Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования
орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся

Буторина Ирина Анатольевна
Словарная работа на уроках русского языка, как я считаю, является важным и действенным средством преодоления этой бетонной стены.
Словарная работа является не только средством преодоления трудностей в написании слов, но и средством формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся.
Пытаюсь внушить ребятам, что грамотность в написании и общая культурная грамотность человека – это важнейшая составляющая современного человека, который живет среди себе подобных, с которыми необходимо будет общаться, даже в эпоху наличия гаджетов, в которых есть разнообразные программы, которые могут автоматически исправить напечатанное слово в документе.
Показателем развития и культуры является то, какие слова употребляет человек, то, какие ценностные ориентиры выбирает человек, который старается глубже вникать в национальную и общемировую культуру. Обучающийся приобретает знания и опыт, которые помогают ему осознать себя и свое место в современном обществе, которые помогают выбрать обучающемуся свой образовательный маршрут.
Таким образом, актуальность моей дипломной работы я объясняю тем, что словарная работа на уроках русского языка является не только одной из основных задач уроков русского языка, но и важной составляющей, необходимой обучающемуся в школьной жизни, а также в его дальнейшей взрослой жизни.
Объект исследования — словарная работа как средство формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся.
Предмет исследования — методические приемы для формирования орфографической зоркости и расширение кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы.
Цель исследования — изучить и описать систему приёмов для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать теоретические основы методических приемов для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы.
Выявить возможности современных программ и учебников по русскому языку для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы.
Выработать методические рекомендации для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы.
Составить комплекс упражнений для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы. 
Сформировать орфографическую зоркость – это обучить ребенка думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, не запоминать исключения из правил, не переписывать сотни упражнений из учебников в тетрадь. Научить слышать и видеть орфограммы, развивать способность выделять при письме сложные моменты.   
 Все приёмы, которые я использую для развития орфографической зоркости, связаны, прежде всего, с творческой работой, которая непосредственно ведет обучающихся к осознанной словарной работе.
Обычное списывание не требует от обучающихся самостоятельности так, как это требуется в творческом списывании. Творческое списывание должно быть сознательным. 
 Работа с орфографическим словарем опирается также на зрительную память. Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке. Хорошее знание алфавита, быстрота реакции, сноровка, любознательность - подспорье в этой работе. Кроме орфографического, нам необходимы также словари толковый и орфоэпический. 
Выдержка из аналитической справки за 2017 год: 
Трудности экзаменуемые испытывают при толковании распространенных слов-терминов, многозначных слов. Это свидетельствует о том, что работа по обогащению словарного запаса обучающихся должна вестись координированно и целенаправленно учителями всех предметов. 
Практика показывает, что родные слова, которые попадаются в текстах учебника по русскому языку, не всегда совпадает с имеющимся (или даже образ отсутствует) образом или правильным, настоящим, реальным образом, который имеет обучающийся.
Вот пример из диагностической работы.
В работе было 24 задания. Всего работу выполняло 68 человек. 
Задание №11 Почему, по мнению автора текста, прялка была дорога любой женщине, получившей её в подарок. 
Задание №11 обучающиеся выполнили с самым низким процентом качества (5,58%). При этом некоторые обучающиеся ещё и допускали ошибку в ударении в слове «дорога». При разборе заданий оказалось, что обучающиеся просто не представляли себе, что такое «прялка». 
Метапредменый материал – хороший источник для дополнения в содержание работы на уроках русского языка для обогащения словарного запаса обучающихся. Здесь виден метапредметно-коммуникационный принцип отбора тематических групп слов для обогащения словарного запаса. Очень актуальными и интересными для обучающихся считаю следующие тематические группы слов: жизнь и здоровье подростков, окружающая среда, морально-этическая, спортивная, лексика искусства и культуры, труда психологии. 
Так, например, в учебнике для 7 класса на странице 26 в упражнении 58 для работы с орфографической зоркостью приведен текст, который относится к биологии, а в учебнике для 8 класса на странице 32 в упражнении 65 для работы с орфографической зоркостью приведен текст, который относится к литературе, к стихотворениям Александра Сергеевича Пушкина. 
Существует два типа методов обучения: общие и частные.
Именно среди частных методов есть и мой любимый метод. Я называю его метод образности слова. Частный метод, предполагающий рассмотрение слов в их образной перспективе с учетом контекстуальных средств, поддерживающих ассоциативно-смысловое содержание анализируемой языковой единицы.
Работа над образностью слова – это одна из интереснейших линий моей работы.
В приведенной таблице я покажу примеры заданий к упражнениям из учебников для 7 и 8 классов и обозначу свои дополнительные задания к этим же упражнениям. Эти дополнительные задания, несомненно, решают проблему, связанную со словарной работой, которая ведет к формированию орфографической зоркости и расширению кругозора обучающихся.
7 класс
  Задания из учебника Мои дополнительные задания
Страница 33
№80
Прочитайте выразительно текст.
Озаглавьте его.
Спишите текст,
подчеркивая причастия.
Обозначьте все орфограммы в
первом предложении.
Спишите предложения с причастиями с выделением суффикса причастий.
Подчеркните слова с не проверяемыми ударением гласными.
Найдите картинку сыча и липы.
Нарисуйте картинку к предложению «Под одинокой развесистой липой, росшей перед нашим деревенским домом, мы обедали, пили чай.»

