Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технология развития целостного мышления

Попова Людмила Александровна
  1. Теоретические аспекты технологии развития целостного мышления.
I. 1. Особенности технологии развития целостного мышления.
Технология развития целостного мышления объективно, субъективно, физиологически и психологически работает на формирование метода мышления мыслеобразами. Осознанное систематическое применение ассоциативных образов во всех учебных дисциплинах создает системное ассоциативное, то есть природосообразное мышление.
Самая важная задача природосообразной технологии развития целостного мышления – мотивировать целостное мышление у человека, ибо правильный (сообразный природе) метод мышления даёт ученику инструмент для решения не только учебных, но и жизненных задач.
      Согласно операциональной концепции интеллекта швейцарского психолога Жана Пиаже, любая информация в процессе восприятия проходит четыре естественных этапа:
      IV.Лингвистический этап
    III.Логический этап  
  II.Символьный этап    
I.Сенсорно-моторный этап      
 
    чувственное 
    восприятие
образное «свёртывание» чувственно - логической информации Дискурсивно - логическое осмысление информации аккомодация ин-формации в соз-нании через слово-образ, прорабо-танный на 1-3 этапах
Этот естественный путь прохождения информации приводит к формированию и аккомодации мыслеобразов – голографических микроструктур мышления.
При разработке методики, которая соответствовала бы природе человека, была вскрыта одна из причин трудностей в понимании и в восприятии информации учащимися: физиологически необходимый, сенсорно-моторный, этап восприятия информации в учебниках и практике классической педагогической науки в значительной мере отсутствовал. Теоретические сведения традиционно вводились описательным способом, следовательно, учащиеся воспринимали информацию, опираясь только на дискурсивно-логические возможности своего мозга. Вследствие такого подхода материал дробился на отдельные фрагменты, растягивался во времени. Формально-логический способ репрезентации сведений в учебниках зачастую приводил к потере интереса в изучении предмета - при избыточном, подробном и детальнейшем изложении материала.
При традиционном преподавании предлагаются готовые знания, основное внимание уделяется развитию логического мышления учащихся.
 При развивающем преподавании (а именно при проблемном) не сообщаются готовые знания, учитель предлагает учебно-проблемную задачу. Такое преподавание предполагает интенсивное развитие общих (интеллектуальных), специальных и творческих способностей учащихся. Однако не каждый человек может заниматься по этой системе. Инновационные системы преподавания ориентированы на личность ученика. Здесь выделяют технологическую модель (инновации-модернизации), поисковую модель (инновации-трансформации), поисково-технологическую модель (которая учитывает и рациональную и эмоциональную стороны познания). Технология развития целостного мышления относится к поисково-технологической модели инноваций. Активизация творческой, рациональной и эмоциональной образной сферы учеников является её отличительной особенностью. Технология развития целостного мышления ориентирована на развитие целостного мышления человека, при её использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания результативным.
Технология развития целостного мышления органично объединила в себе многие подходы к преподаванию, существовавшие ранее. Однако данная технология ориентирована на развитие целостного мышления человека, на формирование умения мыслить образами, т.е. естественным природным способом.
Представление об образном мышлении в современной психологии достаточно определено: оно входит во все виды человеческой деятельности. В реальном процессе мышления одновременно присутствует и «образная», и «понятийная» логика. Мыслеобраз, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает фрагменты бытия. В отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным содержанием, в образном мышлении слова используются как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов. Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. При технологии целостного развития мышления ученик не получает наглядное пособие в готовом виде, а сам его создаёт в своём воображении, отображая затем увиденную мыслеформу на бумаге и располагая на неё полученную от педагога учебную информацию в строгой алгоритмической последовательности.
Технология развития целостного мышления является частью биоадекватной технологии, разработанной и обоснованной академиком РАЕН Масловой Н. В. Эта технология представляет собой совокупность скоординированных действий, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ по какой-либо учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся.  В данной технологии поставлена цель: смотивировать учебный мыслеобраз как микроструктуру знания по учебному предмету, заложить его в долговременную память ученика. Необходимо также научить ученика пользоваться новым мыслеобразом, то есть сделать его творческой подвижной микрострукрурой мышления, вовлечь его в динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов.   Целью преподавательской деятельности является научение учащихся методике мышления мыслеобразами и создание цельной личностно-ориентированной системы мыслеобразов по конкретной дисциплине. Технология развития целостного мышления объективно, субъективно, физиологически и психологически работает на формирование метода мышления мыслеобразами.
