Конспект урока для 5 класса
Безличные глаголы
Головач Светлана Петровна
УМК: учебник русского языка под ред. 5 кл. М.М.РазумовскойТип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: сформировать понятие о безличных глаголах.
Задачи урока:
- Образовательные:
- определять их грамматические признаки,
- разграничивать личные формы глаголов и личные формы глагола в безличном значении;
- учиться использовать безличные глаголы в речи
- Развивающие:
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие умений применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему.
- Воспитательные:
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку.
- Организационный момент.
Предлагаю начать урок с девиза, который поможет нам идти по дороге знаний:
Не можешь – сумей,
Не знаешь – узнай,
Пробуй, ищи, свершай, достигай!
(Слайд 2)
- Слова какой части речи чаще употребляются в тексте? О какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?( о глаголе) (СЛАЙД)
Давайте выпишем эти глаголы:
Не можешь-
Сумей-
Не знаешь-
Узнай-
Пробуй-
Ищи-
Свершай-
Достигай-
-у этих глаголов есть лицо? (да, 1-ое)
- А число? (есть, ед.ч.)
-есть род? (не можем определить, они относятся как м.р , так и и ж.р)
-есть наклонение? (есть, сумей, пробуй –это глаголы повел наклонения) и изъявительного наклонения
-Предлагаю вам сыграть в игру « ВЕРНО_НЕВЕРНО.» (СЛАЙД)
Правило такое: я буду предлагать вам утверждения, и если они верны, то вы поднимаете руку, а если нет- руки опущены…Итак…внимание…начали!!!
1) Глагол – это служебная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать, что сделать. (НЕВЕРНО)
2) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.( ВЕРНО)
3) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что делать. (НЕВЕРНО)
4) Возвратные глаголы – это глаголы с постфиксом –ся, - сь.(ВЕРНО)
5) Глаголы в форме условного наклонения указывают лишь на возможность выполнения действия и сопровождаются частицей БЫ (ВЕРНО)
- Вот видите! В вашей памяти многое уже хранится о такой важной части речи как глагол.
-Ребята, а вот интересно..все ли мы знаем об этой части речи или в нашей копилке знаний еще есть место для каких –то тайн..Давайте проверим…
-Предлагаю провести небольшое исследование и проверить это…
Работа в группах. Приём "Проведи исследование»
-Прочитайте предложения, найдите глаголы и определите их лицо. Попытайтесь обнаружить сходство и различие в них. Что вы увидели нового в этом задании? Запишите результаты, проведите защиту.
- Светает.
- Наступила долгожданная весна.
- Потеплело.
- На реке растаял лёд
- К утру опять подморозило.
Задание:
-Спишите. Подчеркните основы предложений, определите, одно- или двусоставные эти предложения.
-Ответьте мне на вопрос:
-У всех ли глаголов есть лицо?
(нет. Верно, У глаголов СВЕТАЕТ. ПОТЕПЛЕЛО,ПОДМОРОЗИЛО,
РАССВЕЛО лица нет.)
-Подумайте, как могут называться глаголы, обозначающие действия, которые протекают без действующего лица? Подумайте, как звучит тема урока.
-Верно! БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ. ПОПРОБУЙТЕ ПОДСТАВИТЬ ПОДЛЕЖАЩЕЕ, ПОЛУЧИТСЯ, (НЕТ)
- СПИТСЯ– КОМУ? Дополнение возможно, НАПРИМЕР, мне спится
СПИТСЯ - КТО? Подлежащее невозможно, действие происходит само по себе.
-Давайте сделаем словообразовательный разбор слова БЕЗЛИЧНЫЙ – ЛИЧНЫЙ. Как называется этот способ образования слова? (Приставочный)
-А на что в русском языке указывает приставка БЕЗ- (на отсутствие чего-либо)
-Верно. Молодцы!
- Ребята, давайте подумаем, что могут обозначать такие действия:
- нездоровится, спится, дремлется( состояние человека)
-смеркается, подморозило, рассвело (состояние природы)
-Верно!(Перед вами на слайде 2 картинки, изображающие состояние человека и природы. В конверте есть карточки с глаголами, которые запутались. Надо распределить их на две группы. Кто поможет глаголам? Я готова пригласить двоих.
-Каждый из вас определил цель урока. Вы построили проект выхода из затруднения.
-!(Перед вами на слайде 2 картинки, изображающие состояние человека и природы. В конверте есть карточки с глаголами, которые запутались. Надо распределить их на две группы. Кто поможет глаголам? Я готова пригласить двоих
Состояние природы | Состояние человека. |
светает, вечереет, смеркается, будет смеркаться подморозило, холодало, дождит |
знобит, лихорадит, нездоровится, хочется, не спалось, не сиделось |
(СЛАЙД ВЫВОДЫ)
-Предлагаю вам поработать учителями и исправить ошибки в предложениях (СЛАЙД «ИСРАВЬ ОШИБКИ»)
????? -Предлагаю мини-тест. Кто первый верно ответит, получит пять.(СЛАЙД «РЕФЛЕКСИЯ»)
- Следующее задание вы будете выполнять на листочках. В левой колонке вам даны предложения. Знаком + вы должны отметить безличные предложения..Время выполнения -
5-7 минут.
- Обменяйтесь листочками. Взаимопроверка. Отметки поставлю вам сама.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ: Задание на слайде. Списать текст. Вставить пропущенные орфограммы.
РЕФЛЕКСИЯ. Закончить предложения.
-Сегодня на уроке я узнал….
- Сегодня на уроке я научился…
- Мне был сложно в вопросе…
-Мне было интересно…
-Мне понравилось…
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на тему «Весна» с использованием безличных глаголов (всего 5-7 предложений)