывает слово ДОЛИНА  с безударной гласной О,  которую даже взрослые люди часто пишут неправильно, хотя этимологически её можно проверить. Юдоль – устаревший синоним слова ДОЛИНА, в настоящее время используется как поэтический и религиозный символ, обозначающий тяготы земного пути (земная юдоль, юдоль плача).
5) Обычно интерес у ребят вызывает группа слов:  СОЗЕРЦАТЬ, ЗЕРКАЛО, ЗРЕНИЕ, ВЗОР, БЕСПРИЗОРНЫЙ, ПРИЗРАК, которые тоже являются родственными с исторической точки зрения, потому что у всех у них имеется древний корень -ЗЬР- и соответственно общая  часть лексического значения. В этих словах произошли различные фонетические процессы и в современном русском языке они уже не являются однокоренными.
6) Работая с текстом Бондарева во время общего обсуждения, ученики обнаруживают и объясняют важные для понимания смысла эпитеты (ледяная тишина, утончённый разум) и метафору (земля – это корабль для человека).
В результате учащиеся самостоятельно приходят к пониманию того, что КРАСОТА – это оценка, которую даёт человек, созерцающий мир. Природа лишь направляет взгляд человека, а результатом работы человеческой мысли становятся впечатление, образ.
Таким образом, на первом, подготовительном к изложению уроке работа ведётся одновременно по нескольким направлениям:
  1. Лексикология и фразеология;
  2. Этимология;
  3. Морфемика и словообразование;
  4. Орфография;
  5. Стилистика и культура речи.  
Узнавая новое о происхождении слов, их составе, ребята закрепляют знания по орфографии и стилистике, активизируют словарный запас, оценивают и интерпретируют полученную информацию. Только вдумчивое чтение и обсуждение может заинтересовать учащихся в такой работе и позволит им испытать радость  собственных открытий.
По окончании работы со словами ученики составляют план текста Ю.Бондарева, с помощью которого они сначала пересказывают, а потом пишут изложение.
План (составленный учениками):
  1. Красота исчезнет, когда на земле не останется ни одного человека.
  2. Красоте нужен мудрый ценитель, в котором она вызывает желание жить.
  3. Красота – это отражение мира в душе человека.
Таким образом, моя главная цель – научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Речь – это зеркало нашего внутреннего мира, яркий показатель уровня воспитания, образования и даже социального статуса. Именно поэтому моя работа часто направляется на слово, которое развивает у обучающихся практические умения, связанные с обработкой устной и письменной информации, созданием собственных текстов. Такая работа помогает учащимся не только познакомиться с конкретными языковыми фактами, но и повысить интерес к овладению русским языком, обогатить  словарный запас,  повысить грамотность, а также обрести уверенность в себе, в своих силах.
 
Литература:
  1. Архипова Е.А., Лагунова Л.В. Читательская грамотность и перифрастическая способность в аспекте речевого развития личности.//Русский язык в школе. – 2021. – Т.82. №1.- с.7-15.
  2. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15 летних школьников // Вопросы образования. – 2011. – № 2. – с. 123-150. 
  3. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – № 4. – с. 240-267. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»