Самая важная задача технологии развития целостного мышления - мотивировать биоадекватный метод мышления у человека, ибо правильный (сообразный природе) метод мышления даёт ученику инструмент для решения не только учебных, но и жизненных задач. Правильный метод мышления важнее гигантских объёмов информации, ибо такой метод приводит к ценнейшим открытиям. Ещё в наставлении родителям и педагогам М.В. Ломоносов писал:
«Каждому … подобает знать, что школяр есть существо, которому надобно удивляться, как естеству необычному, оное желает выразить себя – «какой есть я!» Педагоги, работающие по технологии развития целостного мыш-ления, имеют возможность не просто удивляться каждому «естеству необыч-ному», они вооружают каждого ученика адекватным знанием механизма мышления человека и практическим умением работать в системе природо-сообразного здоровьесберегающего мышления».
По форме данная технология-релаксационно-активная, в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария в состоянии покоя) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации). Биоадекватный метод состоит в разумном расчленении учебного материала и создания целостной системы знаний по конкретной дисциплине. Так создаются естественные для человека условия, при которых оба полушария мозга активизируются. В этом случае знания можно накапливать и извлекать с большой степенью надёжности.
Взаимодействие правого и левого полушарий мозга приводит к тому, что тело, мозг и душа достигают гармонии. В результате метод обеспечивает идеальную работу структур мозга и как следствие - нормальное физическое состояние учащихся. В процесс обучения вовлечены душа, тело, мозг посредством снятия любого негатива и подключения разных центров удовольствия.
Этапы технологии развития целостного мышления соответствуют этапам восприятия информации. Первым этапом является репрезентация информации. Цель этого этапа: введение нового материала на основе личного опыта и выбора учащегося (сенсорно-моторный этап). Вторым этапом явля-ется восприятие информации. Цель этапа: вовлечение в работу разнообразных центров мозга (символьный этап). Третьим этапом является переработка (осмысление) информации. Цель этапа: понимание информации через логическое осмысление (логический этап). Четвёртым этапом является представление в слове. Цель этапа: владение материалом (лингвистический этап). Пятым этапом является архивирование информации. Эти этапы соотносятся с известной системой этапов познания Ж. Пиаже (2; 220. - с.31).
В технологии развития целостного мышления формируются навыки работы с образом (выбор, представление, рисование, структурирование информации и размещение её на образе).
Осуществление выбора того или иного образа создаёт атмосферу интеллектуального поиска, инициирует навык самоорганизующейся духовной работы. Это глубоко воспитательная технология. Каждый акт выбора сопровождается принятием ответственности. При этом воспитательная функция технологии проявляется не как формальное запоминание, а личный творческий поиск, который воспитывает трудолюбие, инициативность, самоорганизованность, потребность в свободе выбора. Критерием эффективности технологии является прочность знаний, позитивный чувственно-эмоциональный эффект, социальное время. Опыт показал в среднем четырёхкратное сокращение времени при использовании этой методики.
На уроке с использованием технологии целостного развития мышления присутствуют все рабочие этапы, которые приняты традиционной педагогикой и хорошо известны: 1. Приобретение знаний; 2. Формирование умения использовать знания; 3. Закрепление навыка использования знаний. Однако, эти педагогические этапы проходят в определённом режиме.
Первый этап (приобретение знаний) - проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит мотивация и формирование мыслеобраза учебного материала со структурированной информацией.
Второй этап (формирование умения использовать знания) - проходит в состоянии активности. Во время этого этапа происходит «выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом.
