Лингвометодические основы изучения причастия как части речи
(на материале поэзии А.А. Ахматовой)
Карина Софья Александровна
Изучение причастий – один из самых трудных моментов не только в морфологии, но в синтаксисе и орфографии.Сложности у обучающихся вызывает образование действительных и страдательных причастий как в полной, так и краткой форме. Не всегда удаётся легко образовать причастие от того или иного глагола. Одной из самых сложных тем для изучения является причастный оборот, чтобы расставить правильно знаки препинания и согласовать с определяемым словом, ученику необходимо знать, как определить причастный оборот и как правильно применить правила.
ФГОС ООО предусматривает развитие коммуникативных универсальных учебных действий, что является актуальной задачей методической науки и практики преподавания русского языка. В свою очередь эта задача актуализирует проблему использования художественного текста в качестве дидактической единицы учебного материала.
Поэтический текст расширяет когнитивное пространство учащихся, позволяет наблюдать факты языка, на их базе они учатся создавать собственные устные и письменные высказывания. В методической науке отбор текстов для решения конкретных задач обучения является актуальной темой. В нашем случае изучение причастий следует осуществлять на материале поэзии А.А. Ахматовой.
При составлении данной системы заданий, направленной на изучение причастия как части речи, нами были проанализированы 4 учебно-методических комплекса: первый - учебник «Русский язык. 6 кл.» под редакцией Разумовской М.М., Львовой С.И., Капинос В.И., второй - учебник «Русский язык. 7 кл.» под редакцией Баранова М.Т, Ладыженской Т.А. Тростенцовой Л.А., третий - учебник «Русский язык. 7 кл.» под редакцией Быстровой Е.А. и четвертый - учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы» под редакцией Бабайцевой В.В., Чесноковой Л.Д. Для исследования был выбран сравнительный метод, базирующийся на сопоставительном анализе.
Все учебники отвечают требованиям ФГОС ООО, упражнения располагаются от простого к сложному, сопровождаются они теоретическими справками. Были выявление как сильные, так и слабые стороны каждой программы. Например, по-разному расположена тема «Причастия» в общем комплексе изучения морфологии, на изучение темы отводится разное количество часов, а упражнения направлены на развитие разных компетенций учащихся.
Нами были разработаны 10 заданий, направленные на изучение причастий и представленные в презентации к статье. Предлагаемые задания встраиваются в традиционную типологию урока: уроки изучения нового материала (задания №1-3); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (задания №4-8); уроки повторение изученного (задания №9); уроки контроля усвоенного (задания №10).
Важно перед изучением темы познакомить обучающихся с автором текстов, которые используются на уроках. Для этого предлагаем разместить справку об Анне Андреевне Ахматовой – великой русской поэтессе Серебряного века, переводчице и литературоведе, одной из наиболее значимых фигур в русской литературе ХХ века.
На первом этапе усвоения новых знаний, предлагаем использовать «Задание №1», в котором обучающимся необходимо прочитать как при помощи одиночных действительных причастий настоящего времени А.А. Ахматова характеризует временным атрибутивным признаком явления природы. После чего, необходимо придумать прилагательные и глаголы, которые также будут характеризовать природу, выполнить сравнительный анализ разных частей речи и ответить на вопрос: «Чем отличаются слова, которые использует А.А. Ахматова, от слов, придуманных классом?», а далее определить «можно ли выделить в словах из данного текста общую морфему?». При выполнении данного задания подразумевается коллективная работа, когда ученики могут предложить различные словосочетания: дерево растет, природа увядает, красивые цветы, алая заря, сильный ветер, голубое небо, росток взошел и другие. После данного вида работы необходимо сделать вывод, что мы познакомились с новой для нас частью речи (или формой глагола).
«Задание №2» направлено на развитие грамматических навыков и умений, обучающимся предлагается изучить причастия, используемые Анной Ахматовой в стихотворениях и поэмах, распределить их на группы по одному признаку, определить сколько групп получилось.
Предполагается, что данное задание будет дано ученикам после изучения морфемного анализа причастий, поэтому они разделять на группы в соответствии с суффиксами: -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-; -вш-, -ш-,-ом-,-ем-,-им-; -енн-, -нн-; -т-. Другим вариантом распределения причастия является разделение на две группы: действительные и страдательные. После выполнения задания необходимо ответить на вопрос: «то объединяет все причастия, используемые Анной Ахматовой в стихотворениях и поэмах?», который направлен на повторение грамматического значения данной части речи, а именно обозначение проявляющегося во времени признака предмета (в данных примерах человека) по действию.
«Задание №3» направлено на развитие образного мышления, в нем необходимо выразительно прочитать стихотворение Анны Ахматовой «И северная весть на севере застала...», ответить на вопрос: «Какая картина возникает в вашем воображении?». Следующая часть задания, в которой нужно выписать причастный оборот, объяснить постановку знаков препинания, выполнить морфологический разбор одиночного причастия, может использоваться на этапе формирования новых знаний по теме «Причастный оборот» и на этапе усвоения знаний по теме «Морфологический анализ причастий».
