Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности работы с детьми с ОВЗ
на уроках русского языка и литературы

Цыренова Елена Анатольевна

На сегодняшний день эта тема является актуальной, так как число детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Школа  помогает в социализации детям  с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, школа создает специальные условия обучения: утверждает необходимое штатное расписание, разрабатываются адаптированные образовательные программы.
У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.  Поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Русский язык и литература – сложные предметы. Основная задача изучения детьми с ОВЗ предмета русский язык — открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства. Для организации эффективной учебной работы с детьми с ОВЗ использую личностно-ориентированный подход, который реализую через внедрение образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, индивидуальный и дифференцированный подход обучению и проблемное обучение.
При работе с детьми с ОВЗ на уроках словесности необходима разноуровневая дифференциация обучения. Она широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, закрепление изученного, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, самостоятельные и контрольные работы, организация работы над ошибками, дифференцированная домашняя работа.
Для формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ рекомендуется использовать занимательный материал. Он прекрасно воздействует на развитие ребенка в учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках помогает разнообразить учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей, придаёт позитивное настроение. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках, является дидактическая игра. Например, «Найди окончание» (найди потерянные окончания пословиц), «Убери лишнее слово “Кто больше придумает слов ?” - это самые любимые игры обучающихся. Можно в 5-6 классах использовать шарады, загадки-шутки.
Письменная речь представляет собой сложный процесс для данной категории детей, так как представляет собой сложные процессы, состоящие из многочисленных операций. Уроки развития речи для детей с ограниченными возможностями здоровья обязаны быть насыщены лексическими заданиями - это напрямую влияет на формирование различных речевых умений. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения, сочинять диалоги, монологи. В процессе систематических упражнений у учащихся формируется умение составить хотя бы 2-3 предложения, а в дальнейшем, возможно, составлять текст по плану. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения, сочинять диалоги, монологи. В процессе систематических упражнений у учащихся формируется умение составить хотя бы 2-3 предложения, а в дальнейшем, возможно, составлять текст по плану.
Информационно-коммуникативные технологии помогают решать практические задачи: формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать и расширять словарный запас, организовать работу по формированию, учету и коррекции знаний учащихся. Построение схем, таблиц с использованием ИКТ позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. К примеру, ребенок с ДЦП медленно писал. А вот на компьютере ему гораздо легче было писать сочинения, и он успешно справлялся с заданиями.
Как овладеть вниманием детей с ОВЗ на уроках литературы? Современный урок литературы невозможно и для детей с ОВЗ, и для остальных уч-ся представить без сопоставления художественных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно–наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и запоминающимся по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Например, урок литературы в 5 классе Даниель Дефо «Робинзон Крузо»: смотрим отрывки из фильма, презентацию или аудиоспектакли.
Театрализованная игра на уроке, которая вызовет у учащихся несомненный интерес. Можно сделать костюмы к урокам по басням Крылова и др. На таких уроках создается атмосфера раскованности, свободы мышления.
Электронные учебные пособия по русскому языку и литературе, созданные на базе мультимедиа, оказывают благотворное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в эпоху литературного героя, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания.
От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Не менее важным является эмоциональный климат урока, который во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Несомненно, хороший смех дарит здоровье и радость ребенку от общения.
Новые образовательные технологии способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и дифференцировать процесс обучения, повышают интерес, активизируют познавательную деятельность учащихся. Благодаря их внедрению в образовательный процесс учащиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, имеют больший шанс использовать умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, ориентироваться в современном информационном пространстве.
Итак, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует придерживаться следующих правил работы:
• На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития.
• Используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует создавать специальные условия обучения (применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.
• Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь каждому ученику, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы.
• Для предотвращения переутомляемости и повышения работоспособности, применять разнообразные методы, приемы и средства обучения.
• Для детей с ОВЗ необходимо снижение объема и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку.
Для организации эффективной учебной работы с детьми с ОВЗ стараться использовать личностно-ориентированный подход и образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии, индивидуальный и дифференцированный подход обучению и проблемное обучение.
 



 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»