Третий этап (закрепление навыка использования знаний). Во время этого этапа происходит «отрыв» учебного образа от учебника, происходит поиск собственных примеров с последующими (проверочными) повторениями и корректировкой примеров. Домашнее задание является продолжением третьего этапа. Ребятам предлагается создать, подобрать, придумать свой собственный образ и расположить на нём полученную на уроке информацию. Опыт показывает, учащиеся любят создавать свои образы. Многие из них желают «одухотворить» образ или усложнить схему, используя дополнительный материал.
            После выхода в свет книги К. Прибрама «Языки мозга» (1975), учёные впервые открыто заговорили об ОБРАЗАХ как информационных свёртках, возникающих в процессе мышления (12; 1975).
            Информационный образ - это опорный образ, наполненный исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Он начинает учебную тему, является первой частью урока. Информационный образ, благодаря своей доступности, делает визуально доступным логическое и структурное поле учебной информации, опосредованное им. Он играет роль знака. Символ нельзя расшифровать только рассудком. Смысловая структура символа рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. По меткому выражению Ж. Пиаже ассоциативные корни мышления глубже логических. В ассоциации мы обнаруживаем синтез логического и эмоционального, т. е. целостность мышления. Поиск информационного образа нацелен не только на поиск аналогии по форме, цвету, движению, функции. Часто гораздо большее значение имеет запах, вкус, цвет. Например, для темы «Прилагательное в русском языке» - информационный образ «Яблоко» - выбрано красное, сочное, крымское яблоко. Этот информационный образ в первую очередь вызывает обонятельные и вкусовые ощущения, поскольку в этой теме важно ощутить обязательность вопроса, КАКОЙ? КАКАЯ?, КАКОЕ? – ВКУСНОЕ, СПЕЛОЕ, ДУШИСТОЕ.
Информационный образ с точки зрения психологии. Процесс восприятия информации строится на психологической основе – так называемого личного опыта (памяти). Личность способна идентифицировать информацию, сравнив её с тем, что есть в опыте и мгновенно (на уровне сознания или подсознания) принять или отвергнуть её. При этом, говоря о личном опыте, мы имеем ввиду как практический, так и духовный опыт (мечты, фантазии, устремления личности). Согласно теории метафор, принятие или непринятие информации происходит из какой – либо актуальной потребности индивида, которую он интуитивно оценивает. Эта оценка порой не может быть осознана индивидом. Индивид может ощущать, прилив энергии, покраснение частей тела, изменение температуры, но никак не может объяснить причину принятия или непринятия той или иной метафоры, заключённой в образе, символе, информационном образе. Индивид принимает метафору, заключённую в информационном образе, если она есть в его позитивном опыте, в том числе и в опыте мечты, фантазии, и он не боится её принять. Если же он имел негативный опыт или не имел его вовсе, то индивид отвергает метафору, заключённую в информационном образе, либо оценивает возможность перспективы после её принятия. Иногда индивид боится последствий принятия тех или иных метафор и из-за этого отвергает их. Обращение к опыту природы приемлемо большинством людей и способно гармонизировать душу человека. Поиск информационных образов в мире природы этичен по отношению к большинству людей, т.к. «уравнивает» их в опыте и создаёт психологические основания для принятия информационного образа.
Общее образа и информационного образа:
- запечатлевается понимание одновременности образа и смысла учебной информации;
- происходит поиск истины через подбор аналогии для новой информации – метафорический поиск с целью овеществления мысли.
Отличия образа и информационного образа:
Образ Информационный образ
- форма отражения материального или идеального объекта или явления в сознании человека, возникающая в условиях практики и познания, на основе и в форме знаков;
- субъективен и возникает в мозгу;
- обладает энергией и векторной динамикой;
- голографичен;
- многозначен, т.е. может использоваться личностью в зависимости от различных ситуаций
- опорный образ, наполненный исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке;
- «включает» все каналы восприятия, опираясь на личный опыт учащегося или архетипы (устойчивые фигуры бессознательного);
- создаётся учеником или учителем в качестве визуальной помощи мысли;
- играет роль знака, в нём схвачена сущность учебного материала;
- двумерный (неголографичный);
- делает визуально доступным логи-ческое и структурное поле учебной информации опосредованное им;
- играет важную роль: начинает учебную тему, является первой частью урока (первой свёрткой информации), также связывает и другие части урока
(2; 2006. - с.28).
