Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования
орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся
Буторина Ирина Анатольевна
Словарная работа на уроках русского языка, как я считаю, является важным и действенным средством преодоления этой бетонной стены.Словарная работа является не только средством преодоления трудностей в написании слов, но и средством формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся.
Пытаюсь внушить ребятам, что грамотность в написании и общая культурная грамотность человека – это важнейшая составляющая современного человека, который живет среди себе подобных, с которыми необходимо будет общаться, даже в эпоху наличия гаджетов, в которых есть разнообразные программы, которые могут автоматически исправить напечатанное слово в документе.
Показателем развития и культуры является то, какие слова употребляет человек, то, какие ценностные ориентиры выбирает человек, который старается глубже вникать в национальную и общемировую культуру. Обучающийся приобретает знания и опыт, которые помогают ему осознать себя и свое место в современном обществе, которые помогают выбрать обучающемуся свой образовательный маршрут.
Таким образом, актуальность моей дипломной работы я объясняю тем, что словарная работа на уроках русского языка является не только одной из основных задач уроков русского языка, но и важной составляющей, необходимой обучающемуся в школьной жизни, а также в его дальнейшей взрослой жизни.
Объект исследования — словарная работа как средство формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся.
Предмет исследования — методические приемы для формирования орфографической зоркости и расширение кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы.
Цель исследования — изучить и описать систему приёмов для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать теоретические основы методических приемов для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы.
Выявить возможности современных программ и учебников по русскому языку для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы.
Выработать методические рекомендации для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы.
Составить комплекс упражнений для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы.
Сформировать орфографическую зоркость – это обучить ребенка думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, не запоминать исключения из правил, не переписывать сотни упражнений из учебников в тетрадь. Научить слышать и видеть орфограммы, развивать способность выделять при письме сложные моменты.
Все приёмы, которые я использую для развития орфографической зоркости, связаны, прежде всего, с творческой работой, которая непосредственно ведет обучающихся к осознанной словарной работе.
Обычное списывание не требует от обучающихся самостоятельности так, как это требуется в творческом списывании. Творческое списывание должно быть сознательным.
Работа с орфографическим словарем опирается также на зрительную память. Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке. Хорошее знание алфавита, быстрота реакции, сноровка, любознательность - подспорье в этой работе. Кроме орфографического, нам необходимы также словари толковый и орфоэпический.
Выдержка из аналитической справки за 2017 год:
Трудности экзаменуемые испытывают при толковании распространенных слов-терминов, многозначных слов. Это свидетельствует о том, что работа по обогащению словарного запаса обучающихся должна вестись координированно и целенаправленно учителями всех предметов.
Практика показывает, что родные слова, которые попадаются в текстах учебника по русскому языку, не всегда совпадает с имеющимся (или даже образ отсутствует) образом или правильным, настоящим, реальным образом, который имеет обучающийся.
Вот пример из диагностической работы.
В работе было 24 задания. Всего работу выполняло 68 человек.
Задание №11 Почему, по мнению автора текста, прялка была дорога любой женщине, получившей её в подарок.
Задание №11 обучающиеся выполнили с самым низким процентом качества (5,58%). При этом некоторые обучающиеся ещё и допускали ошибку в ударении в слове «дорога». При разборе заданий оказалось, что обучающиеся просто не представляли себе, что такое «прялка».
Метапредменый материал – хороший источник для дополнения в содержание работы на уроках русского языка для обогащения словарного запаса обучающихся. Здесь виден метапредметно-коммуникационный принцип отбора тематических групп слов для обогащения словарного запаса. Очень актуальными и интересными для обучающихся считаю следующие тематические группы слов: жизнь и здоровье подростков, окружающая среда, морально-этическая, спортивная, лексика искусства и культуры, труда психологии.
Так, например, в учебнике для 7 класса на странице 26 в упражнении 58 для работы с орфографической зоркостью приведен текст, который относится к биологии, а в учебнике для 8 класса на странице 32 в упражнении 65 для работы с орфографической зоркостью приведен текст, который относится к литературе, к стихотворениям Александра Сергеевича Пушкина.
Существует два типа методов обучения: общие и частные.