На этапе совершенствования знаний, умений и навыков, предлагаем использовать «Задание №4», оно направлено на выявление структурно-семантических связей в словообразовании причастия, поэтому обучающимся предлагается составить словообразовательную цепочку и выполнить морфемный разбор причастий.
«Задание №5» развивает умение учащихся работать с текстами, а также редактировать и создавать их. Предлагается сочинить лингвистическую сказку о причастии на тему «Волшебные способности причастий в поэзии». Данный приём используется как для индивидуальной работы, так и для коллективной, в соответствии с целями и задачами урока. Составление лингвистического текста на основе грамматических признаков причастий помогает повторить и закрепить изученный материал. Рекомендуется педагогам акцентировать внимание на причастия в поэзии Анны Ахматовой, поскольку примеры использования данной части речи (формы глагола) уже приводились на других уроках.
На развитие речи направлено и «Задание №6», в котором предлагается списать отрывки из стихотворения А.А. Ахматовой и изменить место причастных оборотов в предложениях, выделяя их запятыми. Далее важно составить пары предложений, провести анализ как меняется интонация. Построение или конструирование словосочетаний, предложений с причастием и причастным оборотом развивает языковое чутье у обучающихся.
Эффективным видом работы, который способствует запоминанию языковой нормы – это чтение и заучивание стихотворений. Строфы, не вошедшие в «Поэму без героя» А.А. Ахматовой, содержат в себе правильное употребление словоформ, поддерживается ритмом и рифмой, поэтому облегчает запоминание. «Задание №7» можно использовать в качестве проверки усвоенных знаний, школьникам нужно найти и назвать причастия, которые были употреблены в тексте, вспомнить правило или закрепить его, объяснив написание «Не» с причастием. А также объяснить постановку всех знаков препинания в строфах, что поможет вспомнить и другие правила постановки запятых.
Определенные трудности у учащихся вызывает образование причастий. Поэтому предлагаем образовать от глаголов нужную форму причастия, согласовав ее с определяемым словом в «Задании №8». После выполнения данного вида работам возможно следует представить ребятам правильное написание отрывков из стихотворений А.А. Ахматовой и выполнить самопроверку.
Работа по систематизации и повторению грамматического материала позволяет обобщить грамматические знания, восстановить грамматические парадигмы, что способствует лучшему запоминанию, более глубокому пониманию грамматических явлений, обогащению речевого опыта учащегося. Так, «Задание №9» служит успешному усвоению знаний, охватывает несколько изученных тем: правописание «не» с причастиями, использование причастий в разных тематических группах, правописание н и нн в причастиях, правописание кратких и полных форм причастий.
Обучающимся даны выдержки из стихотворений, из них необходимо исключить лишнее слово, которое не соответствуют правилу или какому-либо признаку, после проделанной работы рекомендуется объяснить причину исключения, таким образом повторив грамматические правила употребления причастий в речи. Возможно сделать пропуски в словах с орфограммой, чтобы усложнить задание.
На последнем этапе изучения материала проводятся уроки контроля усвоенного, с этой задачей поможет справится «Задание №10». В соответствии с нормой диктант в 7 классе должен состоять из 110-120 слов, поэтому мы предлагаем использовать отрывок из очерка Анны Андреевны Ахматовой «Все было подвластно ему», написанный в 1664, который посвящён Михаилу Юрьевичу Лермонтову. В нем встречаются причастные обороты, стоящий в постпозиции по отношению в определяемому слову. Поэтому после написания диктанта обучающимся предлагается выполнить синтаксический разбор первого предложения и морфологический разбор всех причастий.
Таким образом, применение разных типов грамматических заданий развивает способность учащихся совершать мыслительную операцию абстрагирования для осмысления грамматических единиц, а также средств выражения грамматических категорий; применять грамматические явления в речевой практике для решения новых коммуникативных задач в устной и письменной речи; использовать грамматические знания для формирования орфографических, пунктуационных, речевых навыков и культуры речи. А использование поэтических текстов Анны Андреевны Ахматовой поможет совместить изучение теоретического материала и развитие культуры речи обучающихся, сформировать метапредметные компетенции на уроках русского языка.
Список литературы:
1. Ахматова, А. А. Лирика / А. А. Ахматова. — М. : Э, 2016. — 320 с.
2. Ахматова, А. А. Сочинения в двух томах / гл. ред. Н. Н. Скатов. — М. : Правда, 1990. — 448 с.
3. Ермакова, Н. Л. Методический аспект изучения причастия на уроках русского языка в средней школе / Н. Л. Ермакова // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. Сборник результатов научных исследований. — 2018. – 1007 с.
4. Свечникова, О.Н. Типология грамматических заданий, формирующих грамматическую способность учащихся при изучении причастия / О.Н. Свечникова // Ученые записки. — 2011. — С. 312–318