 
I. 2. Место технологии развития целостного мышления в системе традиционных, развивающих и инновационных методов преподавания.
На современном этапе учёные выделяют традиционное, развивающее и инновационное системы преподавания.
При традиционном преподавании учащимся предлагаются готовые задания, основное внимание уделяется развитию логического мышления школьников.
Развивающее преподавание предполагает интенсивное развитие общих (интеллектуальных), специальных и творческих способностей учащихся.
            В рамках развивающего преподавания выделяют проблемное, которое связано с формированием творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
            Методика проблемного преподавания была создана в середине 80-х годов ХХ века по различным школьным предметам (Скаткин  М.Н., Лернер Н.Я. (1968), Матюшкин А.М. (1972), Махмутов М.И. (1975), Кудрявцев В.Т. (1975), Ильина Г.А. (1976), Брушлинский А.В. (1983), Ильинская И.А. (1985) и др.). Проблемное преподавание характеризуют как целостную систему, основанную на закономерностях творческого усвоения знаний, принципе противоречия, теории мышления как продуктивного процесса поиска и открытия нового, как систему, основанную на идеях активизации знания. Главной единицей проблемного преподавания является проблемная задача. При этом значительная часть знаний добывается учеником самостоятельно, благодаря чему формируется теоретическое мышление.
      Если сравнивать схемы традиционного и проблемного преподавания, то очевидно явное преимущество последнего, так как учитель здесь не сообщает готовые знания, а ставит учебно-проблемную задачу. Но по этой системе не каждый ученик может успешно учиться. Это объясняется тем, что подобный процесс преподавания ориентируется лишь на возможности логического мышления школьников, при этом не учитывается тот факт, что у многих школьников образное мышление развито лучше логического (а у учащихся начальной школы преобладает образное мышление), а поэтому они не могут в полной мере продуктивно включиться в учебный процесс.
     В этой связи в методике последних лет все активнее стали развиваться инновационные системы преподавания, которые в большей степени личностно-ориентированные.
Отличительной особенностью учебно-познавательной деятельности при инновационном преподавании является тип овладения знаниями, создающий условия включения учащихся в учебный процесс, обусловленный:
- видом учебной деятельности (наблюдение и практическое действие сопровождают слушание);
- логикой познавательных процессов (индукция сопровождает дедукцию);
- психологией познавательных процессов (ассоциативный механизм, связи интуитивного и логического, эмоционального и рационального);
- источником знаний (опора на образ, наглядность приобретают в инновационном обучении новую функцию (управление познавательной деятельностью через аппарат эмоций (5; 2001. - с.36-37).
Традиционно в инновационном преподавании выделяют инновации-модернизации и инновации-трансформации. С помощью первых достигается гарантированный результат преподавания в рамках традиционной репродуктивной ориентации (технологическая модель). Преобразования второго типа направлены на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, ориентацию поисковой учебно-познавательной деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций (модель-поиск) в форме исследования, диалога, игры). Технологическая модель соответствует технократической культуре, поисковая – гуманистической. Кроме того, в последнее время разработана также поисково-технологическая модель, которая учитывает и рациональную, и эмоциональную стороны познания. Здесь поисковые по своему характеру виды деятельности включаются в учебный процесс как обслуживающие его технологические цели.
Технологии развития целостного мышления относится к третьей модели инноваций. Активизация творческой, рациональной и эмоциональной, образной сферы учеников является её отличительной особенностью. Эта методика ориентирована на развитие целостного мышления учащихся, при её использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания весьма эффективным
 ( 5; 2001. - с.7-8).
 
I.3. Специфика преподавания технологии развития целостного мышления в школе.
         На уроке, проведённом в технологии развития целостного мышления, ученик не получает образ в готовом виде, а сам создаёт его в своём воображении, отображая затем увиденный мыслеобраз на бумаге и располагая на нём учебную информацию в алгоритмической последовательности, т.о. для ребёнка на таком уроке главным становится индивидуальное переживание знания.