Именно среди частных методов есть и мой любимый метод. Я называю его метод образности слова. Частный метод, предполагающий рассмотрение слов в их образной перспективе с учетом контекстуальных средств, поддерживающих ассоциативно-смысловое содержание анализируемой языковой единицы.
Работа над образностью слова – это одна из интереснейших линий моей работы.
В приведенной таблице я покажу примеры заданий к упражнениям из учебников для 7 и 8 классов и обозначу свои дополнительные задания к этим же упражнениям. Эти дополнительные задания, несомненно, решают проблему, связанную со словарной работой, которая ведет к формированию орфографической зоркости и расширению кругозора обучающихся.
7 класс
Задания из учебника | Мои дополнительные задания | |
Страница 33 №80 |
Прочитайте выразительно текст. Озаглавьте его. Спишите текст, подчеркивая причастия. Обозначьте все орфограммы в первом предложении. |
Спишите предложения с причастиями с выделением суффикса причастий. Подчеркните слова с не проверяемыми ударением гласными. Найдите картинку сыча и липы. Нарисуйте картинку к предложению «Под одинокой развесистой липой, росшей перед нашим деревенским домом, мы обедали, пили чай.» |
Страница 42 №108 |
Спишите, выбирая из скобок подходящие причастия и согласуя их с существительными. Вставьте пропущенные буквы и недостающие запятые. |
Спишите текст, придумав свои причастия, которые согласуются с существительными. Нарисуйте картинку к любому из предложений. |
Страница 68 №182 |
Прочитайте выразительно текст. Спишите текст, соблюдая нормы орфографии и пунктуации и подчеркивая причастия и причастные обороты. |
Выделите окончания имен прилагательных. Задайте вопросы к прилагательным от определяемых слов. Понравился ли вам текст? Найдите на карте Заонежье. Нарисуйте картинку к тексту. |
8 класс
Задания из учебника | Мои дополнительные задания | |
Страница 37 №72 |
Закончите предложение. Объясните, как следует написать, раскрывая скобки, что(бы), то(же), за(тем). Напомните, какие приемы следует применить, чтобы отличить местоимение с предлогом или частицей от союза. |
Определите слитное и раздельное написание «бы» и «же». Вспомните правописание союзов и местоимений с частицами «бы» и «же» |
Страница 46 №93 |
Назовите основные случаи, связанные с написанием гласных в корне слова. Опираясь на данные слова как на примеры, расскажите о правописании гласных в корне. Проиллюстрируйте ответ собственными примерами. |
Составьте таблицу «Правописание корней с чередующимися гласными» на основе предложенных слов. |
Страница 59 №128 |
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания и решая орфографические задачи. | Давайте вспомним слитное и раздельное написание «не» и частиц «то», «либо», «нибудь», «кое», «ка» и «таки». Найдите портреты писателей в сети Интернет, найдите годы их жизни. |
К обязательным классическим упражнениям я добавляю творческие упражнения, которые необходимо сделать для расширения кругозора. Чтобы успешно справиться с такими заданиями, обучающийся должен заняться поиском дополнительной информации в энциклопедиях, учебниках по географии и биологии, сети Интернет.
Итак, я вела речь о словарной работе.
В своей дипломной работе я отметила теоретические основы словарной работы, включённых в государственную итоговую аттестацию по русскому языку, проанализировала возможности современных программ и учебников по русскому языку, дала методические рекомендации для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся 7 и 8 классов средней общеобразовательной школы.
Многообразие работы, которая является средством для формирования орфографической зоркости и расширения кругозора обучающихся, несомненно, приводит к сознательному отношению обучающихся к лексическому запасу родного языка, к пониманию необходимости такой работы, к уверенному написанию слов и смелому подходу к работе со сложными единицами русского языка. Правильно сформулированные задания, когда я добиваюсь того, чтобы каждый обучающийся правильно смог добиться решения своей задачи, являются хорошим средством обучения. Дополнительные творческие задания или задания поиска информации приводят к хорошим результатам.
Моя цель: через словарную работу показать обучающимся великолепие русских слов, увлекательные законы написания слов, возбудить у обучающихся интерес к удивительной выразительности русских слов, поэтичности русских словосочетаний и красоте языковых единиц, ведя к постижению внутреннего и сокровенного смысла слова.