 
Страница 42
№108
Спишите, выбирая из скобок подходящие причастия
и согласуя их с существительными.
Вставьте пропущенные буквы и недостающие запятые.
Спишите текст, придумав свои причастия, которые согласуются с существительными.
 
Нарисуйте картинку к любому из предложений.
Страница 68
№182
Прочитайте выразительно текст.
Спишите текст,
соблюдая нормы орфографии и пунктуации и подчеркивая
причастия и причастные обороты.
Выделите окончания имен прилагательных.
Задайте вопросы к прилагательным от определяемых слов.
Понравился ли вам текст?
Найдите на карте
Заонежье.
Нарисуйте картинку к тексту.
 
8 класс
  Задания из учебника Мои дополнительные задания
Страница 37
№72
Закончите предложение.
Объясните, как следует
написать, раскрывая скобки, что(бы), то(же), за(тем).
Напомните, какие приемы следует применить, чтобы отличить местоимение с предлогом или частицей от союза.
Определите слитное и раздельное написание «бы» и «же».
Вспомните
правописание союзов и местоимений с
частицами «бы» и «же»
Страница 46
№93
Назовите основные случаи, связанные с написанием
гласных в корне слова.
Опираясь на данные слова
как на примеры, расскажите о правописании гласных в корне. Проиллюстрируйте ответ собственными примерами.

 
Составьте таблицу «Правописание корней с чередующимися гласными» на основе предложенных слов.
 
Страница 59
№128
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания и решая орфографические задачи. Давайте вспомним
слитное и раздельное написание «не» и
частиц «то», «либо», «нибудь», «кое», «ка» и «таки».
Найдите портреты писателей в сети Интернет, найдите годы их жизни.
 
К обязательным классическим упражнениям я добавляю творческие упражнения, которые необходимо сделать для расширения кругозора. Чтобы успешно справиться с такими заданиями, обучающийся должен заняться поиском дополнительной информации в энциклопедиях, учебниках по географии и биологии, сети Интернет.
Итак, я вела речь о словарной работе.
В своей дипломной работе я отметила теоретические основы словарной работы, включённых в государственную итоговую аттестацию по русскому языку, проанализировала возможности современных программ и учебников по русскому языку, дала методические рекомендации для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы.
Многообразие работы, которая является средством для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся, несомненно, приводит к сознательному отношению обучающихся к лексическому запасу родного языка, к пониманию необходимости такой работы, к уверенному написанию слов и смелому подходу к работе со сложными единицами русского языка. Правильно сформулированные задания, когда я добиваюсь того, чтобы каждый обучающийся правильно смог добиться решения своей задачи, являются хорошим средством обучения. Дополнительные творческие задания или задания поиска информации приводят к хорошим результатам.
Моя цель: через словарную работу показать обучающимся великолепие русских слов, увлекательные законы написания слов, возбудить у обучающихся интерес к удивительной выразительности русских слов, поэтичности русских словосочетаний и красоте языковых единиц, ведя к постижению внутреннего и сокровенного смысла слова.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»