Слабому ученику эта методика помогает в более доступной форме понять материал. Ребёнок без страха (у меня не получится, я не понимаю) рисует тот образ, который увидел. У него снимается любой негатив, подключаются различные центры удовольствия.
      Уроки по развитию речи показали, что слабые ученики, имеющие различные логопедические проблемы, описывая увиденные образы, делают меньше орфографических ошибок. У таких учащихся улучшается речь. Ведь этот образ он создал сам. Ему никто ничего не навязывал.
      У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук. Рисуя, дети развивают мелкую моторику пальцев рук, что ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка.  Как отмечал К.Д.Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется говорить. Поэтому зарисовывание увиденного образа также стимулирует развитие речи.
      Обогащается активный словарь, расширяется словарный запас. У учащихся формируется связная речь, т.к., опираясь на нарисованный образ, дети учатся различным видам пересказа.
     На таких уроках осуществляется связь обучения с жизнью.  У учеников повышается уровень интеллектуального развития.
     Технология развития целостного мышления предполагает особое построение урока с чередованием активной и релаксационной формы восприятия и усвоения учебной ин­формации.
Активная форма предполагает следующие виды работ:
1)  дискуссия по проблематике изучаемых вопросов;
2)  обмен личным опытом участников занятия о восприятии смы­слового пространства изучаемых вопросов;
3)  устный и письменный опрос по изучаемому материалу;
4)  выступления с докладами, сообщениями;
5)  деловые, ролевые игры.
Релаксационная форма изучения информации включает в себя:
1)  Прослушивание и визуализация учебного текста, объясняющего изучаемый материал;
2)  Прослушивание музыкальных композиций для позитивного психоэмоционального настроя;
3)  Проектирование виртуальных моделей изучаемой информации посредством включения в работу проектной функции головного мозга;
4)  Рисование образа-схемы - виртуальной модели изучаемой ин­формации;
5)  Создание комфортной зоны мышления участников образова­тельного процесса.
     Занятие может быть построено учителем в зависимости от постав­ленной цели. Однако обязательным условием урока с использованием технологии целостного мышления является включение в представление учебной информации сенсорно-моторного и символьного этапов (1 и 2 ступени восприятия).
     Для занятия, на котором даётся новая учебная информация, жела­тельно использование всех релаксационных форм работы. На занятиях, посвящённых более детальному усвоению уже известной информации, могут преобладать активные формы работы. На каждом занятии реко­мендовано использование музыкальных произведений.
      Средства воздействия: мягкий, спокойный голос.  Тембр голоса может меняться, указывая на то, что учитель работает искренне, понимая каждого ученика, обращается индивидуально к каждому.  Учитель говорит медленнее и тише обычного, прибавляя  нотки  таинственности,  игры,  любопытства…  Голос  может  звучать  под  музыку  или  без  неё.  Учитель  использует  доброжелательную  мимику,  улыбку,  спокойные  жесты.  Всё  поведение  учителя  вселяет  в  учеников  абсолютный  покой  и  уверенность  в  его  действиях.  Учитель  словно  излучает  безусловное  восприятие  всех  присутствующих – безусловную  любовь  к  ним.
Учитель должен помнить, что:
1.Формирует  привыкание  учащихся  к  сигналу  своего  голоса  (критерий  Соколова):  вскоре  учащиеся  с  первыми  словами  определённого  тона  будут  настраиваться  на  релаксацию.
2.Принцип  «Чем  медленнее -  тем  быстрее» - залог  успеха.
3.Самостоятельная  работа  идёт  внутри  сознания  и  подсознания  ученика:  он  медленно  переключается  с  аналитической  левополушарной  работы  на  интуитивно-творческую  (правополушарную)  работу.
4.Медленный  темп  Вашего  голоса  вызывает  резонанс – замедляет  бег  мысли  ученика,  сводит  её  к  затуханию  и  переключает  к  внутреннему  размышлению  и  наблюдению.
5.Нельзя  навязывать  учащемуся  своего  видения  образа,  проблемы.
6.Нельзя  заменить  личный  опыт  воспоминаний с просмотром  схем,  рисунков, т.к.  корни  ассоциаций  лежат  глубоко  в  подсознании  личности.
7.Ученик – часть  Вселенной:  он  содержит  доступную  ему  информацию.
8.Учитель  помогает  раскрыть  скрытые  резервы  ученика,  а  не  «дать»  ему  знания.
В методике биоадекватного урока нельзя упустить ни один этап. Необходимо  сохранять  медленный  и  доверительный  тон  голоса. Умение  мыслить  образами,  искать  аналогии,  самостоятельность  в  работе,  азарт  творчества,  личная  ответственность  за  выбор  требует  времени – личного  внутреннего  времени. Поэтому, готовясь к уроку, необходимо просчитать время каждого этапа урока. Концентрация  усилий  ученика  происходит  в  его  внутреннем  мире. Концентрация  усилий  состоит  в  фокусировке  на  заданном  предмете  через  все  каналы  восприятия:  слух,  видение,  обоняние,  осязание,  вкус,  интуиция. Спешка  принесет  вред,  т.к.  учащиеся  не  сумеют  глубоко  сфокусироваться  на  размышлении.
             При рассказе ученика об увиденном образе ни в коем случае нельзя позволять другим ученикам, да и самому учителю  субъективные некоррект-ные замечания оценочного характера, пренебрежительного отношения к лич-ности учащегося.
             Обучение – это резонансная настройка учителя на ученика и наоборот. Процесс обучения тесно связан с внутренними качественными изменениями индивида, вокруг которого меняется мир. Важно, что процесс обучения для учителя – это не прямая передача знания, а создание условий для активного творчества ученика.
Выводы:
Технологии развития целостного мышления:
  • здоровьесохраняющий метод; (природосообразный, который не противоречит природе человека);
  • является современной инновационной образовательной технологией;
  • способствует мотивации и активизации всех потенциальных возмож-ностей личности;
  • относится к поисково-технологической модели инноваций (учитывает рациональную и эмоциональную стороны познания);
  • ориентирована на развитие целостного мышления человека,
на формирование умения мыслить образами;
  • при её  использовании подключаются все каналы восприятия инфор-мации, что делает процесс преподавания результативным;
  • объективно, субъективно, физиологически и психологически работает на формирование метода мышления мыслеобразами;
  • осознанное, систематическое применение мыслеобразов на уроках естественно - научных предметов создаёт природосообразное мыш-ление;
  • релаксационно-активная, в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария в состоянии покоя) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации);
  • являет собой инструмент гармонизации личности;
  • нацелена на раскрытие, осознание и принятие человеком своего истинного предназначения – гармоничного и целесообразного существования единой земной человеческой цивилизации как космического явления.
II. Реализация технологии развития целостного мышления при преподавании русского языка.
Рассмотрим применение технологии развития целостного мышления на примере темы «Наречие».  В рамках данной  темы  необходимо  познакомить учащихся с новой частью речи – наречием: узнать на какой вопрос отвечает, что обозначает данная часть речи, как изменяется; расширить представления учащихся о значениях и структуре словосочетаний; продолжать работать над развитием речи уча-щихся, над расширением кругозора. Данные  задачи  можно  реализовать  при  помощи технологии  развития целостного мышления. Она  предполагает  особое  построение  урока  с  чередованием активной и релаксационной фор-мы восприятия и усвоения учебной ин­формации.
     Рабочие этапы урока с применением данной технологии.
Первый этап (приобретение знаний)
Введение нового материала на основе личного опыта и выбора учащегося (сенсорно-моторный этап). Мотивация и формирование мыслеобраза учебного материала со структу-рированной информацией.
Учитель предлагает детям закрыть глаза, принять удобное положение. Звучит тихая, плавная музыка.
Релаксация «Черепашата»
- Сделайте глубокий вдох, выдох, еще раз вдох, выдох. Ощутите во всем теле спокойствие, тепло, легкость.
- Представьте себе песчаный пляж на берегу океана.
Стоит тихая звёздная ночь. Ярко светит луна. Спокойно и неторопливо набегают волны на песчаный берег. На пляже тихо и пустынно.
Что это? Везде: слева, справа, спереди песок пришёл в движение! На поверхности показались маленькие черепашата. Сегодня у них день рождения! Быстро передвигают лапками, ловко выбираются из-под песка. Они стремятся вперед. В океане их дом. Скоро черепашата станут взрослыми черепахами. Снова приплывут они сюда, чтобы всего один раз в год выйти из океана и в прибрежный песок отложить яйца. Черепахи безошибочно ориентируются в открытом океане. Они всегда находят место своего рождения.
- Поблагодарите все образы, с которыми вы работали. И постепенно, каждый в своём темпе возвращайтесь в класс. Сделайте вдох, выдох. Потянитесь. Медленно открывайте глаза.
Второй этап (формирование умения использовать знания).
«Выведение» образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке. Происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом.
Ученики словесно  описывают и рисуют те образы, которые увидели.
- Нарисуйте все, что увидели. (Дети рисуют).
Учитель показывает свой вариант рисунка.
- Расскажи, что нарисовал?
- Какие слова помогли тебе более ясно, богаче, точнее пояснить действие?
(Ярко, спокойно, тихо, неторопливо, везде, сегодня, быстро, ловко).
- Хотя нам и встречались эти слова, мы знаем, к какой части речи они относятся?
(Нет)
- О чём будем говорить на уроке?
(О новой части речи).
- Тема нашего урока – самостоятельная часть речи – наречие.
- Анализируя часть речи, что мы узнаем?
1. На какой вопрос отвечает?
2. Что обозначает?
3. Как изменяется?
Третий этап (закрепление навыка использования знаний).
Происходит «отрыв» учебного образа от учебника, происходит поиск собственных примеров с последующими (проверочными) повторениями и корректировкой примеров.
В конце урока для большего воздействия на все органы чувств учитель показывает детям живую морскую черепашку – главную «героиню» урока.
 - По мере выполнения практического задания на доске заполняется таблица:
Наречие
На какой вопрос отвечает? Что обозначает? Как изменяется?
Когда? Как? Где? Куда? Признак действия Не изменяется
 
1. (Выполняя задание, ученики узнают, на какие вопросы отвечает новая часть речи). Используя слова сегодня, ярко, везде, вперед запиши ответы на вопросы.
- Когда родились черепашки?
- Как светила луна?
- Где на пляже зашевелился песок?
- Куда стремились черепашки?
- Определи, каким членом словосочетания: главным или зависимым являются эти слова. Над главным словом поставьте х, стрелкой укажите зависимое слово, поставьте вопрос.
- На какие вопросы отвечают наречия?
(Когда? Как? Где?)
- В словосочетаниях родились сегодня, ярко светит, везде зашевелился, стр-мились вперед какая часть речи командует?
(Командует глагол, родились (когда?) сегодня, светит (как?) ярко, зашевелился (где?) везде, стремились (куда?) вперед).
2. (Выполняя задание, ученики отвечают на вопрос, что обозначает новая часть речи). К какому типу речи относится текст, который вы слышали, сами составляли?
- Мы рассказываем, какие черепашки или что они делают?
- Какую часть речи мы используем для этого?
- Можем мы на рисунке более точно показать действие черепашек, луны, волн?
- Волны медленно набегают, черепашки быстро бегут.
- Какие слова поясняют действия, помогают нам ярче выразить признак действия? Чтобы мы поняли, когда? как? где? происходит действие. (Ярко, тихо)
- К какой части речи относятся эти слова?
(Наречие)
- Что обозначает наречие?
(Наречие обозначает признак действия)
3. (Как изменяется.) У вас на листках записано предложение: Волны набегают на берег.
- В каком словосочетании глагол – главное слово? (набегают на берег)
- Почему?
- Что требует глагол от зависимого имени существительного? (Встать в определённый падеж)
- Требует ли глагол определённого падежа у наречия?
- Измените по падежам (устно, работая в парах) слова ярко, везде, вперёд
(Наречия не изменяются по падежам)
- Может, наречие изменяется по временам?
Что делает? Светит ярко
Что делало? Светило ярко
Что будет делать? Будет светить ярко
(Наречия не изменяются по временам)
- Может, наречие изменяется по родам? Как солнце светил

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»